Надежность автомобилей закладывается при их создании, обеспечивается в производстве и реализуется в эксплуатации.
При неизменных затратах в сфере производства автомобилей их ресурс можно увеличить в сфере эксплуатации за счет различных мероприятий, среди которых немаловажное значение имеют вопросы применения топлив, масел и специальных жидкостей необходимого уровня качества.
В звене: «завод-изготовитель нефтепродуктов — потребитель» (автомобильный транспорт) имеет место неоднократный слив и налив нефтепродуктов, что ведет не только к количественным, но и к качественным потерям их за счет происходящих химических процессов, испарения, загрязнения атмосферными осадками, механическими примесями, смешения с другими продуктами и т. п.
Химические превращения связаны с появлением в нефтепродуктах и в первую очередь бензинах, перекисных соединений, продуктов разложения антидетонаторов и увеличением фактических смол.
Кроме того, при хранении ТСМ и СЖ возможно их загрязнение механическими примесями и обводнение, которые приводят к значительному ухудшению их качества, так как усиливается коррозионное воздействие на топливную аппаратуру и другие детали узлов и агрегатов автомобилей. При понижении температуры вода замерзает и может вызвать затруднение подачи топлива или масла по трубопроводам, а иногда и их разрушение. Наличие воды в масле может вызвать выпадение (коагуляцию) присадок, а в тормозных жидкостях — снижение температуры кипения.
Применение некондиционных нефтепродуктов наносит весьма большой ущерб автомобильному транспорту, который сказывается не сразу, а нарастает постепенно, а иногда проявляется в виде аварийных выходов из строя узлов и агрегатов автомобиля. Поэтому с целью предотвращения возможности применения некондиционных товарных нефтепродуктов и спецжидкостей на всех стадиях их изготовления, хранения и применения проводится контроль их качества.
Под контролем качества продукции понимается проверка соответствия показателей качества продукции установленным нормам.
Контроль качества ТСМ и СЖ при их изготовлении проводится службами технического контроля и заводскими лабораториями завода-изготовителя, а на нефтебазах — в процессе их хранения лабораториями нефтебаз. При отгрузке продукта с завода-изготовителя или выдаче с нефтебазы потребителю выдается паспорт качества, в котором указывают по данным анализа лаборатории нормы по показателям качества, а также номер и дату партии изготовления.
Тем не менее обобщение опыта применения топлив, масел и специальных жидкостей показывает, что на снабжение автомобильному транспорту поступают нефтепродукты с отступлениями от норм ГОСТов и ТУ на их изготовление по ряду показателей: автомобильные бензины, дизельные топлива — по содержанию механических примесей, воды, фракционному составу и содержанию фактических смол, тормозные жидкости — по температуре кипения (свежей и увлажненной жидкости), противокоррозионным свойствам и по воздействию на резину, масла — по кинематической вязкости, содержанию механических примесей, зольности.
Потеря качества нефтепродуктов может также происходить и у потребителя из-за несоблюдения правил хранения на складах, транспортировки при доставке с нефтебаз и заправки при проведении смазочно-заправочных операций при ТО.
В связи с этим у потребителя (ведомства, эксплуатирующего автомобили) должен быть организован ведомственный контроль качества ТСМ и СЖ. Ведомственный контроль качества топлив, масел и спецжидкостей прово-1ИТСЯ с целью: предупреждения их порчи при транспортировке, хранении и заправке автомобилей; наблюдения ,а изменением их качества при хранении; организации исправления выявленных некондиционных ТСМ и СЖ; установления путем сверки показателей, указанных в паспортах качества или данных лабораторных анализов на соответствие их нормам ГОСТ или ТУ.
Контроль качества и рациональное применение ТСМ и СЖ осуществляется службами ТЭР государственных производственных объединений автомобильного транспорта и АТП, а также лабораториями по контролю качества, создаваемыми при этих объединениях. Лаборатории по контролю качества ведут периодическую проверку качества ТСМ и СЖ, получаемых АТП на нефтебазах, и систематическую проверку ТСМ и СЖ, хранящихся на складах автотранспортных предприятий путем отбора проб и их анализа.
Входному анализу подвергаются ТСМ и СЖ при их получении АТП. Цель анализа — по паспорту качества установить кондиционность получаемых ТСМ и СЖ. Паспорт качества, подтверждающий кондиционность ТСМ и СЖ, служит основанием для допуска их к применению при эксплуатации автомобилей, а также для закладки на хранение.
По результатам анализа проб ТСМ и СЖ, отобранных на АТП, лаборатории дают заключение об их качестве и возможности применения при эксплуатации автомобилей, а в случае получения некондиционного нефтепродукта оформляется документация для предъявления рекламаций поставщику продукта. Лабораториями выдаются также рекомендации по исправлению качества некондиционных топлив, масел и спецжидкостей.
В целях повышения эффективности использования смазочных материалов необходимо иметь информацию о запасе их качества в процессе работы в двигателе, чтобы установить оптимальный срок их смены. Новым прогрессивным методом установления срока смены масел является диагностирование работавших масел по браковочным показателям. В качестве браковочных показателей чаще всего принимают вязкость, щелочное число, наличие воды и топливных фракций, диспергирующие свойства, загрязненность (оптическая плотность). Однако, пока нормы на эти показатели еще не утверждены, они зависят от конкретных условий эксплуатации, типа агрегата, его технического состояния и т. п. С целью оценки изменения этих показателей на АТП создаются участки, оснащенные простейшими приборами. Эти показатели можно определить с помощью экспрессных методов оценки, не требующих большого количества времени и специальной квалификации персонала.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация контроля качества топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей при их применении"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы