Формы организации технического обслуживания
Техническое обслуживание машинно-тракторного парка состоит из следующих основных элементов: обкатки машин в полевых условиях, ежесменного и периодических плановых технических обслуживаний, сезонных обслуживаний, эксплуатационного (непланового) ремонта и обслуживания при хранении и транспортировке машин.
Техническое обслуживание носит планово-предупредительный характер и предусматривает, как правило, обязательное выполнение операций через определенные сроки работы, а ремонт производить по потребности в зависимости от технического состояния машин и установленных межремонтных сроков.
Выполнение всех работ, предусмотренных системой технического обслуживания, осуществляется на основании правил эксплуатации машинно-тракторного парка, правил и инструкций по техническому обслуживанию, хранению техники и технических условий на сдачу машин и агрегатов в ремонт.
На различных этапах развития сельского хозяйства применялись различные организационные формы технического обслуживания машинно-тракторного парка, которые отвечали сложившимся условиям производства.
До начала 60-х годов техническое обслуживание тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин выполнялось в основном теми же механизаторами, которые на них работали.
К моменту реорганизации МТС уже появились объективные условия для пересмотра традиционной формы организации технического обслуживания. Начавшийся переход к навесной технике привел к тому, что отпала необходимость в прицепщиках, которые ранее сами производили технические обслуживания закрепленных за ними машин. С каждым годом в хозяйствах увеличивалось количество тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин более сложной конструкции, с высокой точностью изготовления отдельных деталей, регулировок и монтажа сборных элементов. Они оснащались дополнительными узлами — сервомеханизмами, гидроувеличителями сцепного веса, увеличителями крутящего момента, гидравлическим отбором мощностей и другими устройствами, способствующими существенному повышению их эксплуатационных качеств.
В таких условиях необходимо было по-новому организовать техническое обслуживание сельскохозяйственной техники — специализировать его.
Проведение сложных технических обслуживаний и устранение неисправностей машин было возложено на специальные бригады ремонтных рабочих автопередвижных мастерских. Определилось разделение труда между бригадиром тракторной бригады и его помощником: первый стал отвечать за организацию высокопроизводительного использования техники, а второй — обеспечивать техническое обслуживание тракторов и других машин.
Когда техника была продана колхозам, в практику работы хозяйств была перенесена и выработанная в МТС новая форма организации технического обслуживания машин. Однако она привилась не сразу. На первых порах еще не хватало автопередвижных мастерских и квалифицированных рабочих. Поэтому в некоторых хозяйствах механизаторы по-прежнему затрачивали много времени на проведение технических обслуживаний машин. А это, в свою очередь, приводило к снижению их производительности. Поставленные в такие условия механизаторы нарушали периодичность проведения технических обслуживаний в ущерб их качеству. В массовом порядке технические обслуживания в основном сводились к устранению возникающих неисправностей тракторов и машин и смазке их отдельных деталей.
Выходом из этого положения явилось специализированное техническое обслуживание машинно-тракторного парка, сущность которого состоит в том, что выполнение операций ежесменного (ежедневного) технического обслуживания возлагается на трактористов-машинистов, а все работы по периодическому техническому обслуживанию, устранению отказов, возникающих в процессе работы машин, осуществляются силами специализированных звеньев. Количественный состав этих звеньев зависит от характера и объема работ и имеющихся средств механизации. Трактористы и комбайнеры, как правило, привлекаются к техническому обслуживанию закрепленных за ними машин на правах временных работников.
Инициаторами внедрения в производство специализированного технического обслуживания машинно-трактор-ного парка, основанного на принципах разделения труда и всесторонней механизации технологических процессов, выступили коллективы совхоза «Ермак» Омской области и Цебриковского отделения «Сельхозтехника» Одесской области.
Организация технического обслуживания машин здесь носила комплексный характер, и, что особенно важно, для выполнения работ широко использовались материально-техническая база, кадры инженерно-техни-ческих работников и ремонтных рабочих.
Этот опыт послужил началом перестройки организации технического обслуживания машинно-тракторного парка колхозов и совхозов на основе разделения труда и дальнейшего утверждения этого принципа в качестве ведущего способа обслуживания техники.
Однако обслуживание и ремонт машинно-тракторного парка нельзя организовать по единой схеме. Здесь необходим дифференцированный подход.
В настоящее время специализированное техническое обслуживание машинно-тракторного парка, как правило, организуется по трем основным схемам.
По первой схеме капитальный ремонт тракторов, автомашин, комбайнов и других сложных машин, их узлов и агрегатов осуществляется на ремонтных предприятиях «Сельхозтехники», работы же по техническому обслуживанию, устранению отказов в процессе эксплуатации и текущему ремонту машин проводятся в ремонтных мастерских и пунктах технического обслуживания хозяйств путем замены вышедших из строя узлов и агрегатов новыми или отремонтированными на специализированных предприятиях «Сельхозтехники».
По второй схеме техническое обслуживание и ремонт машинно-тракторного парка осуществляется совместными усилиями и средствами совхозов, колхозов и районных объединений «Сельхозтехника» на договорных началах с выполнением всех сложных видов работ ремонтными предприятиями «Сельхозтехники».
По третьей схеме весь объем работ по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка осуществляют районные объединения «Сельхозтехника» или другие специализированные предприятия на основе хозяйственных ^договоров с колхозами и совхозами.
Указанные схемы организации работ по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка базируются на общем принципе — разделение труда и кооперирование работ хозяйств с районными объединениями «Сельхозтехника» и другими специализированными предприятиями.
Перспективной является третья схема. Колхозам и совхозам экономически выгодно широко пользоваться услугами специализированных предприятий, которые полностью освобождают их от забот по ремонту и обслуживанию машин. Это дает возможность сосредоточить свое внимание на увеличении производства продуктов земледелия и животноводства, существенно снизить размер капитальных затрат на создание собственной материально-технической базы для обслуживания и ремонта техники, которая часто в хозяйствах не может быть использована достаточно эффективно. Кроме того, создаются благоприятные условия для значительного снижения потребности в основных средствах и в рабочих, повышения качества обслуживания и ремонта техники.
В связи с оснащением колхозов и совхозов новыми конструктивно сложными машинами, как, например, тракторами К-700, К-701, Т-150К и др., уже сейчас возникает вопрос о необходимости организовать в ряде районных объединений «Сельхозтехника» или на других предприятиях специальные пункты централизованного технического обслуживания и текущего ремонта таких тракторов. Обеспечить выполнение этих работ в условиях хозяйств не только затруднительно, но и экономически невыгодно.
Во многих областях Северо-Западной зоны, в том числе и в Ленинградской, широкое распространение получила первая схема технического обслуживания машинно-тракторного парка. В результате ее внедрения в большинстве хозяйств создана необходимая материально-техническая база, подготовлены соответствующие специалисты и укомплектованы звенья по заправке тракторов, проведению технических обслуживаний, диагностике, эксплуатационному ремонту и хранению машин, хорошо организована диспетчерская служба.
Вторая схема, которая в настоящее время принята в некоторых хозяйствах Ленинградской области, является, по существу, переходной формой от первой схемы организации технического обслуживания машинно-тракторного парка к третьей. Во всех колхозах, совхозах и объединениях «Сельхозтехника» должны быть созданы необходимые условия для работы по этой схеме, обеспечена достаточная материально-техническая база, подготовлены квалифицированные кадры, установлена необходимая радиосвязь, налажен учет использования машинно-тракторного парка и т. п.
Богодуховский метод организации технического обслуживания машинно-тракторного парка
Инициатором внедрения второй схемы организации технического обслуживания машинно-тракторного парка в определенных условиях явилось Богодуховское районное объединение «Сельхозтехника» Харьковской области.
Сущность богодуховского метода состоит в следующем. В районном объединении «Сельхозтехника» создается специализированная инженерная служба, основной задачей которой является организация технического обслуживания машинно-тракторного парка колхозов и совхозов.
Совместное осуществление всего комплекса работ по техническому обслуживанию машин дало возможность районному объединению «Сельхозтехника», колхозам, совхозам выявить ряд принципиально новых моментов в их взаимоотношениях, в организации работы, определить свои функции и обязанности.
Колхозы и совхозы с помощью районного объединения «Сельхозтехника» создали у себя пункты технического обслуживания, состоящие из мастерских, нефтебаз, площадок и помещений для хранения машин, оснастили их необходимым оборудованием и инструментом, внедрили соответствующую техническую учетную документацию. Для выполнения работ по обслуживанию машин организовали специализированные звенья из числа квалифицированных механизаторов.
В обязанности районного объединения «Сельхозтехника» входят: организация работы в специализированных звеньях, централизованная доставка на пункты технического обслуживания и в ремонтные мастерские запасных частей, узлов и агрегатов, диагностика технического состояния тракторов, текущий ремонт машин и оборудования, повышение квалификации кадров механизаторов, внедрение прогрессивных форм организации труда.
Переход на новую форму организации снабжения запасными частями позволил снизить затраты труда на выполнение снабженческих функций в расчете на одно хозяйство в среднем с 450 до 125 человеко-дней, или высвободить одного специалиста в хозяйстве.
Продолжительность выполнения одной заявки снизилась более чем на 40%. Общее число отказов за год по заявкам па запасные части снизилось с 27 до 15%.
Положительный опыт богодуховского метода технического обслуживания машин состоит в том, что с помощью «Сельхозтехники» была создана материально-техническая база специализированного технического обслуживания в хозяйствах и улучшено инженерное руководство этой работой, что позволило полнее использовать резервы системы «Сельхозтехники» и самих хозяйств для повышения уровня технической готовности машинно-тракторного парка и на этой основе улучшить его использование.
Богодуховский метод организации технического обслуживания техники находит широкое распространение во многих районах Советского Союза. Однако его внедрение должно осуществляться на творческой основе с учетом природных и экономических условий, структуры и направления хозяйств, численности и марочного состава парка машин, интенсивности и организационных форм его использования и других конкретных условий.
Централизованное техническое обслуживание машинно-тракторного парка в Ленинградской области
В колхозах и совхозах Ленинградской области централизованное техническое обслуживание машинно-тракторного парка внедряется с начала 60-х годов. За этот период создана необходимая материально-техническая база, подготовлена высококвалифицированная инженерно-техническая служба.
В большинстве хозяйств области имеются необходимые типовые ремонтные мастерские, стационарные пункты технического обслуживания машин, площадки, а также сараи и навесы для хранения техники, передвижные средства технического обслуживания машин.
В совхозах области работают около 300 мастеров-наладчиков, которые обслуживают 90% парка машин. Закрытой механизированной заправкой нефтепродуктами обеспечено 92% машинно-тракторного парка. Имеются машинные дворы, на которых силами слесарей-ремонтников круглый год ремонтируются (по мере освобождения от полевых работ) и поддерживаются в состоянии технической готовности сельскохозяйственные машины и орудия.
В комплексе инженерных услуг «Сельхозтехники» важное место занимают технические обменные пункты, созданные в каждом районном объединении «Сельхозтехника». Они являются основными связующими звеньями между хозяйствами и специализированными ремонтными предприятиями. При обменных пунктах создан обменный фонд тракторов, агрегатов и узлов.
Специалисты обменных пунктов систематически выезжают в хозяйства, организуют обменные операции по приемке и доставке транспортом «Сельхозтехники» машин и агрегатов в ремонт, а отремонтированных — в хозяйства. Это создает большие удобства в обеспечении постоянной готовности сельскохозяйственной техники к работе, организации ремонта машин по круглогодовому графику, способствует снижению расходов на эксплуатацию.
Несмотря на осуществление указанных Мероприятий, все же в хозяйствах области значительное время машины простаивали из-за технических неисправностей и поисков необходимых запасных частей. Коэффициент использования тракторов не превышал 60—70%, а по отдельным хозяйствам был даже ниже 50%.
Чтобы устранить эти недостатки, необходимо было совершенствовать техническое обслуживание машинно-тракторного парка на основе привлечениям руководству и участию к этой работе инженерной службы системы «Сельхозтехника».
Начиная с 1973 г. в хозяйствах Ленинградской области внедряется более совершенная система организации технического обслуживания машинно-тракторного парка, в основу которой был положен опыт работы хозяйств Ленинградской и Харьковской областей и Эстонской ССР.
Опыт показал, !что эффективность специализированного технического обслуживания машинно-тракторного парка возрастает при более активном вовлечении в эту работу предприятий «Сельхозтехники» и централизации управления техническим обслуживанием.
При организации технического обслуживания ма-шинно-тракторного парка хозяйств с участием районных объединений (отделений) «Сельхозтехника» ставится задача углубить специализацию и разделение труда при техническом обслуживании, улучшить снабжение хозяйств запасными частями, сконцентрировать усилия инженерно-технических работников, механизаторов и других работников хозяйств на лучшее использование машинно-тракторного парка.
Суть новой формы организации технического обслуживания сводится к техническому обслуживанию машинно-тракторного парка в хозяйствах с участием районных объединений «Сельхозтехника» (схема 1).
Хозяйство (совхоз, колхоз, птицеферма и т. п.) для выполнения работ по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка создает материально-техническую базу, организует специализированные службы по проведению технических обслуживаний, диагностике, эксплуатационному ремонту и хранению машин, заправке тракторов дизельным топливом по жетонам, внедряет единую систему технической документации, создает диспетчерскую службу, ликвидирует имеющееся большое количество запасных частей для тракторов и сельскохозяйственных машин.
Районное объединение «Сельхозтехника» обеспечивает укомплектование пунктов технического обслуживания хозяйств необходимым оборудованием, приборами, приспособлениями, готовит техническую документацию и жетоны для заправки тракторов, организует работу специализированных звеньев хозяйств, обеспечивает оперативную доставку на пункты технического обслуживания необходимых запасных частей, ремонтных материалов, узлов и агрегатов, отремонтированных на предприятиях «Сельхозтехники», контролирует техническое состояние машин, внедряет новую технику, прогрессивную технологию и организацию труда по техническому обслуживанию машин.
Для выполнения этих работ районное объединение «Сельхозтехника» создает службу по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка хозяйств района, состоящую из следующих трех групп специалистов: инженерно-технологической—для руководства работой специализированных служб хозяйств по техническому обслуживанию, оперативного выполнения заказов—по доставке в хозяйства, на пункты технического обслуживания запасных частей узлов, агрегатов и ремонтных материалов и диспетчерской — для оперативной связи с пунктами технического обслуживания хозяйств района.
Взаимоотношения, обязанности и ответственность хозяйств района и районного объединения «Сельхозтехника» определены двусторонним соглашением (договором).
Для разработки и внедрения рекомендаций по организации такой системы технического обслуживания с учетом конкретных особенностей хозяйств Ленинградской области областным производственным объединением совхозов при кафедре эксплуатации машинно-тракторного парка Ленинградского сельскохозяйственного института (ЛСХИ) была создана специальная группа.
Для каждого хозяйства была разработана структура материально-технической базы и инженерно-технической службы, создан необходимый минимальный запас запчастей, подобрано соответствующее количество специалистов по техническому обслуживанию и др.
Внедрение нового метода было обеспечено в результате большой творческой и организаторской деятельности работников Ленинградского областного производственного объединения совхозов, областного объединения «Сельхозтехника» и Ленинградского сельскохозяйственного института.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация централизованного технического обслуживания машинно-тракторного парка"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы