Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Грузоподъемные краны предприятий

Публикация:
   Обслуживающий персонал крана и его квалификация

Читать далее:




Обслуживающий персонал крана и его квалификация

Для управления и обслуживания кранов с машинным приводом владелец обязан назначить Крановщиков (машинистов) и слесарей, а для обслуживания кранов с электрическим приводом, кроме того, электромонтеров (ст. 304 Правил по кранам).

Для подвешивания груза на крюк кранов (кроме кранов, управляемых с пола или со стационарного пульта) назначаются стропальщики. Указанные лица должны быть не моложе 18 лет. Крановщики и помощники крановщиков перед назначением на работу и периодически один раз в 12 мес. проходят медицинское освидетельствование в порядке, установленном приказом министерства здравоохранения СССР от 30 мая 1969 г. № 400 «О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся». Медицинские противопоказания для крановщиков башенных, козловых, мостовых, гусеничных, автомобильных и железнодорожных кранов содержатся в перечне Л» 2 Б и В приложения № 6 к этому приказу.

Необходимость медицинского освидетельствования стропальщиков, слесарей, электромонтеров, а также рабочих основных профессий, допускаемых к обслуживанию грузоподъемных машин, управляемых с пола или со стационарного пульта, Правилами по кранам не предусматривается и на основании приказа № 400 Министерства здравоохранения СССР определяется медсанчастью предприятия, где они работают.

На паровые краны для обслуживания парового котла, помимо машиниста, должен назначаться его помощник. Необходимость назначения помощника крановщика на краны с другим приводом определяется администрацией, при этом для стреловых самоходных кранов следует руководствоваться указаниями, содержащимися в инструкции завода-изготовителя по эксплуатации крана.

Управление автомобильным краном может быть поручено шоферу после обучения его по программе для крановщиков и аттестации квалификационной комиссией.

Крановщики, машинисты, помощники крановщиков и машинистов, слесари, электромонтеры и стропальщики перед допуском к обслуживанию крана должны быть обучены и аттестованы1 квалификационной комиссией. Подготовка и аттестация рабочих, связанных с обслуживанием грузоподъемных кранов, производятся в дневных и вечерних профессионально-технических учебных заведениях по договорам с предприятиями и организациями, а также на курсах и в технических школах. Допускаются подготовка и аттестация этих рабочих непосредственно на предприятии, располагающем базой для обучения (классными комнатами, программами, наглядными пособиями, квалифицированными преподавателями и инструкторами производственного обучения и т. п.). Обучение должно производиться курсовым методом, по программам, утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию или министерствами и. ведомствами. Индивидуальная и бригадная подготовка по этим профессиям не допускается.

Состав квалификационных комиссий и порядок аттестации персонала а профессионально-технических учебных заведениях и институтах технического обучения определяются по существенному для них положению. Состав квалификационной комиссии по аттестации персонала, обученного в учебных комбинатах, учебных пунктах, технических школах и на специальных курсах предприятий, установлен п.29 «Типового положения по подготовке и повышению квалификации рабочих непосредственно на производстве», утвержденного 8 октября 1968 г.

В состав комиссии должны входить:
а) главный инженер предприятия (организации) или его заместитель (председатель комиссии);
б) руководитель технического обучения (начальник отдела, бюро или инженер по производственно-техническому обучению);
в) руководитель соответствующего цеха (отдела, участка) или лицо, ответственное за исправное состояние объектов данного цеха (участка);
г) представитель отдела техники безопасности или технического надзора предприятия;
д) начальник отдела труда и заработной платы;
е) представитель фабрично-заводского, местного комитета профсоюза;
ж) лицо, производившее обучение.

В состав квалификационной комиссии обычно также включаются в качестве заместителя председателя главный механик или главный энергетик. Не разрешается проведение экзаменов комиссией в составе менее трех человек и при отсутствии специалистов соответствующей квалификации.

Аттестация машинистов (крановщиков) кранов всех типов, управляемых из кабины, а также помощников машинистов паровых кранов производится при участии в комиссии инспектора. Администрация предприятия (учебного заведения) обязана не позднее чем за 10 дней предупредить инспектора о дне работы квалификационной комиссии, в которой он должен принять участие. При неявке инспектора в установленный день по согласованию с руководством местного органа технадзора назначается новое время проведения экзаменов.

Присутствие инспектора при аттестации слесарей, монтеров, стропальщиков, помощников машинистов непаровых кранов, а также крановщиков, обслуживающих краны, не подлежащие регистрации в органах технадзора, не обязательно.

Результаты аттестации должны оформляться протоколом. Рабочим, выдержавшим экзамены, выдается удостоверение (приложение 2) за подписью председателя комиссии, а крановщикам (машинистам) за подписью председателя комиссии и инспектора. Подпись инспектора должна быть также в удостоверении помощника крановщика парового крана. Для крановщика и стропальщика оно должно снабжаться фотокарточкой. При заполнении удостоверения крановщика должен быть указан тип крана, к управлению которого он допущен. Эта

запись должна соответствовать квалификационной характеристике, указанной в программе, по которой производилось обучение.

Если крановщик обучен и аттестован на право управления кранами двух и более типов, то ему может быть выдано одно общее удостоверение с перечислением в нем этих кранов. Удостоверение должно быть подписано председателем квалификационной комиссии и инспектором.

Иногда удостоверение машиниста снабжают специальными талонами, погашаемыми при нарушении правил безопасного производства работ. Порядок погашения устанавливается предприятием, выдавшим машинисту удостоверение с талонами.

Крановщик и стропальщик во время работы удостоверение должны иметь при себе. Взамен утерянного или пришедшего в негодность удостоверения персоналу по его письменному заявлению может быть выдан дубликат. Дубликат выдается на основании протокола квалификационной комиссии за подписью председателя комиссии или руководителя предприятия, если председатель уже не работает на данном предприятии. При этом для персонала, аттестация которого проводилась в комиссии с участием инспектора, на дубликате должна быть соответствующая отметка (подтверждение) местного органа госгортехнадзора (управления округа, районная горнотехническая инспекция и т. п.). Эта отметка делается на основании предъявленного в орган технадзора протокола или остатков удостоверения с сохранившимися подписями председателя комиссии и инспектора или только председателя комиссии для случаев, когда подпись инспектора, согласно действующим в период выдачи удостоверения Правилам, не требовалась.

Машинистам кранов с электрическим приводом присваивается квалификационная группа по электробезопасности в порядке, установленном Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей. Эта группа должна быть не ниже II, а для машинистов, допущенных к наладке и ремонту электрообооудования крана, не ниже III (п. ЭШ-6-4 ПТЭ).

Крановщикам автомобильных, железнодорожных и других стреловых самоходных кранов с электрическим приводом механизмов также должна быть присвоена II группа по электробезопасности, если предусмотрена возможность питания крана от внешней сети. О присвоении квалификационной группы по электробезопасности выдается специальное удостоверение, подписанное главным энергетиком предприятия.

Слесарей, обученных для ремонта промышленного оборудования и имеющих соответствующий разряд, дополнительно обучать и выдавать удостоверение на право ремонта и обслуживания кранов не требуется.

К ремонту и обслуживанию кранов на стройках допускаются слесари, прошедшие обучение по ремонту строительных машин и механизмов. Необходимость и объем дополнительного обучения или инструктажа этих рабочих определяются администрацией предприятия, в штате которого находятся рабочие.

Электромонтерам и другим лицам, производящим ремонт, наладку и испытания электрооборудования кранов, а также лицам, ответственным за их исправное состояние, присваивается группа по электробезопасности не ниже III (п. ЭШ-6-4 ПТЭ).

К управлению кранами с пола или со стационарного пульта и подвешиванию груза на крюк допускаются рабочие основных профессий, пользующиеся такими кранами, после инструктажа и проверки навыков по управлению краном и зацепке грузов (ст. 317 Правил по кранам). Порядок инструктажа устанавливается администрацией предприятия, эксплуатирующего краны. Проведение специального обучения этих рабочих и выдача им удостоверений не обязательны.

Если рабочие не достигли 18 лет, то возможность их допуска к управлению кранами с пола или пульта администрация предприятия должна согласовать с заводским комитетом профсоюза.

Порядок обслуживания кранов, переводимых на управление с пола, должен быть согласован с местными органами технадзора (информационно-директивное письмо Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 г.).

Рабочие основных профессий металлургических, машиностроительных и других производств могут быть допущены к зацепке грузов к крюку кранов, управляемых из кабины, если не требуется предварительной обвязки его (груз снабжен петлями, рымами, цапфами для зацепки его или находится в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре, или захватывается полуавтоматическими грузозахватными приспособлениями). Обучение этих рабочих производится по программам, утвержденным самим предприятием. Программа рассчитывается на 14—20 ч обучения и должна быть составлена с таким расчетом, чтобы обученный и допущенный к выполнению обязанностей по зацепке груза рабочий обладал навыками, требующимися для правильного подвешивания груза на крюк, умел определить пригодность чалочного приспособления, знал порядок обмена сигналами с крановщиком, а также условия безопасного перемещения и укладки грузов. К этим рабочим предъявляются те же требования, что и к стропальщикам.

После проверки знания программы обучения этим рабочим должны быть выданы удостоверения на право производства работ по зацепке грузов и инструкция стропальщика. В удостоверении делается запись: «Допущен к зацепке груза на рабочем месте». Удостоверение снабжается фотокарточкой.

Для работы в качестве стропальщика могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке грузов (ст. 308 Правил по кранам). Если эти рабочие имеют на руках соответствующее удостоверение или аттестат

ГПТУ или учебно-курсового комбината, то необходимость, объем и порядок дополнительного обучения или инструктажа определяются администрацией предприятия по месту их работы с учетом того, что эти рабочие должны иметь навык по строповке груза, хорошо знать содержание инструкции для стропальщика и порядок подачи сигналов крановщику. После проверки комиссией предприятия знаний и навыков им следует выдать удостоверение стропальщика и производственную инструкцию.

В тех случаях, когда зона, обслуживаемая краном, полностью не обозревается из кабины крановщика, и в случае отсутствия между крановщиком и стропальщиком радио- или телефонной связи для передачи сигналов стропальщика крановщику должен быть назначен сигнальщик из числа обученных и аттестованных стропальщиков.

Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в 1972 г. утверждены по согласованию с Госгортехнадзором СССР следующие новые программы (письмо Госгортехнадзора СССР от 10 апреля 1972 г. № 06-13-86/547):
1) программы для курсовой подготовки стропальщиков (профессии рабочих общие для всех отраслей народного хозяйства);
2) программы для курсовой подготовки машинистов (крановщиков) мостовых (козловых) кранов (профессии рабочих общие для всех отраслей народного хозяйства).

Указанием от 17 декабря 1970 г. Госгортехнадзор СССР разъяснил, что для подготовки рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, в учебных заведениях и курсовой сети предприятий (организаций) допускается использование ранее утвержденных программ и учебных планов для индивидуальной и бригадной подготовки таких профессий и специальностей.

Подготовку новых программ производит Центральный учебно-методический кабинет профессионально-технического образования Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию (Москва, И-301, Мурманский проезд, 8).

Периодическая внеочередная проверка знаний и инструктаж

Администрация предприятия обязана производить проверку знаний всего персонала, обслуживающего краны, периодически, не реже одного раза в 12 мес. (считая со дня подписания протокола квалификационной комиссией). Присутствие инспектора на этих проверках не обязательно.

Периодическая проверка знаний производится комиссией в объеме должностных инструкций. Проверка производится по графику, утвержденному руководством предприятия (цеха, участка). О предстоящей периодической проверке знаний персонал следует уведомить не менее чем за месяц.

Внеочередная проверка знаний персонала, обслуживающего краны, производится при переходе рабочих с одного предприятия на другое, а также по требованию ИТР по надзору за кранами или инспектора, если установлены случаи нарушений должностных инструкций. После внеочередной проверки знаний очередная проверка производится не позднее чем через 12 вес. после внеочередной.

Крановщики, стропальщики и другие рабочие после перерыва в работе по специальности более одного года должны пройти проверку знаний в комиссии предприятия и в случае удовлетворительных результатов могут быть допущены к стажировке для восстановления необходимых навыков. В этом же порядке производится восстановление на работу по специальности уволенных в запас военнослужащих, ранее работавших крановщиками, стропальщиками, слесарями и электромонтерами по обслуживанию кранов.

Периодическая и внеочередная проверка знаний персонала проводится постоянно действующими комиссиями, создаваемыми приказом руководства предприятия в составе не менее трех человек инженерно-технических работников соответствующей квалификации. Председателем комиссии должен быть главный инженер или его заместитель или руководитель соответствующего цеха (участка).

На предприятиях (организациях) с большим числом обслуживающего персонала может быть создано несколько комиссий для проведения периодической и повторной проверки персонала, при этом в качестве председателей могут быть назначены инженерно-технические работники соответствующей специальности (главные механики, главные энергетики, начальники цехов и т. п.).

Результаты периодической и внеочередной проверки знаний следует оформлять записью в журнале, в котором эти результаты проверки подтверждаются председателем комиссии и членами. По усмотрению председателя комиссии результаты периодической проверки знаний могут быть оформлены протоколом с обязательной отметкой в журнале. Рекомендуемая форма протокола и журнала дается в приложениях 3 и 4.

Лицам, прошедшим проверку, выдается вкладыш к удостоверению (приложение 2). Рабочие основных профессий, обслуживающие краны, управляемые с пола или со стационарного пульта, и производящие зацепку груза к крюку таких кранов, должны проходить повторный инструктаж не реже одного раза в 12 мес. Порядок проведения и оформления инструктажа устанавливается предприятием.

Порядок перевода крановщиков для работы на другой кран

Крановщики и их помощники допускаются к работе в соответствии с присвоенной им квалификацией. При необходимости перевода крановщика с крана одного типа на другой, например с башенного на портальный или мостовой, с железнодорожного на пневмоколесный и т. д., они должны быть вновь обучены и аттестованы квалификационной комиссией с участием в ее работе инспектора госгортехнадзора или ведомственной инспекции котлонадзора. Обучение в этом случае может проводиться по сокращенным программам, составленным предприятием, производящим обучение, рассмотренным учебно-методическим советом предприятия и утвержденным председателем совета (главным инженером).

Сокращенная программа может быть составлена на базе основной. Из последней могут быть опущены такие разделы, которые уже ранее изучались крановщиком, например основы материаловедения, основы слесарного и электромонтажного дела, сведения из технической механики и деталей машин, чтение чертежей и т. п. Основное внимание должно быть обращено на изучение особенностей конструкции, управления краном и безопасного выполнения работ.

При переводе крановщика, его помощника с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом администрация предприятия обязана ознакомить его с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку. После проверки практических навыков эти лица могут быть допущены к самостоятельной работе на кране другой модели.

Стажировка производится под наблюдением машиниста, работавшего на данном кране. Время стажировки устанавливается лицом, ответственным за исправное состояние крана по согласованию с лицом, осуществляющим надзор за кранами на данном предприятии.

В этом же порядке крановщик мостового крана может быть переведен для работы на козловой кран, а крановщик козлового крана для работы на мостовой, так как эти краны являются однотипными и обучение обычно производится по общей программе. На некоторых предприятиях в эксплуатации имеются железнодорожные краны старых конструкций с приводом от паровой машины. В связи с тем что на таких кранах установлен паровой котел, перевод машинистов и их помощников для работы на такие краны с кранов, имеющих другой привод (механический, электрический, дизель-электрический), может производиться только после обучения по соответствующей программе для машинистов кранов с паровым приводом.

Порядок перевода крановщика для работы с одного крана на другой в смене устанавливается предприятием (строительной организацией). При этом крановщики заранее должны знать номера кранов, на которых они могут работать. При необходимости работы в смене попеременно на двух и более мостовых кранах крановщику заранее должны быть выданы ключ-марки от этих кранов.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Грузоподъемные краны предприятий

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Обслуживающий персонал крана и его квалификация"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства