Цель работы: закрепление знаний по качеству основных марок моторных масел; знакомство с нормативно-технической документацией по качеству моторных масел (ГОСТами на показатели качества и методы их определения, паспортами качества); знакомство с методами входного и контрольного анализов моторных масел и приобретение навыков по их проведению.
Содержание работы: определение содержания механических примесей и воды качественными методами, кинематической вязкости при 0 °С, 50 °С и 100 °С, индекса вязкости; принятие решения о возможности и области применения анализируемого образца моторного масла.
Аппаратура (посуда): цилиндры диаметром 40… 55 мм, чистое стекло, бумажный фильтр, увеличительное стекло, химические стаканы, баня масляная диаметром 100 мм и высотой 90 мм с металлической крышкой, пробирка, термометр, горелка газовая или электроплитка, баня водяная, вискозиметры, термометр, секундомер.
Выполнение работы
Оценка качества аназируемого образца по паспортным данным проводится аналогично указаниям, описанным в работе 1. Особое внимание следует обратить на такие показатели, как вязкость при 100 °С, щелочное число, зольность. Результаты заносят в таблицу, аналогичную форме 3.
Определение качества моторного масла по результатам физико-химических анализов
Определение наличия механических примесей качественным методом. В маслах присутствие механических примесей можно обнаружить следующими способами: испытуемое масло наносят тонким слоем на чистое стекло и просматривают на свет. Муть, потеки и крупинки указывают на присутствие в масле механических примесей. Если масло стандартное, тонкий слой его должен быть совершенно прозрачным;
испытуемое масло взбалтывают и подогревают до 40… 50 °С. Затем 25…50 мл масла смешивают с двух-, четырехкратным количеством профильтрованного бензина Б-70. Раствор фильтруют через бумажный фильтр, после чего просматривают фильтр через увеличительное стекло. Темные точки и крупинки на фильтре указывают на присутствие в масле механических примесей;
испытуемое масло в количестве 50… 100 мл разбавляют в химическом стакане двух-, трехкратным количеством бензина Б-70. Смесь перемешивают и дают отстояться в течение 5… 10 мин. Затем смеси придают вращательное движение. При наличии механических примесей они соберутся в центре на дне стакана. Если при просмотре смеси в проходящем снизу вверх свете на дне стакана примеси не обнаруживаются, то следует считать, что они в анализируемом образце масла отсутствуют.
Результат заносят в таблицу, аналогичную форме 4.
Определение наличия воды в моторном масле осуществляется по ГОСТ 1547—84. В чистую и высушенную пробирку наливают испытуемое масло до высоты 85± ±3 мм, вставляют термометр с таким расчетом, чтобы шарик термометра был на равных расстояниях от стенок пробирки и на расстоянии 25 + 5 мм от дна пробирки.
Пробирку с испытуемым маслом помещают в нагретую до температуры 175 + 5 °С масляную баню и наблюдают за маслом в пробирке до момента достижения температуры в пробирке 130 °С. При наличии в испытуемом масле воды оно пенится, слышится треск, пробирка вздрагивает, а слой масла на стенках пробирки мутнеет.
Результат заносят в таблицу, аналогичную форме 4.
Определение кинематической вязкости масел проводится по ГОСТ 33—82 так же, как описано в лабораторной работе 2. Однако в связи с тем, что масла имеют большую вязкость, чем топливо, их надо предварительно перед наливанием в емкость для заполнения вискозиметров подогревать до 40… 50 °С, опуская колбу с маслом в водяную баню. Масло, как правило, фильтруют через стеклянный или бумажный фильтр.
Для определения кинематической вязкости масла вискозиметр подбирают с таким расчетом, чтобы время течения масла было не менее 200 с.
Количество замеров производят в зависимости от времени течения масла. Если время течения составляет от 200 до 300 с, проводят 5 измерений, от 300…600 с — 4 измерения.
Результаты измерения времени течения масла не должны отличаться друг от друга больше чем на 1,5% при температурах определения вязкости от —60 до -150оС.
При выполнении данной лабораторной работы определяют опытным путем кинематическую вязкость при 50 и 100 °С. Результаты определения вносят в таблицу по форме 8.
Для получения вязкости при любой другой температуре необходимо на бумаге с сеткой с логарифмическими координатами нанести точки полученных опытных данных и, учитывая прямолинейный характер зависимости вязкости от температуры, провести через две опытные точки прямую до пересечения с перпендукуляром той температуры, для
которой необходимо по заданию определить вязкость, как показано на рис. 72. Например, на основании опытов получено vioo = 8 мм2/с; v50 = 45 мм2/с; находим вязкость при 0 °С. В данном случае она будет равна 1200 мм /с.
Определение индекса вязкости может осуществляться либо расчетным путем как отношение вязкостей, определяемых при 40 °С и 100 °С по ГОСТ 25371—82, либо по номограммам (например, рис. 73) или по таблицам.
Составление отчета
После сопоставления показателей качества масла по паспортным данным с нормами ГОСТа, проведения физико-химических анализов и необходимых расчетов учащийся получает у преподавателя при необходимости дополнительные данные по показателям качества анализируемого образца масла и составляет отчет по форме 1, приведенной в подразделе IV.3 настоящего раздела аналогично описанному в лабораторной работе 1, но применительно к моторному маслу. В заключение отчета по моторному маслу определяется область его применения (марка и тип двигателя, сезонность и т. п.).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Определение качества моторного масла"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы