Из существующих основных видов городского пассажирского транспорта (метро, трамвай, троллейбус, автобус) автобус является наиболее распространенным, а во многих городах и единственным видом транспорта.
Большое значение для высокого качества обслуживания пассажиров общественным городским транспортом имеет взаимодействие всех его видов, обеспечиваемое соответствующей деятельностью диспетчерских служб отдельных видов городского транспорта или единой службой пассажирского транспорта. Совокупность маршрутов различных видов транспорта, нанесенных на плане города, называется транспортной сетью горо-д а. Соответственно автобусная сеть складывается из автобусных маршрутов.
Маршрутом называется установленный и соответствующим образом оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами.
Автобусные перевозки характеризуются хорошей маневренностью подвижного состава, возможностью быстрого введения новых линий и изменения действующих маршрутов, оперативностью в организации массовых и единичных перевозок.
Автобусные городские перевозки организуют на определенных маршрутах, обусловливаемых размером и направлением пассажиропотоков.
Пассажиропоток — это число перевезенных пассажиров за час работы с учетом коэффициента сменности пассажиров за рейс. Коэффициент сменности — это соотношение длины рейса и среднего расстояния поездки пассажира.
Начало и конец маршрута определяют по резким изменениям пассажиропотоков. Маршруты разбивают на перегоны в зависимости от расположения пассажироотправляю-щих и пассажиропринимающих пунктов.
Перегоном называется расстояние между двумя смежными остановочными пунктами. Длина перегона зависит от расположения маршрута на территории города и колеблется в пределах 300—700 м.
Остановочные пункты автобусов бывают постоянные, временные и по требованию пассажиров. Постоянные остановочные пункты устраивают в пунктах образования постоянного пассажирообмена со значительным числом принимаемых и высаживаемых в течение дня пассажиров, временные остановочные пункты — в местах, где пассажиро-обмен возникает или в определенные часы суток (у стадионов, театров), или в определенное время года (сезонные) . Остановочные пункты по требованию пассажиров делают в местах с малым, но периодически возникающим пассажирообменом. Конечные остановочные пункты (станции) устраивают на конечном пункте маршрута, где происходит смена автобусных бригад и контроль за работой автобусов.
На каждом маршруте в зависимости от выбора числа остановок могут быть организованы различные виды сообщений (рис. 23.1):
– обычное сообщение (автобусы останавливаются на всех остановочных пунктах);
– скоростное (автобусы останавливаются на некоторых узловых остановочных пунктах);
– экспрессное (автобусы перевозят пассажиров между начальным и конечным пунктами без промежуточных остановок);
– полуэкспрессное (автобусы перевозят пассажиров между группой близкорасположенных остановочных пунктов посадки и одним или группой удаленных от них остановочных пунктов посадки без промежуточных остановок);
– укороченное (автобусы работают в обычном режиме движения, но лишь на части маршрута); обычное сообщение с рядом остановок по требованию.
Организация экспрессных и скоростных маршрутов дает возможность повысить скорость сообщения на 20—30% и обеспечить экономию топлива на 10—12% на каждый пассажирокилометр.
Работа автобуса на линии складывается из следующих элементов:
– рейса автобуса — пути, пройденного автобусом от начального до конечного пункта маршрута и, следовательно, протяженности маршрута;
– времени рейса —полного времени прохождения автобусом – маршрута. Время рейса складывается из времени движения и времени простоя на остановках;
– оборота автобуса — пути, проходимого автобусом от начального пункта маршрута до возвращения в этот же пункт;
– частоты движения автобусов—числа автобусов, проходящих в течение 1 ч через какой-либо пункт маршрута;
– интервала движения автобусов— промежутка времени между проездом какого-либо места маршрута двумя следующими друг за другом автобусами.
Рис. 23.1. Виды сообщений на маршруте
Интервал и частота движения имеют обратную взаимосвязь. Минимальная частота движения автобусов на городских маршрутах 5—6 автобусов/ч и на пригородных — 2—3 автобуса/ч. Весьма важным является правильный выбор частоты (или интервала) движения.
Тип автобуса по вместимости выбирают в зависимости от размеров пассажиропотоков.
Допустимой нормой наполнения автобуса считается не более 5 чел/м2 площади салона, не занятой сиденьями, а в часы «пик» — до 8 чел/м2.
Зависимость вместимости автобусов от пассажиропотока в часы «пик» приведена ниже:
Число автобусов рассчитывают в зависимости от пассажиропотоков, вместимости автобусов, интервала движения (удобства пассажиров), стоимости перевозок.
Регулярность движения автобусов обеспечивается своевременным и правильным составлением расписания и неуклонным его выполнением. Расписания движения составляют на каждый маршрут, автобус и конечную станцию и называются они маршрутное, автобусное и станционное.
Маршрутными расписаниями предусматриваются время начала и конца движения на маршруте и частота движения в различные часы суток. Эти расписания составляют на каждый сезон и отдельно на рабочие и нерабочие дни.
Автобусные расписания составляют на основе маршрутных расписаний. В них указывают время начала и конца работы, число рейсов в смену, время начала и конца каждого рейса и режим движения (по перегонам). Номер автобусного расписания соответствует очередности выезда из парка. Расписание выдается водителю с путевым листом. Нарушение расписания движения приводит наряду с нарушением регулярности движения к нарушению загрузки автобуса, т. е. снижению удобств проезда пассажиров, нарушению распределения выручки (при наличии касс) по автобусам на маршруте и снижению условий безопасности движения из-за перегрузки автобуса.
В станционные расписания входят время прибытия и отправления всех автобусов, прикрепленных к конечной станции.
Автобусы и маршрутные такси городских, пригородных и междугородных сообщений должны иметь лобовой и боковой трафареты. На лобовом трафарете указывают номер маршрута и наименование начального и конечного пунктов, на боковом — номер маршрута, основные улицы (дороги), по которым проходит маршрут. Внутри автобуса и маршрутного такси должны быть вы-вешаны таблицы стоимости проезда, схемы маршрутов, правила перевозки пассажиров, гаражный номер автобуса, фамилии водителя и кондуктора.
Расписание движения автобусов и маршрутных такси, правила пользования ими и таблицы стоимости проезда должны быть вывешаны на всех автобусных станциях.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация автобусных перевозок"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы