Выбор типа автобусов для обслуживания городских и междугородных перевозок пассажиров в начальный период развития автобусных сообщений носил случайный характер.
Различные условия эксплоатации и обеспечения удобств пассажиров, которым должны были удовлетворять городские и междугородные автобусы, не учитывались, и часто автобусы, малопригодные для городского транспорта, но вполне удобные для междугородных сообщений, работали в городе, и наоборот.
В автобусах пассажирам предоставлялись минимальные удобства при максимальном количестве мест.
Большая высота пола кузова требовала для облегчения входа и выхода пассажиров устройства нескольких ступенек. Высота в проходе автобуса иногда была недостаточной, так как некоторые автобусы делались двухэтажными. Количество дверей для пассажиров в автобусах было различно.
Часть сидений располагалась так, что пассажиры были обращены спиной вперед, часть — продольно; это позволяло лучше использовать площадь кузова, но для пассажиров этим самым создавались большие неудобства (рис. 56). Постепенно планировка автобусов изменялась: расширялся кузов, увеличивалась внутренняя высота его; сиденья для пассажиров размещались так, что пассажиры сидели лицом вперед; устройства, которые обеспечивали удобство входа в автобус и выхода из него, а также беспрепятственное передвижение пассажиров внутри автобуса, улучшались (например увеличивался шаг сидений, расширялся проем дверей и т. л.). Увеличение шага сидений в автобусах связано с высотой подушки от пола (чем меньше эта высота, тем больше должен быть шаг).
Рис. 1. Изменение планировки автобуса в процессе его развития.
Планировка современного автобуса должна обеспечивать удобные вход, выход, передвижение внутри кузова и посадку пассажиров на сиденьях. В городских автобусах пассажирам должны обеспечиваться наибольшие удобства для входа в автобус, передвижения внутри него и выхода из автобуса; в междугородных автобусах любой вместительности должны быть созданы наибольшие удобства для посадки пассажиров на сиденьях, так как в этих автобусах пассажиры вынуждены оставаться на сиденьях в течение многих часов и зачастую ночью. Поэтому в междугородных автобусах сиденья должны быть расположена так, чтобы пассажиры были обращены лицом вперед, по направлению движения автобуса, тогда как в городских автобусах допускается расположение части сидений (например над колесными кожухами) вдоль стенок кузова. Сиденья междугородных автобусов должны иметь спинки с подголовниками и с устройством для изменения наклона, а также подлокотники.
Рис. 2. Положение и размеры пассажирского сиденья в автобусе.
Несмотря на то, что в автобусах (в связи с их сравнительно большими габаритами, особенно по высоте) имеется возможность придать сиденью для пассажира наиболее удобные размеры, в отдельных конструкциях автобусных кузовов это не всегда выдерживается по причине неправильной планировки автобуса с целью наибольшего использования площади пола и часто в ущерб удобствам пассажиров.
Увеличение высоты сиденья в автобусах в тех пределах, в каких это необходимо для удобства посадки, занятия места или вставания, не отражается на увеличении высоты всего автобуса. Высоту автобуса определяет не высота сидений, а высота пола от поверхности дороги и высота от пола до потолка в проходе. Увеличение высоты сиденья позволяет сократить шаг сидений и тем самым лучше использовать площадь автобуса. В новейших конструкциях автобуподушки от пола, к соответствующим изменениям углов наклона подушки и к изменению других размеров.
Размеры пассажирского сидения показаны на рис. 2. Размеры высоты подушки от пола, глубины подушки, свободного пространства для ног или расстояния от подушки до упора, если таковой имеется, а также и углы наклонов подушки и спинки могут быть приняты постоянными для автобусных сидений всех видов независимо от вместимости и типа автобуса. Однако возможны случаи, когда высота сиденья должна быть увеличена, например над колесными кожухами и над двигателем при расположении его сзади. Тогда необходимо либо предусматривать возвышенную площадку для ног пассажиров, либо несколько изменять угол наклона подушки и спинки (см. табл. 5). Делать сиденье с высотой подушки от пола более 500 мм не следует, а расстояние от подушки до упора для ног и наклон спинки должны оставаться неизменными.
Расстояние от передней кромки подушки до спинки впереди стоящего сиденья, т. е. место для колен пассажира, в междугородных автобусах должно быть выбрано с учетом возможной регулировки наклона спинки впереди стоящего сиденья. Этот размер при крайнем положении спинки (откинутой назад) равен размеру, принятому для городских автобусов (250 мм). Такой же размер должен быть выдержан между передней кромкой подушки и перегородкой, если таковая находится перед сиденьем.
В качестве исходного размера для определения ширины сиденья должна быть принята ширина двухместного сиденья. В практике кузовостроения этот размер принимается не менее 865 мм. Типовое двухместное сиденье мелодугородного автобуса выполняется большим по ширине — 960 мм, а одноместное имеет ширину 480 мм кроме того, сиденья, как правило, выполняются одноместными, с подлокотниками и устанавливаются попарно.
Таблица 1
Ширина сидений в автобусах
На полу перед сиденьем должно быть оставлено достаточное место для ступни в тех случаях, когда перед сиденьем находится перегородка или углубление в полу для подножки. Этот размер составляет 300 мм, причем часть площади пола для ступней ног может находиться под сиденьем.
Необходимыми размерами, определяющими удобство размещения стоящих пассажиров и их передвижение внутри автобуса, являются ширина прохода на уровне подушек сидений и расстояние от пола до потолка в проходе.
Ограниченная высота и ширина в проходе междугородных автобусов малой вместимости допустимы в связи с тем, что все пассажиры и обслуживающий персонал в них во время движения должны сидеть, а передвижение пассажиров по проходу происходит только во время входа или выхода; при этом пассажирам нужно делать всего лишь несколько шагов. Принятые размеры ширины двухместного сиденья и ширины прохода обеспечивают не выходящую за пределы допустимой габаритную ширину автобуса.
Таблица 2
Размеры прохода
Рис. 1. Размеры прохода, дверей и подножек автобуса.
Таблица 3
Типовые размеры сидений, прохода и габаритной ширины автобусов в мм
Размеры дверных проемов и подножек должны обеспечивать удобные вход и выход пассажиров в течение кратчайшего времени.
В городских автобусах как средней, так и большой вместительности должны быть отдельные вход и выход. При этом высота первой ступени подножки от поверхности дороги не должна быть более 400 мм, ширина дверного проема в свету — не менее 700 мм, а высота проема — около 1850 мм. Уменьшение высоты дверного проема в сравнении с высотой в проходе может быть допущено в связи с тем, что пассажир находится в плоскости двери лишь в момент ее прохода, не выпрямляясь при этом во весь рост. Для удобства входа глубина подножки должна быть не менее 400 мм. Если высота пола от подножки превышает 300 мм, должна быть предусмотрена промежуточная ступень.
Рис. 2. Влияние конструкции спинки на удобство сиденья при неизменном шаге сидений:
1 — пружинная спинка; 2 — спинка с набивкой из волоса.
Городские автобусы должны иметь две двери: одну сзади для входа и другую спереди для выхода; в междугородных, а также в служебных, специальных и малых городских (до 25 мест для сидения) автобусах достаточно одной двери для входа и выхода в передней части кузова. Кроме того, в задней стенке или в левой боковине обычно делается аварийная или санитарная дверь. При отдельной от пассажирского помещения кабине водителя, обязательной для средних и больших городских автобусов, должна быть дверь для водителя в левой боковине или в перегородке кабины.
Таблица 4
Основные размеры планировки отечественных автобусов в мм
Шаг сидений не может характеризовать удобство посадки пассажира в автобусе, так как удобства зависят не от величины шага, а от размера глубины подушки и расстояния между передней кромкой подушки и спинкой впереди стоящего сиденья; сумма этих размеров может быть больше или меньше в зависимости от толщины спинки сиденья .
В табл. 4 приведены основные размеры отечественных автобусов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Планировка автобуса"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы