Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные кузова

Публикация:
   Планировка кузова легкового автомобиля

Читать далее:




Планировка кузова легкового автомобиля

После определения места расположения сиденья водителя легкового автомобиля разрабатывается планировка задних сидений. При этом должны быть обеспечены пространство для ног пассажиров, достаточное расстояние от подушки до потолка, достаточная ширина сиденья для двух или трех пассажиров, удобная высота подушки от пола и правильные углы наклона подушки и спинки.

Вес пассажира принимается равным 75 кг, а расположение центра тяжести пассажира принимается на расстоянии 250—300 мм от передней кромки подушки сиденья. В случае компоновки нового автомобиля, в особенности автомобиля с несущим кузовом, первый член уравнения распадается на ряд членов, каждый из которых представляет собой произведение веса одного из агрегатов (двигателя, коробки передач, переднего моста, заднего моста, кузова) на расстояние от его центра тяжести до передней ^си автомобиля. Если получившееся распределение веса по осям при нагрузках соответствует заданному, можно приступить к более подробной компоновке кузова. Если вес, приходящийся на задние колеса, велик, заднее, а может быть и переднее, сиденье должно быть смещено вперед. Если вес, приходящийся на задние колеса, мал, сиденье должно быть смещено назад. При намеченном расположении сиденья водителя и заданном распределении веса по осям — уравнение (1 — 1а) может быть перестроено так, что место размещения заднего сиденья определится ранее его компоновки: точные удобства для пассажиров. хМожет оказаться, что пространство для ног недостаточно или что сиденье расположено между задними колесами и поэтому является слишком тесным.

Рис. 1. Пример определения центра тяжести легкового автомобиля.

Вопрос о том, следует ли остановиться на данной планировке кузова в целях правильного распределения веса по осям, но в ущерб удобствам пассажиров, или произвести перестановку механизмов автомобиля, чтобы изменить планировку, или, наконец, отойти от заданного распределения веса по осям в интересах правильной планировки кузова, должен быть разрешен совместно конструктором автомобиля и конструктором кузова.

На легковых автомобилях ранних выпусков кузовы делались открытыми, и сиденья для пассажиров в них располагались поперек и вдоль кузова. Для входа в заднее отделение кузова служила дверь в задней стенке; пол устанавливался так высоко от поверхности дороги, что требовались две ступеньки подножки. Водитель сидел в неудобной позе и вынужден был сгибаться и поворачиваться для пользования множеством (числом до 15) рычагов, кнонок и педалей, часть которых для своего перемещения требовала применения значительной физической силы. Для багажа и запасного колеса специального помещения не предусматривалось. Механизмы устанавливались под полом, задние сиденья нависали над колесами, что позволяло даже при очень короткой базе размещать в кузове пять-семь пассажиров.

С увеличением скорости автомобиля и повышением требований к его устойчивости необходимо было понизить уровень пола и увеличить базу автомобиля, уменьшить лобовую поверхность и придать внешнему виду его более обтекаемую форму.

Для достижения этого двигатель автомобиля устанавливается на самом переднем конце рамы, что позволяет расположить ближе к передней оси пассажирские сиденья, осуществить плавный скат крыши кузова к хвосту автомобиля, улучшить его обтекаемость и увеличить объем помещения для багажа и запасного колеса.

Начиная с 1933—1935 гг., в автомобилях нагрузка от общего веса равномерно распределяется на оси автомобиля по 50% на каждую (вместо 40% на переднюю и 60% на заднюю ось, как это было раньше).

В последнее время стали распространяться автомобили с вынесенным за пределы базы и объединенным с ведущим мостом силовым агрегатом (привод на передние колеса или заднее расположение двигателя). Примерами такой компоновки могут служить чехословацкие автомобили «Татраплан» и «Минор».

Габарит кузова по ширине в ранее выпускавшихся автомобилях вследствие высокой посадки кузова почти полностью был использован для пассажирских мест.

Понижение высоты расположения рамы от поверхности дороги сокращало ширину задних сидений автомобиля, так как при этом они размещались между кожухами задних колес. Кроме того, суживающийся обтекаемый передок кузова сокращал ширину передних сидений.

С 1930—1935 гг. изменились очертания кузовов в плане. Наиболее широкая часть кузова оказалась сдвинутой относительно заднего моста вперед. Это дало возможность сделать передние и задние сиденья более широкими и просторными. На переднем сиденье уже могли расположиться два пассажира, кроме водителя.

В современном автомобиле часть кузова от передка до заднего крыла занимает около 70% длины базы автомобиля. Ширина дверей современных автомобилей почти равна этой величине, причем во многих конструкциях (ЗИС-110) вырез двери вокруг заднего крыла, уменьшавший ширину задней двери, отсутствует.

Длительные поездки на низких сиденьях в автомобилях, выпускавшихся в 1925—1933 гг., быстро утомляли пассажиров, хотя такая конструкция сидений снижала общую высоту автомобиля и позволяла придать кузову обтекаемую форму. В настоящее время и то, и другое достигается уменьшением высоты рамы от поверхности дороги и перемещением сидений для пассажиров вперед, причем высота сидений сохраняется нормальной.

Рис. 2. Схемы автомобилей с расположением силового агрегата за пределами базы:

Рис. 3. Ширина сидений в кузовах различных легковых автомобилей: а — в конце XIX в.; б — в начале XX в.; в — в 1920 г.; г — в 1932 г.; д — в современном автомобиле.
а — автомобиль с двигателем спереди и приводом на передние колеса; 6 — автомобиль „Татраплан* (Чехословакия) с задним расположением двигателя.

Таблица 1

В современной компоновке легкового автомобиля, когда сиденья для пассажиров размещаются в пределах базы автомобиля, передняя и хвостовая части шасси остаются свободными и могут быть .использованы для установки силового агрегата, устройства помещений для размещения багажа и запасного колеса. Многие автомобили при этом не имеют выступающих крыльев (гладкая боковина) — колеса и подножки утоплены в корпусе кузова (например у автомобиля «Победа»).

Полное использование ширины легкового автомобиля, достигаемое утапливанием колес и подножек в корпусе кузова, будет осуществляться во всех легковых автомобилях самого ближайшего будущего.

В табл. 1 приведены размеры заднего отделения кузовов отечественных легковых автомобилей.

Размеры заднего отделения кузовов легковых автомобилей в мм

На рис. 4 показаны размеры откидных сидений, на рис. 5 — размеры дверных проемов и их положение относительно сидений.

В табл. 2 приведены примерные значения показателя размерности для автомобилей различных типов.

Таблица 8
Нормы вместительности кузова

Величины, приведенные в нормах, основаны на замерах большого количества автомобилей соответствующих классов, причем колебания этих величин в пределах каждого класса оказались очень незначительными.

Кроме планировки внутренней части кузова и размещения в нем сидений для водителя и пассажиров, при компоновке автомобиля определяются также углы наклона стекол в окнах автомобиля относительно его боковин, месторасположение и размеры помещений для багажника и для запасного колеса.

Рис. 4. Положение и размеры откидного сиденья.

Рис. 5. Положение сидений относительно дверного проема.

Рис. 6. Схема для подсчета показателя размерности (по данным НАМИ).

Рис. 7. Расположение запасного колеса в багажнике автомобиля ГАЗ М-20.

В большинстве автомобилей для багажа отводится помещение в задней, суживающейся к обтекаемому хвосту, части кузова; объем багажника 0,3—0,6 м3. Скругленные формы стенок кузова не должны уменьшать общей вместительности багажника, и в его габаритах должны размещаться один-два больших чемодана с острыми гранями размером около 800 X 450 X 200 мм каждый. Открывается багажник обычно снаружи; крышка его делается как можно большей, и если она оказывается слишком тяжелой, устанавливаются противовесы или пружины для облегчения ее открывания. В багажнике же хранится и запасное колесо; наиболее удобное его положение внизу, на панели основания; над запасным колесом устанавливается полка, которая и служит полом багажника. Иногда запасное колесо ставят в боковой части багажника, но такое расположение затрудняет доступ к колесу при наличии в багажнике груза.

Рис. 8. Схема наклона стекол к поверхности боковины кузова.

Сетки и решетки для размещения багажа на крыше автомобиля и над его задним буфером (ЗИС-101), а также установка запасного колеса в переднем крыле или за задней стенкой кузова (М-1, «Москвич») в новых конструкциях автомобилей почти не применяются, так как такие устройства ухудшают обтекаемость автомобиля.

Боковые стенки кузова имеют некоторый наклон, так как кузов а нижней части шире, чем в верхней. Соответственный наклон должны иметь и стекла окон. При компоновке следует учитывать предполагаемый наклон стекол, для того чтобы обеспечить достаточное пространство между внутренней и наружной облицовками корпуса для размещения стеклоподъемников, дверной арматуры и стекла при его опускании.

Наклоны ветрового и заднего окон влияют на обтекаемость и внешний вид автомобиля. Обычно наклон этих стекол составляет у легковых автомобилей около 35—45° к вертикали. Больший наклон окна приводит к заметным искажениям видимых через стекло предметов и поэтому является нежелательным. Кроме того, большой наклон стекла (особенно для заднего окна) требует значительного увеличения площади окна, чтобы проекция контура окна в точке зрения водителя была достаточной для обзорности.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные кузова

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Планировка кузова легкового автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства