Для обеспечения эффективной эксплуатации автомобильного транспорта, работающего как на сжиженном, так и на сжатом природном газах, необходима хорошо организованная сеть газоснабжения. Организация газоснабжения зависит от вида транспортировки (перемещения) газов, способа их хранения, раздачи и учета.
Снабжение автомобилей сжиженным газом. Система снабжения предусматривает кустовые базы, сжиженного газа,, автомобильные газонаполнительные станции (АГНС), а также железнодорожные и автомобильные цистерны для транспортировки сжиженного газа.
Кустовые базы предназначены для приема сжиженного газа от поставщика, хранения и снабжения им АГНС. В отличие от последних кустовые базы располагают более мощным перекачивающим и разливочным оборудованием и парком автоцистерн. На кустовых базах выполняются следующие технологические операции:
— слив сжиженного газа из железнодорожных цистерн в стационарные резервуары;
— хранение запаса сжиженного газа;
— розлив сжиженного газа из стационарных резервуаров в автоцистерны;
— техническое обслуживание оборудования и автоцистерн.
При выборе территории для размещения АГНС следует учитывать, что резервуары для хранения сжиженного газа представляют определенную пожарную опасность, а СНиП-П-37-76 и Правилами безопасности в газовом хозяйстве регламентируются минимальные расстояния от АГНС до зданий, сооружений и автомобильных дорог. Кроме того, общая вместимость резервуарного парка АГНС не должна превышать 100 м3.
При подземном хранении резервуаров на стационарных АГНС расстояние от них до зданий и сооружений должно быть не меньше 40 м, до железных дорог 50 м и до автомобильных дорог 20 м.
Для мобильного обеспечения быстрорастущего парка газобаллонных автомобилей сжиженным газом используются передвижные АГНС. Такая станция о меньшими капитальными затратами позволяет обеспечить заправкой топливом газобаллонные автомобили. Применяют передвижные АГНС на выезде из города при работе газобаллонных автомобилей во время уборочной компании, а также в городе — для заправки автомобилей, маршруты следования которых лежат в стороне от стационарных АГНС. Кр°” ме того, передвижные АГНС могут быть использованы в транспортном режиме для перевозки газа с кустовой базы на стационарные АГНС.
При заправке автомобилей сжиженным газом передвижные АГНС размещаются на стационарных площадках.
Для транспортировки сжиженных газов в зависимости от пасстояния, себестоимости перевозок и других показателей могут быть использованы такие виды транспорта, как железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и водный. На расстояние свыше 300 км наибольшее применение получила транспортировка сжиженных газов по железной дороге, на меньшее расстояние — автомобильным транспортом. По железной дороге сжиженный газ с мест его получения доставляется на кустовые базы чаще всего в железнодорожных цистернах специальной конструкции вместимостью 51 м3. Заполнение цистерны производится на 84,5%, что соответствует 43 м3. Эта четырехосная цистерна оборудована сливо-налИвным и контрольно-предохранительным оборудованием. Во избежание перегрева солнечными лучами цистерна снабжена специальным металлическим кожухом — «теневой защитой».
Для доставки сжиженного газа с кустовых баз на АГНС используются автомобильные цистерны (рис. 3). Наибольшее распространение получили автоцистерны на базе автомобилей ЗИЛ и МАЗ. Цистерны имеют рамную и безрамную конструкцию. При рамной конструкции резервуар монтируется на шасси автомобилей; при безрамной резервуар выполнен в виде полуприцепа.
Для эксплуатации автоцистерн сжиженного газа НИИГлав-мосавтотранеом разработаны нормативы технического обслуживания и ремонта газового оборудования цистерн, ремонта и испытания самого резервуара.
В связи е тем что цистерна является паспортизируемым и регистрируемым сосудом, виды и периодичность их обслуживания установлены в соответствии с нормативными документами Гоегортехнадзора СССР — «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», «Правилами безопасности в газовом хозяйстве» и «Правилами эксплуатации кустовых баз и газонаполнительных станции сжиженных углеводородных газов».
Для газового резервуара и оборудования автоцистерн устанавливаются следующие виды и периодичностьь технического обслуживания (ТО): ежедневное обслуживание, профилактические осмотры и ревизия — 6 мес., освидетельствование и испытание узлов газового оборудования: цистерна в оборе с арматурой и трубопроводами — 4 года; манометр — 1 год; шланг резиновый — 3 мес.; клапан предохранительный — 1 год.
Техническое обслуживание газового оборудования цистерн необходимо совмещать с обслуживанием автомобиля-инасси, которое производится по режимам базовых автомобилей. Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) выполняется -перед выездом автоцистерны на линию и после возвращения ее на АТП и включает в себя внешний осмотр, проверку крепления газового оборудования, герметичности соединений всей газовой системы и укомплектованности противопожарным инвентарем.
Перед выпуском цистерны на линию проверяют, имеется ли в ней остаточное давление. Последнее должно быть не менее 0,5 кгс/см2. Специфической операцией является проверка манометра (на «ноль»). Выполняется она отсоединением манометра от резервуара с помощью запорного вентиля. После возвращения автомобиля на АТП газовое оборудование очищается от грязи и моется водой.
Перед профилактическим осмотром, ревизией, освидетелИ ствованием и -испытанием необходимо подготовить резервуар для создания безопасных условий работы. Для этого iiajjj слить сжиженный газ, снизить давление в резервуаре д0 атмосферного и удалить пары сжиженного газа путем продув ки паром или углекислым газом. После этого производят-анализ среды в резервуаре с помощью газоанализатора ПГФ-2М (исполнение для пропана). Загрязненность среды должна быть не более 20% от нижнего предела взрываемостц пропан-бутановой смеси. Профилактический осмотр и ревизии включают в себя работы по проверке исправности узлов газового оборудования, очистке их от грязи и смазывании соединений.
Одной из специфических операций является проверка работы предохранительного клапана. Поскольку в течение длительного времени клапан находится в закрытом состоянии,, то он может «прилипнуть» к седлу, что приведет к значительному увеличению усилия, необходимого для его открытия. В связи с этим предохранительный клапан подвергается ревизии, при которой проверяется годность деталей, притирается пара клапан-седло и испытывается клапан на стенде с определением герметичности и давления срабатывания. Отрегулированный клапан пломбируется.
В объем профилактических работ включена и операция па проверке манометра на стенде контрольным манометром Последний не допускается к применению, когда отсутствует пломба или клеймо, просрочена проверка, стрелка при его. включении не возвращается на ноль, или имеются механические повреждения, которые могут отразиться на правильности его показаний.
Наиболее сложными и трудоемкими являются работы и» техническому освидетельствованию резервуара, которые включают в себя проверку документации, внутренний осмотр гидравлические испытания.
При внутреннем осмотре цистерна обследуется как с внутренней стороны, так и о внешней; при этом следует убедиться в отсутствии повреждений и износа элементов резервуар3-Наиболее характерными повреждениями являются трещины коррозия внутренних и наружных поверхностей, овальность.
Гидравлические испытания (водой) производятся при уДОв“Ш летворительных результатах внутреннего осмотра. Пробное давление принимается для автоцистерн АЦЖГ-6 20 кгс си Л для АЦЖГ-Ю и -15—22,5 кгс/см2. Перед повышением давления при гидравлическом испытании необходимо убедиться в отСУ1ГИ ствии воздуха в резервуаре. Давление в цистерне долж». измеряться контрольным манометром.
Посте ТО и ремонта газового оборудования автоцистерны проверяется герметичность соединений, узлов и самого резервуара Герметичность цистерн проверяется пневмоиопытанием, после чего производится продувка резервуара паровой фазой газа. Герметичность вентилей можно проверить сжатым воздухом под давлением 16 кге/юм2. При такой проверке газ подается в трубопровод жидкой или паровой фазы в зависимости от того, какой вентиль проверяется. Проверка осуществляется при закрытых вентилях цистерны и выявляет герметичность пары клапан-седло, сальника, наружного фланца расходного вентиля, а также пары клапан-седло углового цапкового вентиля.
Внешняя негерметичность соединений определяется при помощи мыльной пены. При внешней герметичности соединений и наличии падения давления газа по образцовому манометру имеет место внутренняя негерметичность вентиля. Газовая магистраль считается герметичной, если падение давления сжатого газа по образцовому манометру не будет наблюдаться в течение 15 мин.
В нашей стране имеются все условия для создания разан той сети автомобильных АГНКС. В настоящее время природным газом снабжаются около 2 тыс. городов, более 2,5 тыс поселков городского типа и около 90 тыс. сельских населенных пунктов. Создана система газоснабжения, которая включает а себя несколько систем месторождений, свыше 100 тыс. км магистральных газопроводов, компрессорные станции, газопроводы-отводы, наземные и подземные хранилища.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация газоснабжения подвижного состава"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы