Монтаж строительных конструкций является только частью общего комплекса работ. Время, отводимое на монтаж конструкций, определяется с учетом общего срока строительства и для монтирующих организаций обычно бывает заданным. Если известны объем работ и срок их выполнения, то, зная производительность того или иного крана, можно определить количество монтажных механизмов, необходимых для выполнения работы в заданный срок.
Производительность крана зависит от следующих причин:
а), технических параметров машины — грузоподъемности, скорости подъема стрелы и груза, поворота и передвижения;
б) мастерства рабочих — крановщика, управляющего машиной, такелажников, закрепляющих груз, монтажников, устанавливающих конструкции на место;
в) подготовленности фронта работы — наличия конструкций, фундаментов, крепежных деталей и т, д.;
г) качества машины, надежности ее в работе, а также качества монтируемых конструкций;
д) веса элементов монтируемых конструкций: при установке более тяжелых элементов, близких по весу к наибольшей грузоподъемности машины, производительность будет больше, а при установке легких деталей — меньше. Для сравнения теоретической производительности разных моделей кранов и производительности кранов в реальных условиях строительства различают производительность:
1) конструктивно-расчетную, определяющую количество работы, которое может выполнить машина за 1 ч непрерывной работы при самом выгодном режиме и при полном обеспечении всем необходимым;
2) техническую, определяющую количество работы, выполняемое машиной за 1 ч непрерывной работы с учетом затрат времени на необходимые вспомогательные операции (строповку и расстроповку груза, установку на место);
3) эксплуатационную, определяющую количество работы, которую может выполнить машина при условии правильной эксплуатации и правильной организации труда на производстве.
Нормы годовой выработки основных строительно-монтажных машин по организациям Минмонтажспецстроя СССР на 1969 г. предусматривают следующую выработку кранов в год на 1 т их максимальной производительности:, кранов стреловых на монтажных работах — 0,17 тыс. т. кранов башенных на монтажных работах — 0,18 тыс. т.
Однако для выбора монтажного механизма этих данных недостаточно, поэтому необходимо производить специальный расчет.
Определяя производительность крана, вычисляют продолжительность цикла работы и устанавливают средний вес груза, поднимаемого за один цикл.
Циклом называется период времени, необходимый для выполнения совокупности операций, производимых краном, начиная от захвата поднимаемого (перемещаемого) груза, установки его на мес-сто и до возвращения крана в исходное положение. Продолжительность цикла складывается из ручного и машинного времени.
Машинное время состоит из времени, затрачиваемого на подъем груза, поворот стрелы, передвижение крана, ручное — из времени строповки и установки конструкций. Сокращение машинного времени не может быть достигнуто путем значительного увеличения рабочих скоростей крана, так как по условиям техники безопасности рабочие скорости имеют ограничения: скорость подъема не может быть более 30 м/мин, передвижения — 30 м/мин, поворота — 0,6 об1мин.
Значительное влияние на сокращение машинного времени оказывает система управления. Современные гидравлические и электрические системы управления значительно облегчают труд машиниста по сравнению с рычажным управлением и способствуют снижению доли машинного времени в цикле.
Для уменьшения ручного времени, входящего в цикл работы, целесообразно применять грузозахватные приспособления и, главное, правильно организовать рабочую зону: обеспечить своевременную подачу конструкций, исключающую простои кранов. Большой эффект дает монтаж конструкций с транспортных средств, когда по строго рассчитанному графику к месту установки подаются конструкции с подготовленными монтажными приспособлениями.
Время цикла определяется по формуле
где Тш — время машинной работы в мин; Тр — время ручной работы в мин. Число циклов в 1 ч находят по формуле
60 Гц
где Тц — время, затрачиваемое на один цикл работы, в мин.
Техническая производительность крана в m/ч определяется по формуле
riT = QkTkBn,
где Q — грузоподъемность крана при данном рабочем вылете стрелы в т; kv — коэффициент использования крана по грузоподъемности при работе с одним определенным грузом (при подъеме различных грузов принимается среднее значение за 1 ч работы); kB — коэффициент использования крана по времени, учитывающий технологические перерывы в работе (для башенных кранов — 0,9; для стреловых кранов при работе без выносных опор 0,85); п — число циклов за 1 ч работы, Коэффициент использования крана по грузоподъемности определяется отношением среднего веса груза к наибольшей (паспортной) грузоподъемности крана.
Для сокращения времени цикла необходимо:
1) увеличивать рабочие скорости крана (подъема крюка, подъема стрелы, поворота) и тем самым уменьшать значение 7М; однако увеличение скоростей возможно только до определенных пределов, диктуемых условиями безопасности; так, при ; слишком большой скорости поворота груз сильно относит в сторону и рабочий, принимая его наверху, подвергается опасности; кроме того, чрезмерное увеличение скоростей создает большие дополнительные динамические нагрузки, что требует утяжеления конструкций крана и увеличения мощности крановых механизмов;
1 Значения норм времени приняты из работы: Сивицкий Е. С. Передовые методы труда при монтаже железобетонных конструкций одноэтажных промышленных зданий. ЦБТИ НИИОМТП. Стройиздат, 1966.
Без времени, учтенного в предыдущих операциях совмещенного монтажного процесса.
2) уменьшать время строповки груза и его установки на место; это может быть достигнуто путем повышения квалификации рабочих, обслуживающих кран, и проектированием рациональных монтажных узлов, облегчающих сборку конструкций, а также в результате улучшения качества строительных работ, повышения точности закладки фундаментов и изготовления монтируемых конструкций и т. д.;
3) совмещать операции, т. е. производить одновременно подъем груза и поворот крана, а в некоторых случаях и подъем стрелы; возможность совмещения операций определяется правилами техники безопасности и зависит от конкретных условий работы и технической характеристики крана.
Улучшение типов крана путем отбора оптимальных значений рабочих скоростей производится проектными организациями и заводами, изготовляющими краны, на основе опыта строителей-эксплуатационников.
В состав работы монтажного крана, кроме операции по установке конструкций в проектное положение, обычно входит еще разгрузка прибывающих конструкций к месту монтажа, раскладка конструкций в зоне монтажа или на приобъектном складе, подача к укрупнительной сборке, если для этой работы не предусмотрен специальный кран, подача вспомогательных материалов и т. д.
Вследствие этого каждая конструкция проходит через кран не один, а какое-то число раз.
Когда работы на центральном (приобъектном) складе или на стендах укрупнительнои сборки с погрузкой конструкций на транспортные средства для подачи на монтаж производятся вспомогательными кранами, а монтаж ведется с транспортных средств, монтажный кран производит только установку конструкций и используется поэтому наилучшим образом. При этом значительно сокращаются сроки монтажа.
Определение времени работы монтажных кранов при заданных объеме конструкций и сроке производства монтажных работ может быть выполнено двумя методами:
точным, для чего нужно вычислить продолжительность цикла, величину коэффициента использования крана по грузоподъемности, эксплуатационную производительность крана за смену и отсюда определить необходимое количество кранов;
приближенным, исходя из директивной годовой производительности крана.
Пример» ^Определить продолжительность монтажных работ (в месяцах), производимых краном БК-406 грузоподъемностью 25 т.
Расчеты производительности машин используют при технико-экономической оценке их внедрения.
Расчеты технико-экономической эффективности применения машин составляют в процессе проектирования при выборе новых машин для внедрения и в процессе строительства при выборе машин в условиях определенных объектов.
Определяя обобщающее технико-экономическое значениие kd для сравниваемых кранов (удовлетворяющих но техническим параметрам требованиям монтажа), можно произвести строго обоснованный выбор типа крана.
При определении коэффициентов экономичности проектируемых кранов следует исходить из теоретической конструктивно-расчетной производительности с учетом наиболее прогрессивного использования машин по времени по формлуле
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Определение производительности крана на монтажных работах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы