Хорошая обзорность пути с места водителя является одним из важнейших условий удобства управления автомобилем и безопасности его движения; хорошая обзорность важна также и для пассажиров. Обзорность пути с места водителя зависит от положения сиденья, высоты и наклонов подушки и спинки, размеров, формы и расположения окон, конструкции стоек, формы капота и крыльев автомобиля. Обзорность пути тем лучше, чем выше сиденье и чем меньше наклоны подушки и спинки, чем ближе сиденье водителя расположено к переднему концу автомобиля, чем больше окна, главным образом ветровое, чем ниже подоконники, чем острее углы окна и чем ближе стекло к глазам водителя, чем тоньше стойки, чем дальше назад от переднего конца автомобиля они расположены. Осуществить все перечисленные мероприятия, обеспечивающие хорошую обзорность пути, не всегда возможно. Высота сиденья водителя зависит от высоты автомобиля и обеспечивает удобства посадки водителя. Слишком низкие подоконники нарушают внешний вид автомобиля, острые утлы оконных проемов уменьшают жесткость кузова, так как скругления углов являются как бы усиливающими косынками стоек корпуса кузова. Приближение ветрового окна к глазам водителя возможно на расстояние не менее 50—60 мм от передней точки рулевого колеса, необходимое для свободного прохода руки в перчатке. Распространенные в современных кузовах наклонные V-образные и скругленные окна, улучшающие обтекаемость и внешний вид автомобиля, отдаляют стекло от водителя в средней части кузова.
Расчет кузова на прочность показывает, что металлические стойки могут быть выполнены весьма тонкими и узкими, но наличие рамок и резиновых складок стекол увеличивает сечение стоек. Перемещение стоек назад уменьшает расстояние от переднего угла подушки сиденья до стойки, что затрудняет вход и выход водителя и пассажиров. Размеры капота и крыльев определяются размерами и положением двигателя, радиатора, колес.
Конструктор должен ясно представить себе, что следует применить, чтобы улучшить обзорность данного автомобиля. Улучшение обзорности проектируемого автомобиля хотя и возможно за счет изменения взаимного положения сиденья и ветрового окна, но лучшие результаты могут быть достигнуты правильным выбором места расположения угловых стоек. Конструктор должен учитывать особенности зрения человека. На сетчатку левого и правого глаза предметы проектируются под различными углами, поэтому левый и .правый глаз водителя видит стойку и предметы за окнами как бы «с разных точек зрения». Можно так установить стойки и подобрать их сечение, что они не будут ограничивать обзорность для водителя среднего роста. Предметы за стеклами, закрытые стойкой для правого глаза, будут видны левому, и наоборот. В современных широких кузовах возможно значительное смещение стоек назад без существенного уменьшения пространства для входа и выхода; достаточно лишь сделать подушку сиденья не во всю ширину кузова, так, чтобы между передним углом подушки и стойкой образовалось достаточное пространство для ноги. Очертание и размещение стоек ветрового окна кузова оказывают большое влияние на обзорность автомобиля с места водителя. Неудачно расставленные (в правом и левом углу кузова) широкие стойки будут перекрывать часть поля зрения водителя и образовывать для него некоторый непросматриваемый сектор — «слепую зону», отчего безопасность движения автомобиля может сильно пострадать.
Рис. 1. Изменение углов обзорности в зависимости от положения сиденья водителя, расположения ветрового окна и от формы капота:
1 — точка зрения при нормальной высоте сиденья; II— то же при низком сиденье
Рис. 2. Сектор обзорности, закрываемый стойкой кузова.
Рис. 3. Зависимость обзорности и удобства входа и выхода от расположения угловой стоики. Стрелками показано расстояние от подушки до проема двери.
На рис. 4 показано положение глаза водителя среднего роста, а на рис. 5 — границы слепой зоны, или невидимой с места водителя части дороги, и принятые показатели оценки обзорности в зависимости от размеров слепой зоны.
Эти данные получены в НАМИ для многих автомобилей в результате фотосъемки так называемых панорам обзорности. Прибор для съемки состоит из штатива, груза, передвижной каретки, фотоаппарата ФЭД с широкоугольным объективом и устанавливается на сиденье водителя. Для получения полного подобия в положениях объектива и глаза водителя на основание штатива накладывается груз, чтобы произвести необходимую деформацию подушки. При поворачивании аппарата относительно вертикальной оси производят шесть снимков, которые соединяют вместе; отпечатки с негатива дают две панорамы. Для точного воспроизведения панорамы обзорности каждая серия снимков должна делаться дважды — для левого и правого глаз водителя. Полученные панорамы (негативы) накладывают одну на другую. На отпечатке получаются сдвоенные изображения контуров окон, передка автомобиля, дорожных знаков. Невидимыми водителю оказываются только те участки панорамы, которые перекрываются изображением стоек и других частей кузова на обоих негативах.
Рис. 4. Положение глаза водителя.
Автомобиль, проходящий испытания, устанавливается на горизонтальной площадке, разбитой на квадраты со стороной 1 м. Площадка изображается в протоколе испытаний в масштабе 1 : 100. На это изображение наносят от руки снятые по клеткам с панорамы контуры слепой зоны испытываемого автомобиля. Путем сопоставления снятых таким образом панорам и их проекций с практическими оценками обзорности, полученными от многих водителей, можно оценить обзорность разных автомобилей.
Оценка видимости светофора производится следующим образом: светофор, подвешенный на высоте 5 м над уровнем дороги, должен быть виден с места водителя в то время, когда передний конец автомобиля находится на расстоянии 12 м от светофора; чем больше это расстояние, тем хуже видимость светофора с места водителя и наоборот.
Рис. 5. Допустимые границы невидимой части дороги (по материалам НАМИ):
1 — наибольшие допустимые границы «слепой зоны*: 2 — нормальные границы.
Размеры в м.
Цифры в клетках показывают оценку каждой клетки (значение ее видимости для водителя). Отношение суммы значений для видимых клеток к сумме значений для невидимых называется показателем обзорности.
Рис. 6. Прибор НАМИ для съемки панорам обзорности, установленный на сиденье автомобиля.
Рис. 7. Панорама обзорности (автомобиль ГАЗ М-20): а— передняя панорама; б — задняя панорама.
Рис. 8. Установка автомобиля на площадке для съемки панорам обзорности.
Рис. 9. Схема определения видимости светофора:
А — расстояние от глаза водителя до буфера; В — высота глаза волке
Обзорность назад оценивается по площади окон, ограниченных контурами, изображенными на пленке.
Приведенными практическими данными можно пользоваться и для предварительной оценки обзорности проектируемого автомобиля. Для этого нужно построить на чертеже проекцию стоек и передка автомобиля на поверхность дороги, проводя линии из точки зрения водителя через точки контуров окон и передка, и получить границы слепой зоны автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обзорность автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы