Одноковшовые пневмоколесные погрузчики имеют специальное шасси или изготавливаются на базе серийно выпускаемых колесных тракторов. Они подразделяются на фронтальные (неповоротные) с разгрузкой ковша впереди и неполноповоротные, у которых разгрузка ковша может быть и передней и боковой — слева или справа от машины. Ковш устанавливают на стреле шарнирно для его поворота в вертикальной плоскости. Угол наклона стрелы может изменяться. У неполнопово-ротных погрузчиков стрелы, кроме того, могут поворачиваться в плане влево или вправо от среднего положения на угол до 80 — 90°. Для изменения вылета и высоты ковша, его поворота и вращения стрелы в горизонтальной плоскости применяют гидроприводы.
Фронтальный погрузчик Д-561А имеет два ведущих моста, из которых задний — управляемый и может поворачиваться в поперечной вертикальной плоскости, что допускает передвижение по неровным площадкам. Стрела изогнутой формы поднимается и опускается двумя поршневыми цилиндрами двустороннего действия. Ковш поворачивается двумя такими жь цилиндрами. На стреле могут устанавливаться ковши обычного исполнения (вместимостью 0,6; 0,8 и 1,25 м3) или двух-челюстного (вместимостью 0,8 м3).
Рабочая жидкость к цилиндрам нагнетается двумя шестеренными насосами, вращаемыми от редуктора отбора мощности у двигателя (рис. 5.6). Давление в гидросистеме 9,8 МПа. Крутящий момент от двигателя сообщается карданным валом, объединенным в общий блок, гидротрансформатору, коробке передач и раздаточной коробке. Ступени передач (четыре — вперед и две — назад) включаются фрикционными муфтами. Раздаточная коробка соединяется карданными валами с передним и задним ведущими мостами, заимствованными соответственно от автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-151. Рулевое управление содержит гидроусилитель. Фрикционные муфты в коробке передач имеют гидравлические приводы, обслуживаемые автономным шестеренным насосом 5, вращающимся от вала отбора мощности блока изменения крутящего момента. Передние и задние колеса приводятся в движение от вмонтированных в них планетарных редукторов. Рабочий тормоз — ножной (колодочный на всех ходовых колесах с пневматическим приводом), стояночный – ручной (центральный от автомобиля ГАЗ-51).
Рис. 5.6. Кинематическая схема погрузчика Д-561А
Погрузчик Д-561Б имеет увеличенную грузоподъемность, повышенные скорости, усиленную ходовую часть. Напорное усилие на режущей кромке ковша достигает 49 кН при работе на первой передаче на площадке с твердым покрытием. Техническая производительность при полном заполнении ковша 120 м3/ч. Коробка передач двухдиапазонная, реверсивная с переключением ступеней передачи фрикционными муфтами с гидроприводом. При нажатии на педаль ножного тормоза автоматически отключается трансмиссия механизма передвижения. Ширина колеи передних и задних колес 1840 мм. Минимальный радиус поворота 6,3 м.
Фронтальный погрузчик Д-660 имеет базой трактор К-702 или К-700А (рис. 5.7). Трансмиссия механизма передвижения гидромеханическая. Новое усилие на ковше 58,8 или 49 кН. При использовании в качестве базы трактораК-700А наибольшая скорость погрузчика 28 км/ч.
Стрела рабочим оборудованием размещена между передними колесами и опирается на портал, установленный впереди кабины. Подъем-опускание стрелы осуществляется двумя гидроцилиндрами, шарнирно закрепленными на портале. Ковш поворачивается двумя поршневыми цилиндрами двустороннего действия, установленными шарнирно на том же портале. При выдвигании штоков поворачиваются против часовой стрелки рычаги, опирающиеся на стрелу, и в этом же направлении поворачивается ковш, связанный с рычагами тягами-толкателями. Наружный конец стрелы снабжен сменными лыжами, опирающимися на грунт или площадку при зачерпывании.
Рис. 5.7. Одноковшовый фронтальный пневмоколесный погрузчик Д-660
Рабочая жидкость к гидроцилиндрам нагнетается шестеренным насосом, вращаемым от вала отбора мощности. Давление в гидросистеме 9,8 МПа. Для управления гидроцилиндрами установлен трехсекционный золотниковый распределитель, в корпусе которого вмонтирован предохранительный клапан.
Рис. 5.8. Одноковшовый фронтальный пневмоколесный погрузчик ТО-18:
1 — двигатель, 2 — стрела; 3 — цилиндр поворота стрелы
Рис. 5.9. Гидросистема рабочего оборудования погрузчика ТО-18:
1 — аксиально-поршневой насос; 2 — сливной трубопровод системы гидроусилителя рулевого управления; 3 – предохранительный клапан; 4 – цилиндры поворота ковша; 5 — манометр; 6 — цилиндры перемещения стрелы; 7 — трубопроводы для присоединения дополнительных цилиндров сменных рабочих органов; 8 — гидровыключатель; 9 — фильтр тонкостью очистки 45 мкм; 10 — маслобак
Фронтальные погрузчики ТО-18, ТО-25 и ТО-21-1 предназначены для погрузки в транспортные средства или отсыпки в отвал сыпучих и мелкокусковых материалов, а также для выполнения других погрузочных работ. Погрузчик ТО-21-1 может также работать и с разрыхленными скальными породами. Ходовая часть рассматриваемых погрузчиков содержит четыре колеса одинаковых размеров.
Погрузчик ТО-18 (рис. 5.8) имеет оригинальную конструкцию шасси, состоящего из двух частей, соединенных двумя вертикальными соосными шарнирами. Оба моста ведущие, унифицированные. Механизм передвижения содержит гидромеханическую коробку передач. Тормоза: рабочий (ножной) — колодочный с пневматическим приводом на все колеса, стояночный (ручной) — с механической передачей. Пневмо-шины: модель Я-140, размер 16.00-24, давление 225 кПа.
Стрела состоит из двух аналогичных элементов коробчатого сечения из листовой стали, разнесенных по ширине машины. Подъем-опускание стрелы осуществляется двумя поршневыми гидроцилиндрами, поворот ковша — двумя другими, также поршневыми цилиндрами (рис. 5.9). Маслобак (вместимость 160 л) общий для гидросистем рабочего оборудования и гидроусилителя руля. Гидронасос, питающий приводы рабочего оборудования, вращается от редуктора отбора мощности дизеля и установлен на корпусе этого редуктора. Давление в гидросистеме 15,7 МПа. Питание гидроусилителя руля от автономного насоса.
Рис. 5.10. Пневматическая система погрузчика ТО-18:
1 — рабочая камера колесного колодочного тормоза; 2 — стеклоочиститель; 3 — воздушный кран; 4 – тормозной кран; 5 — манометр; 6 — маслобак гидросистемы; 7 — воздушный баллон; 8 — сливной кран; 9 — предохранительный клапан; 10 — кран отбора воздуха; 11 — регулятор давления воздуха; 12 — компрессор; 13 – редуктор давления; 1.4 -топливный бак питания дизеля
Стеклоочистители переднего и заднего стекол кабины приводятся в действие от пневматической системы, общей с колесными тормозами, и управляются с помощью двух воздушных кранов (рис. 5.10). Пнев-мосистема обеспечивает повышенное давление в маслобаке и топливном баке. Источник электроэнергии — стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-42 или 6СТ-45 номинальным напряжением 12 В, емкостью 42 или 54 А-ч. Дизель запускается стартером СТ-350Б.
Неполноповоротный погрузчик Д-602 (рис. 5.11) имеет коленчатую стрелу, установленную впереди кабины на поворачивающейся площадке, опирающейся шариковой пятой на специальное шасси. Ходовая часть – четырехколесная на двух ведущих мостах, задний – управляемый с балансирной подвеской. Площадка со стрелой поворачивается гидроцилиндром двустороннего действия. Шток выполнен заодно с зубчатой рейкюй, находящейся в зацеплении с цилиндрическим зубчатым колесом на вертикальном валу поворотной площадки. Приводом ковша служит гидроцилиндр двустороннего действия, закрепленный шарнирно основанием на кронштейне стрелы и штоком на ковше. При выдвижении штока ковш поворачивается в положение разгрузки. К рабочим цилиндрам, гидроусилителю рулевого управления и приводам муфт коробки передач рабочая жидкость подается двумя шестренными насосами, вращаемыми от редуктора отбора мощности. Кинематическая схема погрузчика содержит гидротрансформатор и аналогична показанной на рис. 5.6.
Рис. 5.11. Неполноповоротный пневмоколесный погрузчик Д-602:
1,2 — цилиндры поворота соответственно ковша и стрелы
Неполноповоротный погрузчик Д451 имеет компоновку, близкую к погрузчику Д-602. Приводом поворота стрелы служат два гидроцилиндра одностороннего действия. Поворот ковша в вертикальной плоскости осуществляется, как у погрузчика Д-602.
Неполноповоротный погрузчик-экскаватор Э-153 (рис. 5.12) выполнен на базе трактора Беларусь-МТЗ. Позади кабины на вращающейся вокруг вертикальной оси колонке установлена стрела, которая может подниматься и опускаться, изменяя угол своего наклона к горизонту. На стреле с помощью рукоятки шарнирно закреплен ковш, установленный по схеме “обратной лопаты”. Груз можно зачерпывать ниже уровня опирания колес погрузчика. Этим он выгодно отличается от многих других известных ковшовых погрузчиков. Основным рабочим оборудованием является бульдозерный отвал 10, установленный постоянно впереди передних колес. Отвал служит также противовесом при работе с ковшом. Со стороны кЬвша имеются две выносные опоры 8, выдвигаемые в рабочее положение наклонно под углом приблизительно 45° к площадке. Пята каждой опоры самоустанавливается соответственно неровностям площадки, на которой работает погрузчик. Ведущие колеса – задние, управляемые – передние.
Стрела в вертикальной плоскости поворачивается гидроцилиндром, а рукоять — двумя гидроцилиндрами, расположенными по сторонам от стрелы. Поворот ковша производится гидроцилиндром. Подъем-опускание бульдозерного отвала, выдвигание в рабочее положение и подъем выносных опор и вращение колонки стрелы выполняются автономными гидроцилиндрами. Передача от штока гидроцилиндра к колонке стрелы осуществлена зубчатой парой “Рейка — колесо” и пластинчатой цепью. Все гидроцилиндры поршневые, двустороннего действия.
Рис. 5.12. Неполноповоротный погрузчик-экскаватор Э-15 3
Погрузчики-экскаваторы Э-1513, Э-1514 и ЭО-1621А конструктивно близки к рассмотренной машине. Ковш может устанавливаться для работы прямой и обратной лопатой.
Погрузчик-экскаватор ЭО-2621А, выполненный на базе трактора “Беларусь”, поставляется с восемью видами рабочего оборудования. Вместимость ковша обратной лопаты 0,25 м3, глубина зачерпывания до 3 м, высота разгрузки до 2,2 м. Вместимость ковша прямой лопаты 0,25 м3, высота разгрузки ковша 3,3 м. Бульдозерный отвал имеет ширину 2 м. Грузоподъемность крюковой подвески на стреле 0,5 т. Вместимость жесткого двухчелюстного грейфера, монтируемого с помощью специальной стойки на стреле, 0,3 м3. Помимо перечисленного оборудования в комплект поставки могут входить: ковш погрузочный обычной формы вместимостью 0,32 м3, ковш погрузочный, профильный имеющий в плане форму трапеции, вместимостью 0,25 м3 и многовилочный захват для сельскохозяйственных грузов грузоподъемностью 0,4 т, содержащий 11 штырей рабочей длиной 700 мм. Габариты машины в транспортном положении: длина 6480, ширина 2200 и высота 3800 мм. Скорость транспортная по дороге с твердым ровным покрытием наибольшая 19 км/ч. Масса в эксплуатационном состоянии (с заправкой) около 5,7 т. В качестве экскаватора может работать на грунтах I — III категорий. На машине установлен дизель мощностью 44 кВт.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Одноковшовые пневмоколесные погрузчики"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы