В грузообороте морских портов опасные грузы (не считая нефтепродуктов наливом) составляют до 25% всего грузопотока. Опасные грузы по своим свойствам, характеру опасности условиям перевозки и хранения подразделяются на следующие классы:
Погрузка и разгрузка грузов производится по технологическим картам, разработанным в соответствии с характеристикой и свойствами грузов и согласованным с пожаряо-технической инспекцией и органами санитарно-эпидемиологического надзора.
До начала грузовых работ с опасными грузами руководитель работ проводит инструктаж всех участников перегрузочного процесса о характеристике и свойствах перерабатываемого опасного груза, рекомендуемых приемах работы, правилах укладки, застропки, подъема опускания, переноса груза и мерах личной безопасности. Все портовые рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и обувью и снабжены средствами индивидуальной защиты в соответствии со свойствами перерабатываемых опасных грузов.
До входа в трюм или вагон следует убедиться в целостности тары и отсутствии на полу рассыпанных или разлитых опасных грузов. Если при осмотре трюмов или вагонов будет обнаружено, что часть опасных грузов рассыпана, выпала из упаковки или разлита, руководитель работ обязан вызвать специалиста для определения возможности безопасного ведения работ.
Для перегрузки опасных грузов можно использовать только такие средства, которые находятся в полной технической исправности и отвечают требованиям противопожарной инспекции и Регистра СССР. На выхлопных трубах мотокранов должны быть надежные искрогасители, а у электрокранов — надежное заземление.
Все элементы операций перегрузочного процесса выполняют как можно плавно. Рывки, удары, толчки, раскачивания опасного груза на шкентеле, мгновенное торможение при спуске не допускаются.
Опасный груз укладывают равномерно по всей площади вагона, трюма, твиндека, вплотную друг к другу. Высота штабеля, если в правилах не оговорено иное, определяется прочностью тары. Возможность укладки сверху другого груза определяют исходя из свойств опасного груза и рода упаковки.
Нельзя разделять партию опасного груза даже в одном грузовом помещении.
Опасные грузы на палубе должны укладываться только с одного борта. Палуба другого борта оставляется свободной для прохода экипажа.
Опасные грузы не должны занимать более половины площади палубы. Обязательно должны быть оставлены свободные проходы к средствам пожаротушения, а также к другим палубным устройствам и механизмам. Ширина этих проходов должна быть не менее 1 м. Крепить груз в трюме и на палубе судна следует с большой осторожностью, используя инструменты, не дающие при работе искры (латунные, медные, бронзовые и т. п.), не допуская толчков, ударов и давления на тару.
В портах, где нет систематического отправления или поступления опасных грузов, работы по перегрузке производят в светлое время, а в темное время — только при наличии достаточного электрического освещения взрывобезопасного исполнения или в открытом исполнении, оборудованного не ближе 10 м от места работы. При отсутствии достаточного освещения погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами с наступлением темноты прекращаются.
Маркировка опасных грузов. Для обозначения грузовых мест при морской перевозке опасных грузов применяют ярлыки опасности, установленные Международным кодексом морской перевозки опасных грузов и Правилами МО.ПОГ (рис. 40). Ярлыки опасности имеются для восьми классов. Исключение составляет класс 9. Прочие опасные грузы, для которых ярлык опасности не предписывается. В этом случае на грузовом месте и в документах указывают только вид опасности, которым обладает данный груз, и подгруппу, к которой он относится Ярлыки опасности имеют вид ромба размером не менее 100ХЮ0 мм, если характер упаковки не требует уменьшения этого размера. На ярлыке указан номер класса опасного груза и выполнена предупредительная надпись.
Если к перевозке предъявляется груз различной степени опасности (например, ядовитый и огнеопасный одновременно), то па каждое грузовое место наклеивается по два ярлыка, предупреждающих о фактической степени опасности.
Рис. 1. Ярлыки опасности
При, перевозке опасного груза одного наименования полной судовой партией в адрес одного получателя маркировку и ярлыки наносят не на все грузовые места, но не менее чем на 20% мест, которые при погрузке должны быть уложены в просвете люка. Во всех иных случаях ярлыки опасности наносят на все грузовые места. Помимо указанных ярлыков опасности и дополнительных наименований или указаний о способах хранения или обращения с грузом, на грузовые места наносят все обычно существующие виды маркировки (ГОСТ 14192-71).
Баллоны со сжатыми, сжиженными газами должны иметь четкие надписи, цветные полосы и ярлыки опасности в соответствии с Правилами МОПОГ. Чтобы опознать вид груза, окраску баллонов, цвет надписей и полос, наносимых на них, устанавливают особо для каждого газа.
Прием и выдача опасных грузов. Опасные грузы всегда принимают к перевозке без проверки массы, о чем в перевозочный документ вносится отметка: «Масса по заявлению отправителя. За правильность массы ручаюсь» (далее следует подпись отправителя).
Принимает к перевозке опасные грузы заведующий складом в присутствии, если это необходимо, ответственных представителей отправителя или получателя, а также представителей пожарной охраны и медицинской службы порта.
При приеме опасного груза любого класса заведующий грузовым складом проверяет наличие на заявлении отправителя письменного разрешения на прием и перевозку груза, правильность оформления отправителем грузовых документов и особо правильность наименования груза; наличие там, где это необходимо в соответствии с Правилами, сертификатов о качественном состоянии груза и его упаковки; исправность упаковки и соответствие ее требованиям Правил МОПОГ; наличие на каждом отдельном месте четкой отправительской маркировки, подписей и ярлыков опасности установленных форм, размеров, цвета, а там, где это необходимо, наличие пломб и печатей.
Осмотр грузовых мест, если это представляется возможным, производят непосредственно на транспорте отправителя или вблизи от него.
Правила разработаны на основе Международного кодекса морской перевозки опасных грузов и включают дополнительные вопросы, связанные с техническими условиями погрузки выгрузки, хранения и укладки опасных грузов меры по технике безопасности и первой медицинской помощи Правилах грузы сгруппированы по принципу общности их свойств и требований к таре и упаковке, техническим условиям хранения и перевозки, средствам пожаротушения и технике безопасности. Правила распространяются на все суда, плавающие под флагом СССР за исключением судов, специально построенных или полностью переоборудованных для перевозки определенных видов опасных грузов (танкеры, газовозы и т п) и перевозящих именно эти грузы.
Правила морской перевозки опасных грузов издаются в трех томах.
Первый том содержит: указания по пользованию Правилами морской перевозки опасных грузов; введение;
общие правила морской перевозки опасных грузов; меры первой медицинской помощи при несчастных случаях, связанных с транспортировкой опасных грузов;‘алфавитный указатель опасных грузов; требования к устройству и оборудованию складских помещений, предназначенных для временного хранения опасных грузов; код огнегаеительных средств; список веществ, запрещенных к перевозке; таблицу совместимости опасных грузов; таблицу совместного хранения опасных грузов.
Второй том содержит специальные правила морской перевозки опасных грузов классов 2, 3, 4 и 5.
Третий том содержит специальные правила морской перевозки опасных грузов классов 6, 7, 8 и 9.
Чтобы отыскать соответствующие правила перевозки конкретного груза, необходимо:
1) по его наименованию в алфавитном указателе найти номер подгруппы, к которой он относится, и маргинальный номер главы X «Меры первой помощи»;
2) по номеру подгруппы найти карточку, относящуюся к данному грузу, и определить конкретные требования к таре и упаковке, ярлыкам опасности и техническим условиям перевозки данного груза;
3) по ссылкам в карточке на маргинальные номера найти статьи общих положений Правил, относящиеся к данному грузу. Например, необходимо выяснить основные условия перевозки, размещения и укладки опасного груза в бочках тетрометилсвинца. В алфавитном указателе (МОПОГ, том I) находим номер подгруппы, к которой относится этот груз и маргинальный номер главы X «Меры первой помощи». В данном примере номер подгруппы — 6114, маргинальный номер—М.130.
Четырехзначный номер подгруппы расшифровывается следующим образом: первая цифра — класс, вторая—подкласс или категория, третья —номер группы вещества в данном подклассе или категории, четвертая _ номер подгруппы в данной группе.
По номеру подгруппы (6114) находим карточку ядовитого вещества, относящуюся к данному грузу (МОПОГ. том III, стр. 12). Из карточки узнаем, что при хранении и перегрузке в бочках тетрометилсвинца необходимо соблюдать общие правила морской перевозки опасных грузов (маргинальный номер статьи 560 МОПОГ том I, стр 51) и специальные правила морской перевозки ядовитых и инфекционных веществ.
Меры противопожарной и санитарной безопасности при хранении, перегрузке и перевозке опасных грузов.
Вещества, способные к образованию взрывчатых смесей, самозагорающиеся и воспламеняющиеся от действия воды, легковоспламеняющиеся жидкости а также баллоны или сосуды со сжиженными газами перегружают днем или при безопасном освещении. При перегрузи-этих грузов нужно принимать особые меры предосторожности против поломки и нарушения плотности тары: их нельзя бросать, кантовать, волочить и оставлять в неустойчивом положении.
При работе с опасными грузами надо соблюдать общие и специальные меры защиты и предупреждения вредного действия опасных веществ на организм человека.
При работе с сыпучими вредными веществами портовые рабочие должны иметь плотную хлопчатобумажную спецодежду, защитные очки в кожаной оправе, резиновые рукавицы, сапоги и респираторы. Респираторы надевают при возможности появления хотя бы слабого пыления.
При работе с вредными жидкостями портовые рабочие должны иметь спецодежду из плотной хлопчатобумажной ткани (при работе с кислотами — из сукна), резиновые перчатки, нарукавники, передники, сапоги, защитные очки и противогазы. Противогазы надевают’при возможности появления хотя бы незначительного количества паров вредной жидкости или газа.
Любые работы с баллонами, содержащими ядовитые газы, следует выполнять имея при себе противогазы.
При обнаружении поврежденных баллонов и выделения из них газов (по шипению, свисту или запаху выходящего газа) необходимо под надзором руководителя работ немедленно применять меры предосторожности в зависимости от свойств газов:
баллоны с газами разряда (негорючими и неядовитыми, например, со сжатым воздухом, азотом, углекислотой, гелием, неоном) следует быстро отнести в сторону, положить на землю и следить за ними до тех пор, пока не прекратится выделение газов;
баллоны с газами II разряда (горючими, например, водородом, хлорметилом, ацетиленом) следует быстро отнести на расстояние не менее 100 м от жилых и производственных зданий, тщательно устранив при этом возможность воспламенения газов от какого-либо источника огня, и оставить там до полного прекращения выхода газа;
баллоны с газами III разряда (ядовитыми, например, с аммиаком, сернистым ангидридом и др.) следует быстро унести на расстояние не менее 100 м в подветренную сторону от жилых и производственных зданий и причалов, на которых производятся работы или у которых стоят суда, и закопать в землю на глубину 1 м. Ямы для этого должны быть заготовлены до начала работ.
При переноске пропускающих газ баллонов и закапывании их в землю рабочие должны носить противогазы; сосуды и баллоны с жидким воздухом и кислородом следует отнести в сторону и оставить там до полного испарения. Рабочие, переносящие их, должны надевать прочные рукавицы, защищающие от действия низких температур.
Должна быть исключена возможность соприкосновения жидкого или газообразного кислорода с минеральными маслами или органическими жирами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Опасные грузы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы