Сцепление автомобиля должно полностью включаться при отпущенной педали и выключаться при нажатии на педаль до отказа, а также обеспечивать полную передачу крутящего момента двигателя.
Внешним признаком неисправной работы сцепления являются шум шестерен в момент переключения передач, снижение скорости движения автомобиля (езда под гору) и чрезмерный нагрев деталей и картера сцепления (пробуксовка).
Пробуксовка сцепления может быть при малом ходе педали, замасливании или износе фрикционных накладок ведомого диска, ослаблении или поломке нажимных пружин. При этом одновременно с уменьшением производительности автомобиля и увеличением расхода топлива происходит интенсивное изнашивание и разрушение материала фрикционных накладок.
Температура поверхности фрикционного материала оказывает большое влияние на скорость его изнашивания. Это объясняется выгоранием клеящего вещества (латекса или бакелита) и разрушением асбеста под действием высокой температуры.
Уход за сцеплением. При малом зазоре между дисками сцепления (малый свободный ход педали сцепления) имеет место неполное выключение сцепления. В результате этого при переключении передач происходят удары между зубьями шестерен и быстрое изнашивание зубьев кареток и шестерен коробки передач (вследствие динамичности приложения нагрузки). Неполное выключение сцепления может быть также при перекосе ведомого диска или рычагов, износе ступицы ведомого диска и износе шлицев первичного вала коробки передач. Резкое включение сцепления при плавном отпускании педали может быть при разрушении фрикционных накладок, короблении ведомого диска, механических повреждениях нажимного диска или перекосе втулки выжимного подшипника.
Цель первого технического обслуживания сцепления заключается в периодической проверке и при необходимости регулировки свободного хода педали, смазке выжимного подшипника и привода выключения.
При втором техническом обслуживании проверяют затяжку болтов крепления картера сцепления к двигателю. Эта затяжка производится с помощью динамометрической рукоятки. Момент затяжки болтов должен быть 4—12 кГ-м, в зависимости от марки двигателя (для двигателей типа ЯМЗ и ЗИЛ—от 8 до 10 кГ-м).
При загрязнении фрикционных накладок маслом их промывают бензином или очищают металлической щеткой. При большом замасливании накладок, а также при повреждении или износе их поверхности до заклепок ведомый диск следует заменить или переклепать накладки. После переклепки накладок заклепки должны утопать не менее чем на 1,5 мм от поверхности накладок. На некоторых автомобилях ведомый диск сцепления статистически балансируется. Эту балансировку необходимо сохранять при техническом обслуживании и ремонте сцепления.
Свободный ход педали сцепления обусловливается величиной зазора между обоймой выжимного подшипника и концами рычагов выключения сцепления. Величина этого зазора составляет 1,5—4 мм соответственно свободный ход педали сцепления для большинства автомобилей составляет 32—55 мм. Предельное значение величины свободного хода 10—12 мм. Свободный ход педали сцепления замеряют линейкой и при необходимости регулируют изменением длины тяги, соединяющей вилку с рычагом на ва,лике педали.
В сцеплениях с гидравлическим приводом имеется две регулировки. Сначала регулируют зазор между толкателем 6 и поршнем главного цилиндра, которым определяется величина свободного хода педали сцепления. Этот зазор должен быть 0,5—1,0 мм. Он регулируется эксцентриковым болтом 5, установленным в соединении толкателя с рычагом педали. Затем регулируется зазор между обоймой выжимного подшипника и рычагами выключения сцепления. Этот зазор (3—4 мм) регулируется изменением длины толкателя поршня главного цилиндра гидравлического привода.
Выжимной подшипник сцепления на автомобилях ГАЗ смазывают при ТО-1 смазкой 1-13 (ГОСТ 1631—61), используя колпачковую масленку, поворачивая ее крышку на 2—3 оборота.
ВВ Па автомобилях ЗИЛ-130 в выжимной подшипник сцепления мазку закладывают на заводе, при сборке сцепления. На автомобилях МАЗ выжимной подшипник смазывают при ТО-2 через пресс-масленку смазкой 1-13 или ЦИАТИМ-201. Втулки вала педали и втулки оси вилки выключения сцепления смазывают смазкой УСс-1 и УСс (ГОСТ 4366—56).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обслуживание сцепления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы