Под стоимостью машино-смены понимают стоимость всех исчисленных в денежном выражении расходов, связанных с эксплуатацией строительных машин и механизмов и отнесенных к одной смене работы машины. Как правило, для большинства машин продолжительность одной смены принимают равной 8 ч (при пятидневной рабочей неделе).
Различают сметную, планово-расчетную и производственную стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов.
Сметная стоимость машино-смены служит для определения затрат на эксплуатацию строительных машин, учитываемых в сметной стоимости строительства. Она исчисляется с учетом средних для всех строек условий применения машин.
На основе сметной стоимости машино-смены производят:
а) определение сметной стоимости работ, выполняемых с применением машин;
б) сопоставление фактических затрат на эксплуатацию машин со сметной стоимостью, выявление результатов работы специализи рованных участков и управлений механизации.
При расчете стоимости машино-смены исходят из директивного среднего числа смен работы машины в году, устанавливаемого Государственным комитетом по делам строительства СССР (Госстроем СССР), с учетом времени, необходимого на переброску машин с объекта на объект, монтаж и демонтаж, а также на все виды ремонтов. Например, в действующих с 1 января 1969 г. СНиП для башендых кранов грузоподъемностью Юти более для всех видов строительства, кроме гидротехнического, установлена норма работы в год 400 смен; для ползучих кранов на монтаже радиотелевизионных и других мачт и башен — 250 смен; для автомобильных кранов грузоподъемностью до Ют — 350 смен.
Стоимость машино-смены в нормах и ценах, введенных с 1 января 1969 г., слагается из так называемых расходов первой, второй и третьей группы.
К первой группе относятся единовременные затраты: по доставке машин и оборудования с машинной базы или непосредственно со строительного объекта на территорию строительства (строительную площадку объектов); по монтажу, демонтажу строительных машин и оборудования и их перестановкам в пределах территории строительства.
Во вторую группу включаются годовые затраты, к которым отнесены: амортизационные суммы на восстановление стоимости строительных машин и оборудования, а также на их капитальный ремонт и модернизацию, производимую одновременно с капитальным ремонтом.
К третьей группе относятся эксплуатационные затраты: на техническое обслуживание и текущий ремонт машины; на износ и ремонт сменной оснастки (тросов, пневматических шин и т. п.); на замену рабочего оборудования универсальных строительных машин; на содержание и ремонт рельсовых подкрановых путей под башенные, портально-стреловые, козловые, кабельные и другие краны; на смазочные и обтирочные материалы; на содержание рабочих, занятых управлением и уходом за машиной в течение смены или суток; на электроэнергию, топливо, воду и сжатый воздух.
Сметная стоимость машино-смены определяется на основе утвержденных Госстроем СССР «Строительных норм и правил» (СНиП). Этими нормами регламентированы: число смен работы и перебросок машины в году, число перестановок машины в году в пределах площадки строительства; предельный срок службы машин в годах; проценты ежегодных отчислений на реновацию (погашение стоимости машины); капитальный ремонт и модернизацию, коэффициенты использования работы двигателя по времени и по мощности; расход энергии и горючего; затраты труда на управление машинами (количество рабочих по разрядам в зависимости от характера и назначения машин), установленные на основе детального технического нормирования.
При расчете сметной стоимости машино-смен подъемно-транспортного оборудования для монтажа строительных конструкций (кранов, подъемников, лебедок, погрузчиков и др.) к тарифным ставкам рабочих, занятых управлением машин, добавляются премиальные в размере 20% тарифной ставки (повременно-премиальная система). Эти надбавки учтены в табл. 33.
Стоимость энергетических материалов определяется путем умножения расхода топлива, электроэнергии, воды, воздуха на соответствующую сметную (плановую для планово-расчетной и производственной стоимости машино-смен) цену.
В сметных нормах единовременных, годовых и текущих эксплуатационных затрат, наряду с прямыми затратами, которые рассчитываются на основе нормативов, прейскурантов, тарифов и другой документации, учтены также накладные (косвенные) расходы на эксплуатацию строительных машин.
К накладным расходам относятся: а) расходы по содержанию в трестах и управлениях механизации, а также в специализированных и других управлениях, выполняющих механизированные строительно-монтажные работы, административно-технического персонала, осуществляющего руководство всеми работами, связанными с эксплуатацией машинного парка (переброска машин, их монтаж и демонтаж, техническое обслуживание и ремонт); б) прочие административно-хозяйственные расходы трестов и управлений механизации, в том числе отчисления на содержание вышестоящих организаций; в) расходы на охрану труда и технику безопасности, дополнительную заработную плату и отчисления на социальное страхование для рабочих, осуществляющих управление и уход за машинами во время их работы, перебазирование машин, техническое обслуживание и ремонт, г) расходы по содержанию ремонтных мастерских, в том числе амортизация и ремонт . помещения и оборудования, стоимость отопления, освещения и др.; д) расходы, связанные с хранением машин в депо, гаражах, сараях, под навесами и на открытых площадках, а также расходы на обслуживание машин во внесменное время (мойка машин, накачка камер, зарядка аккумуляторов и др.); е) расходы, связанные с износом и ремонтом малоценного инвентаря, приспособлений и инструмента, не предусмотренные в составе прямых затрат; ж) прочие накладные расходы трестов и управлений.
В сметной стоимости машино-смен накладные расходы рассчитаны дифференцированно в процентах от заработной платы и от прочих прямых затрат, исходя из следующего размера: а) для строительных и дорожных машин — 25% заработной платы, 10% прочих прямых затрат; б) для транспортных машин, хранение и нормальное обслуживание которых требует использования депо и гаражей (автомобилей, мотовозов и паровозов), — 40% заработной платы и 10% прочих прямых затрат; в) для плавучих транспортных средств, плавучих кранов, — 30% заработной платы и 10% прочих затрат.
В нормах единовременных затрат по ряду машин не учитываются те затраты, которые вследствие значительной величины и. больших колебаний в размерах, относимых на машино-смену, сильно влияют на величину стоимости машино-смены. Так, в сметных нормах единовременных затрат не нашли отражения расходы: на перебазирование, монтаж и демонтаж консольных кранов и кранов на железнодорожном ходу грузоподъемностью 75 т, применяемых на строительстве мостов; на устройство фундаментов под опоры кабель-кранов; на устройство рельсовых путей под краны башенные, козловые, кабельные, портально-стреловые и др. (определяются специальным расчетом для каждого объекта в зависимости от фактических расстояний и способов транспортирования конструкций и объемов работ); устройство якорей для крепления вант монтажных мачт, а также на их монтаж, демонтажи передвижку; на установку, снятие и передвижку лебедок, домкратов и передвижных ленточных транспортеров (учтены в сметных нормах на соответствующие работы).
Для расчетов между управлениями (участками) механизации и строительно-монтажными организациями за предоставление, машин с обслуживающим персоналом применяются, как правило, планово-расчетные цены машино-смен, установленные с учетом местных условий строительства и сменности работы машин (при работе в одну смену цена машино-смены дороже, а в две и три смены соответственно дешевле). Такой принцип расчета заинтересовывает строительно-монтажные организации в наилучшем использовании машин по времени, повышении коэффициента сменности (отношение фактического числа смен работы в сутки к максимально возможному).
В отличие от сметной и планово-расчетной производственная стоимость машино-смены служит для определения затрат на эксплуатацию строительных машин в конкретных условиях каждого управления (участка) механизации.
На основе производственнной стоимости машино-смены осуществляются:
а) определение затрат на эксплуатацию парка машин, имеющих ся на стройке по статьям расходов (реновация-восстановление стоимости, все виды ремонтов, фонд заработной платы, расход энергетических ресурсов, материалов и др.);
б) планирование производительности (выработки) по отдельным видам машин;
в) сравнение фактических затрат на эксплуатацию машин с плановыми.
Планово-расчетная и производственная стоимость машино-смены слагается из тех же видов расходов, что и сметная, но при производстве указанные расходы по характеру определения и отнесения затрат на машино-смену устанавливаются с большей степенью детализации, с учетом местных особенностей строительства и конкретных условий работы управлений (участков) механизации.
При исчислении производственной стоимости машино-смены объем расходов на эксплуатацию машин определяется расчетами. Так, сумма годовых отчислений на реновацию устанавливается путем умножения балансовой стоимости машины, включающей все фактические расходы по приобретению и доставке машины на площадку строительства, на размер процентных отчислений, определяемый по формуле (100 — 4): В, где 100 — балансовая (расчетная) стоимость машины в %; 4 — возвратная стоимость машины в ; В — срок службы машины в годах.
Сумма годовых затрат на капитальный ремонт, так же как и расходы на другие виды ремонтов, определяется в соответствии с установленной периодичностью ремонтов. Все эти затраты, исчисленные на год, относятся на планируемое количество машино-смен работы машины в год.
Сумма годовых единовременных затрат устанавливается на основе производственных калькуляций, при этом учитываются как число перестановок машины, так и оборачиваемость повторно используемых материалов и их возврат.
Стоимость текущих сменных затрат определяется плановыми расчетами.
Основными резервами снижения производственной стоимости машино-смены являются: Необходимо полнее использовать все возможности. увеличения годовой выработки машин и снижения расходов на эксплуатацию. Недоиспользование машин по времени и производительности в течение года ведет к неоправданному увеличению себестоимости эксплуатационных расходов. В основном это происходит по двум причинам. Во-первых, потому что годовые расходы на эксплуатацию машин (единовременные и годовые затраты) падают на меньшее число машино-смен и, следовательно, на меньшее количество продукции, выработанной с помощью машин. Во-вторых, текущие расходы также падают на меньшее количество продукции, что приводит к удорожанию единицы объема работ. Рассмотрим это на примере.
Аналогично определяют убытки строительно-монтажных организаций от недоиспользования машин по времени и другим расходам, исчисленным на год работы машины (отчисления на капитальный ремонт, содержание базы механизации) и по единовременным затратам (монтаж, демонтаж и др.).
1 Расчетная стоимость слагается из оптовой цены, заготовительно-складских и транспортных расходов по доставке машины на площадку строительства. При исчислении сметной стоимости машино-смены эти расходы для большинства машин принимаются равными 7
а) сокращение затрат времени и снижение стоимости переброски машин, их монтажа и демонтажа;
б) сокращение затрат времени (и снижение стоимости) на текущие, средние и капитальные ремонты;
в) сокращение затрат времени на ожидание начала работ на объекте и ликвидационные работы, в течение которых машины не используются полностью ни по времени, ни по производительности;
г) ликвидация внутрисменных простоев;
д) наиболее полная загрузка машин по их максимальной производительности;
е) сокращение времени строительно-монтажных работ путем ускорения производственных операций, связанных с вынужденными
технологическими и организационными ожиданиями (простоями) грузоподъемных механизмов и строительных машин.
Сметная и производственная стоимость машино-смены строительных машин определяется по калькуляциям, составленным в соответствии с методологией, установленной НИИЭС Госстроя СССР.
Для калькулирования действующей сметной стоимости машино-смены строительных механизмов принята основная форма калькуляции. К основной калькуляции составляют обосновывающие калькуляции и расчеты.
На основе калькуляционных расчетов составлены действующие укрупненные нормы для определения стоимости машино-смен, приведенные в нормативных справочниках.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Определение стоимости машино-смены"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы