Как известно, в результате старения тракторов их показатели по сравнению с новыми ухудшаются: заметно снижается надежность и производительность, резко увеличивается расход средств на обслуживание и ремонт.
Однако, несмотря на это, существующая в сельском хозяйстве система планирования работы машинно-тракторного парка и действующие нормативы не учитывают ухудшения технико-экономических показателей по мере старения тракторов. Для нормативных показателей эксплуатации, обслуживания и ремонта применяются средние величины, что не благоприятствует наилучшему использованию работоспособности новых и правильной эксплуатации старых тракторов, не способствует заинтересованности механизаторов и ремонтников в технической сохранности и интенсивности использования техники.
Годовая и сменная норма выработки, например, занижена для новых машин и завышена для неоднократно отремонтированных. Нормативы отчислений на техническое обслуживание машин, наоборот, завышены для новых машин и занижены для старых. Единые межремонтные сроки приводят к .неправильному планированию объема и периодичности ремонтных работ. Средние величины сроков службы деталей не дают возможности правильно планировать изготовление и завоз запасных частей, что приводит к возникновению дефицита некоторых из них, неоправданному расходу средств на производство, транспортировку и хранение других.
Дифференцированный подход к технико-экономическим показателям использования тракторов с учетом степени их старения по наработке позволит более обоснованно планировать нормы производительности машин, расход материально-технических средств, правильно вести учет и контроль, что окажет положительное влияние на организацию использования машинно-тракторного парка.
Учитывая сказанное, целесообразно весь тракторный парк в зависимости от работоспособности машин разделить по наработке на возрастные группы, установив, например, три группы. К первой группе следует отнести еще не ремонтировавшиеся тракторы со сроком службы по наработке ориентировочно до двух лет, ко второй группе — тракторы третьего, четвертого и пятого годов эксплуатации и к последней группе — машины, проработавшие свыше пяти лет.
Имея в виду закономерности изменения средней годовой выработки и учитывая повышение производительности тракторов второй и третьей групп по сравнению с фактическими данными за счет улучшения качества ремонта и технического обслуживания, рекомендуется в порядке первого варианта установить для каждой группы тракторов следующие поправочные коэффициенты годовых и сменных нормативов выработки: Для первой группы—1,15, для второй—1,00 и третьей — 0,85.
Поправочные коэффициенты позволяют определить в любом хозяйстве, при известной величине общего объема тракторных работ и численного состава машинно-тракторного парка по каждой группе, более правильные плановые нормативы годовой наработки тракторов различного срока службы.
В хозяйственной практике затраты, связанные с поддержанием техники в работоспособном состоянии, подразделяют на три группы: затраты на технические обслуживания, текущий и капитальный ремонты. Эти затраты финансируются из разных источников: на техническое обслуживание и текущий ремонт — из оборотных средств, на капитальный ремонт —за счет основных средств из фонда амортизации.
Разграничение затрат на капитальный и текущий ремонты, а также на техническое обслуживание состоит в принципиальном отличии основных и оборотных средств. Экономическая разграниченность должна соответствовать технической сущности явления и отражать его. Однако ремонтные воздействия не имеют технически обоснованных разграничений, достаточных для экономического обоснования. Существующая классификация видов профилактических и ремонтных воздействий в определенной степени условна. Между отдельными видами ремонтов нет технически обоснованных границ.
Как показывает практика, установленные экономические и финансовые разграничения технических обслуживаний, текущих и капитальных ремонтов тракторов затрудняют целесообразное использование средств, что приводит к путанице и снижает заинтересованность инженерно-технических работников и механизаторов в экономии средств на поддержание машин в работоспособном состоянии.
Целесообразно финансировать из одного источника все виды затрат по поддержанию тракторов в работоспособном состоянии. Финансирование всех работ из одного фонда устранит технически необоснованное и практически неоправданное разграничение отдельных видов ремонтов, даст возможность более экономно расходовать средства и значительно упростить систему планирования и учета.
В целях наиболее правильного распределения средств необходимо установить общие нормативы их расхода на техническое обслуживание и ремонты, также дифференцированные для трех возрастных групп тракторов. Поправочные коэффициенты расхода средств для каждой возрастной группы могут быть следующими: для первой группы —0,4—0,6, для второй—1,0 и для третьей — 1,3—1,4.
Объем тракторных работ в условиях эталонных гектаров определяют на каждом виде работ путем умножения объема данного вида работ в физических единицах на соответствующий данным условиям коэффициент перевода в условные гектары.
Общий объем работ в условных гектарах, выполненный тракторами на всех работах, определяется суммированием всех видов работ. Недостаток такого способа учета состоит в том, что необходимо иметь большое количество переводных коэффициентов. Для устранения этого недостатка рекомендуется так называемый «бескоэффициентный метод» суммарного учета выработки тракторных работ. По этому методу определяют количево выполненных сменных норм выработки тракторами данной марки, которые умножают на их сменную эталонную выработку. Общий объем работ определяется суммированием объемов, выполненных тракторами всех марок. Этот способ более удобен, так как не требует ежедневного пересчета в условные гектары по каждому виду работ. Пересчет может осуществляться раз в месяц при составлении отчета. Кроме того, учет нормо-смен все равно производится, так как он необходим для расчета заработной платы трактористов-машинистов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Технико-экономические вопросы совершенствования использования и технического обслуживания машинно-тракторного парка"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы