Компоновка кузова грузового автомобиля состоит из компоновки кабины водителя и компоновки кузова для груза. Сиденье водителя грузового автомобиля следует выполнять регулируемым и конструктивно не связанным с сиденьем для пассажиров, в особенности в широкой трехместной кабине. Ширина водительского сиденья должна быть не менее 500 мм, ширина двухместного сиденья не менее 900 мм.
В современных грузовых автомобилях кабины нередко установлены вблизи передней оси и иногда частично или полностью располагаются над двигателем.
В кабине, установленной над двигателем, пол поднят, и капот представляет собой лишь небольшой выступ в средней части пола. Таким образом длина шасси, занимаемая кабиной и силовым агрегатом, сокращается, увеличивается обзорность, двигатель доступен сверху, а демонтаж его осуществляется вытягиванием или выкатыванием вперед.
При одних и тех же габаритах кузова для груза база грузового автомобиля при установке кабины над двигателем сокращается примерно на 1 л по сравнению с обычным грузовым автомобилем.
Расположение кабины над двигателем позволяет приблизить габариты автомобиля грузоподъемностью 3,5 т к габаритам обычного 1,5—2-тонного автомобиля. Увеличение полезного объема кузова составляет примерно 12—15%, уменьшение длины автомобиля 8—10% и радиуса поворота 6—16%, что значительно повышает маневренность автомобиля.
Установка кабины над двигателем оказывается особенно целесообразной, когда автомобиль имеет переднюю ведущую ось. Установка кабины над двигателем на большей высоте, чем обычно, и отсутствие впереди капота значительно увеличивают обзорность для водителя. При этом газы, тепло и шум от двигателя мало проникают в кабину, а обслуживание двигателя вполне удобно.
Недостатком грузовых автомобилей с кабиной, расположенной над двигателем, является перегрузка переднего и недогрузка заднего мостов. Поэтому более распространены кабины, лишь частично расположенные над двигателем.
Примером компоновки грузового автомобиля со смещенной вперед кабиной являются автомобили ГАЗ-51, ДАЗ-150, НАМИ-3,5т. При такой компоновке особенно сложно разместить педали, так как кожух переднего колеса занимает часть пола кабины. В этом случае точное построение поверхности кожуха и уменьшение его размеров особенно важны.
Рис. 1. Схемы компоновки грузового автомобиля:
а — обычная компоновка (ЗИС-5); б — компоновка с выдвинутым управлением; в — кабина над двигателем; г — двигатель под сиденьем; д — сдвинутая вперед кабина (3,5-тонный автомобиль НАМИ).
Характерные для грузовых автомобилей наклон рулевой колонки и большой диаметр рулевого колеса приводят к тому, что рулевое колесо, перекрывая часть поля зрения водителя, ухудшает обзорность; поэтому следует уменьшать наклон колонки, что будет также способствовать облегчению управления грузовым автомобилем.
Положение кабины определяет и положение передней кромки грузового кузова. Длина кузова определяется принятым при компоновке автомобиля в целом распределением веса по осям. Пользуясь теми же приемами, которые применяются при планировке легкового автомобиля, находят центр тяжести кузова для груза. Считается, что центр тяжести совпадает с серединой длины кузова для груза, а так как расстояние от передней кромки кузова для груза до центра тяжести известно, нетрудно, удвоив это расстояние, определить и длину всего кузова.
Таблица 1
Размеры платформ отечественных автомобилей
В табл. 2 приведены рекомендуемые размеры высоты борта для перевозки различных легковесных грузов с полным использованием грузоподъемности автомобиля. Некоторые грузы требуют настолько высоких бортов, что габаритная высота автомобиля выходит за пределы допустимой. В этих условиях приходится мириться с неполным использованием грузоподъемности автомобиля и выполнять борты по высоте соответствующими существующим габаритным ограничениям (предельная высота автомобиля 4 м).
Высота платформы для груза от уровня дороги обычно зависит от диаметра колес и от зазора, необходимого для их колебаний, и составляет около 1100— 1300 мм. Такая высота примерно соответствует высоте железнодорожных платформ и удобна для погрузочно-разгрузочных работ. Иногда пол кузова, чаще всего в фургоне, желательно иметь более низко расположенным, чем в обычных грузовых автомобилях, например для перевозки очень тяжелых грузов, скота и т. д. При этом неизбежно устройство колесных
Угол съезда — угол между поверхностью дороги и плоскостью, касательной к наружной окружности шин задних колес и к крайней нижней кромке задней части автомобиля (буфера, концов продольных балок рамы, обвязочного бруса кузова и т. д.). Величина угла съезда определяет способность автомобиля беспрепятственно преодолевать ухабы, канавы и пр.
Допустимый угол съезда для автомобилей городского назначения не менее 11°, для прочих автомобилей общего пользования 16—20°, для автомобилей повышенной проходимости не менее 30°.
Таблица 2
Высота бортов кузовов для перевозки различных грузов
Таблица 3
Размеры кузовов типа фургон
Таблица 4
Размеры кузовов-самосвалов
Таблица 5
Средний вес кузовов грузовых автомобилей
При компоновке грузовой платформы должен быть учтен ориентировочный вес бортов. Если борт весит больше 50—60 кг, целесообразно выполнить его составным из двух-трех частей, шарнирно связанных между собой (петлями или задвижками).
В табл. 5 приведены веса различных кузовов, необходимые для расчета распределения веса по осям автомобиля и других целей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Планировка грузового автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы