Эффективная эксплуатация газобаллонных автомобилей во ногом предопределяется созданием рациональной сети газона-олнительных станций. Необходимое их число определяют особенностями парка обслуживаемых автомобилей в регионе, экономическими, социальными и другими факторами.
Современные АГЗС и АГНКС представляют собой комплекс технологического оборудования по приему, переработке, хранению и заправке автомобилей СНГ и СПГ. Оба типа газонаполнительных станций в значительной степени унифицированы между собой по технологическому процессу заправки автомобиля.
В зависимости от типа применяемого оборудования, способа хранения и технологии заправки различают стационарные, полустационарные и передвижные АГЗС, а также стационарные и передвижные АГНКС. Комплекс оборудования АГЗС позволяет: наполнять СНГ баллоны с насосом и без него; сливать СНГ самотеком или с помощью насоса и замерять его количество по счетчику; сливать СНГ самотеком или с помощью насоса без замера счетчиком; хранить СНГ.
Стационарные автомобильные АГЗС содержат подземные или наземные цистерны, снабженные контрольно-предохрани-тельной и расходно-наполнительной аппаратурой и оборудованием. Полустационарные и передвижные АГЗС размещают на АТП, на пересечении крупных транспортных магистралей и в непосредственной близости от места работы большого числа автомобилей, удаленных от производственной базы.
Перемещают СНГ на АГЗС одним из методов: с помощью жидкостных насосов или испарительной установки. Последняя обеспечивает испарение СНГ, увеличение избыточного давления в цистерне до 0,2 МПа и перемещение СНГ в заполняемую емкость.
Конструктивные особенности АГЗС. Стационарная АГЗСсодержит компрессор, маслоотделитель, фильтр, центробежный насос, цистерну и раздаточные колонки. Принцип работы АГЗС заключается в следующем. Из цистерны СНГ через фильтр поступает к центробежным насосам и далее под давлением к раздаточным колонкам. Необходимую высоту всасывания центробежного насоса обеспечивают с помощью компрессора типа АВ-15. Компрессор создает в цистерне избыточное давление на 0,1—0,2 МПа выше упругости паров перекачиваемого газа.
Сливать СНГ из транспортной цистерны в емкость станции можно с помощью компрессора. В этом случае СНГ перемещается за счет создания в транспортной цистерне избыточного давления 0,1—0,2 МПа. Для очищения СНГ от масла, которое может попадать из компрессора, станция снабжена маслоотделителем.
Типовая стационарная АГЗС содержит четыре емкости. Общий объем хранения СНГ составляет 100 м3. Станция может обеспечить 600 заправок в сутки при 3-сменной работе. Обслуживающий персонал станции состоит из 25 чел. Площадь, занимаемая станцией, составляет 5300 м2. Сливают СНГ и заправляют автомобили на станции раздельно.
Полустационарные АГЗС служат для транспортировки СНГ к месту его раздачи или для заправки автомобилей. Принцип действия стационарных АГЗС положен в основу работы полустационарных и передвижных станций.
Передвижные АГЗС предназначены для заправки газобаллонных автомобилей на АТП или в случае отрыва их от производственной базы.
Для транспортировки СНГ используют цистерны АЦ-5, АЦ-6, АЦ-10, смонтированные на базе (шасси) автомобилей ЗИЛ-130.
Передвижные АГЗС могут быть рамной или безрамной конструкции. Резервуар станции рамной конструкции устанавливают на раме автомобиля-тягача или прицепа. Резервуар станции безрамной конструкции является несущим. Оборудование. АГЗС состоит из расходно-наполнительной и контрольно-предохранительной аппаратуры.
Передвижная АГЗС ЦППЗ-12-885 рассчитана на транспортировку седельным тягачом ЗИЛ-130В1. Цистерна АГЗС безрамной конструкции, несущая. Передняя опора цистерны устанавливается на седельно-сцепное устройство тягача ЗИЛ-130В1, задняя — на одноосную тележку полуприцепа ОдАЗ-885. Без тягача газонаполнительная станция располагается на опорных Катках. На крышке люка цистерны находятся манометр, указатель уровня СНГ и два вентиля — для перекрытия манометра и контролирования наполнения емкости. В верхней части цистерны тановлены два предохранительных клапана.
Для снятия статического электричества предусмотрено заземление передвижной АГЗС. Опорные катки, пневмосистема тормозов, стояночный тормоз и электрооборудование заимствованы с полуприцепа ОдАЗ-885. Передвижная АГЗС оборудована насосом С5/140А. Для создания давления во всасывающем патрубке насоса имеются два испарителя с трубчатыми электронагревателями. В комплект АГЗС входит также струбцина, с помощью которой наполняют газовые баллоны, и счетчик расхода СНГ. Вся арматура, оборудование, узел люка закрыты корпусом из листовой стали.
Давление в цистерне равно 1,8 МПа. Наполнение цистерны составляет 85% геометрического ее объема. Масса цистерны в заправленном состоянии равна 15 600 кг. Каждая передвижная АГЗС обеспечивает заправку 75—85 автомобилей семейства ГАЗ или ЗИЛ. Продолжительность заправки автомобиля составляет 2,5 мин при упругости паров 0,25 МПа.
Оборудование АГЗС. На газозаправочных станциях применяют вихревые насосы марок С-5/200, С-5/140М, С-5/140, а также вертикальные электронасосы типа ХГВ. Наибольшее распространение получил насос С-5/140 (рис. 5.3). Он представляет собой одноступенчатый насос с горизонтальным валом моноблочной конструкции. Марка расшифровывается следующим образом: С — для сжиженных газов; 5 — подача, м3/ч; 140 — высота столба перекачиваемой жидкости, м. На АГЗС этим насосом перекачивают СНГ из резервуаров хранилищ в автомобильные цистерны и баллоны. Насос может быть использован на передвижных АГЗС.
Корпус насоса содержит всасывающую камеру и напорный патрубок. Вихревое рабочее колесо представляет собой диск с радиальными лопатками, которые заострены для получения безударного входа жидкости на лопатки. Колесо закреплено на валу взрывозащищенного электродвигателя призматической шпонкой и гайкой . Насос имеет одинарное торцовое уплотнение вала, находящееся под давлением всасывания.
Наполнительная колонка предназначена для заправки СНГ.
Она снабжена шлангами с присоединительными устройствами и счетчиком СНГ.
Для оперативного управления за уровнем жидкой фазы в емкости применяют поплавковые уровнемеры УП1 и УП2. Они рассчитаны на рабочее давление 1,6 МПа и измерение уровня жидкости плотностью 0,4—0,7 кг/см3.
Конструктивные особенности АГНКС. Газонаполнительная компрессорная станция представляет собой комплекс технологического оборудования по переработке, хранению и заправке автомобилей СПГ. В настоящее время в СССР разработано два типа АГНКС: на 250 и 500 заправок в сутки. Наибольшее распространение получила АГНКС с числом заправок 500 автомобилей в сутки. Станция снабжена пятью компрессорами типа 2ГМ4-1,3/12-250, для привода которых применяют электродвигатели мощностью 160 кВт. Часовая производительность АГНКС составляет 3600—4500 нм3/ч, а годовая ее производительность 18,2 млн. м3. Хранят компримированный газ в двух аккумуляторных емкостях по 9 м3 каждая при давлении 25 МПа.
Максимальное число заправляемых на АГНКС автомобилей 48 авт./ч. Давление на входе в компрессор станции составляет 0,6—1,2 МПа. Продолжительность заправки одного автомобиля 10—12 мин. Станция содержит два блока осушки СПГ, работающих попеременно, производительностью 4000 нм3/ч.
Газонаполнительная компрессорная станция содержит четыре технологических отделения: подготовки природного газа, ком-примирования, аккумулирования и осушки газа.
В отделении подготовки природный газ очищают от внешних механических примесей и жидкостей, а также редуцируют его до определенного давления на линии всасывания компрессоров. В этом же отделении размещен первичный сепаратор и счетчик газа. Перед компрессорным отделением находится гаситель колебаний СПГ.
Общая площадь АГНКС составляет 0,8 га. Разрывы внутри станции основаны на общетехнических нормах. Расстояние от АГНКС до промышленных объектов должно быть не менее 150 м. Если рядом с АГНКС находятся объекты массового скопления людей, то расстояние между ними должно быть до 60 м. Такие нормы часто не позволяют разместить станцию в черте современного индустриального города. Расстояние от АТП до АГНКС оказывает заметное влияние на эффективность работы газобаллонных автомобилей. Увеличение расстояния от АТП до АГНКС до 10 км сопровождается уменьшением годовой производительности автомобиля ЭИЛ-138А на 5,9% и коэффициента использования пробега с 0,60 до 0,54. Себестоимость перевозок при этом возрастает на 7%.
Еще больше ухудшаются технико-эксплуатационные показатели автомобилей при увеличении расстояния от АТП до АГНКС до 30 км. Годовая производительность в этом случае снижается на 19,5%, а себестоимость перевозок возрастает на 25,1% по сравнению с вариантом, когда автомобили заправляют СПГ непосредственно на АТП. В среднем на каждый километр удаленности мест заправки от АТП годовая производительность уменьшается на 0,6%, а себестоимость перевозок возрастает на 0,7%. Это свидетельствует о высокой эффективности размещения АГНКС в местах концентрации автотранспортных средств, применения малогабаритных гаражных газонаполнительных станций и передвижных газозаправщиков.
В порядке опытной эксплуатации на ряде АТП используют малогабаритную АГНКС «Кубогаз», разработанную и выпускаемую итальянской фирмой «Nuovo Pignone». Она предназначена для заправки небольших партий автомобилей непосредственно на территории АТП. Отличительными особенностями станции «Кубогаз» являются то, что она может работать от городских газовых сетей низкого давления, а все оборудование смонтировано в специальном контейнере. Работа станции автоматизирована. Она имеет защитную автоматику по предотвращению возможных неполадок в работе.
Оборудование АГНКС. Элементами АГНКС «Кубогаз» являются: система очистки газа на входе, устройство для замера расхода газа на входе, четырехступенчатый вертикальный компрессор производительностью 250 нм3/ч с приводом от электродвигателя во взрывозащитном исполнении мощностью 60 кВт. На станции размещены 20 аккумуляторов для СПГ, расположенных вертикально, влаго- и маслоотделитель.
Система охлаждения компрессорной установки заполнена незамерзающей жидкостью типа «Тосол». Она снабжена системой автоматического пожаротушения, настроенной на появление дыма и предельную концентрацию метана в воздухе, аварийной системой отключения подачи газа на входе на станцию и заправочными узлами на 10 постов.
Данная АГНКС обеспечивает быструю заправку 2—3 автомобилей типа ЭИЛ-138А от аккумуляторов СПГ. Вместе с тем станция «Кубогаз» предназначена и для медленной заправки автомобилей на АТП во время их стоянки в межсменное время. При такой смене к заправочным узлам могут быть подсоединены 10 различных автомобилей. Наличие небольших аккумуляторов-баллонов на АГНКС сглаживает пульсацию давления в автомобильных баллонах до незначительной. Продолжительная заправка приводит к выравниванию температуры газа и увеличению его плотности в автомобильных баллонах.
Для заправки газобаллонных автомобилей, кроме передвижных АГНКС, разработаны передвижные газозаправщики. Они разработаны на базе автомобилей ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ.
Газозаправщик, разработанный на базе автомобиля 1ЛАЗ, содержит 21 газовый баллон. Они образуют три секции. Общий объем газа в баллонах составляет 2987 нм3. Такой объем обеспечивает заправку 22 автомобилей ЭИЛ-138А, 25 автомобилей ГАЗ-52-27. Газозаправщик заправляют на всех стационарных АГНКС во вторую и третью смены, т. е. когда оборудование станции не полностью загружено заправкой автомобилей СПГ.
Внедрение таких газозаправщиков позволяет сократить число стационарных АГНКС. Для этого к каждой стационарной АГНКС прикрепляют 5—8 газозаправщиков, которые могут обслуживать 5—8 АТП средних размеров. Это позволяет избежать холостых пробегов на заправку.
В Москве построена и эксплуатируется стационарная АГНКС (фирмы «Nuove Pignone»). Станция снабжена девятью компрессорами с входным давлением 0,6—1,2 МПа. Часовая производительность одного компрессора составляет 400—500 нм3/ч, а суточная — 50 000 нм3/ч. Для раздачи газа существуют восемь колонок. Продолжительность одной заправки автомобиля в среднем составляет 10 мин. Обслуживающий персонал станции насчитывает 15 чел.
Заправляемый на АГНКС СПГ по влажности и запыленности в ряде случаев не соответствует техническим условиям. Это снижает тягово-динамические и экономические характеристики и производительность автомобилей. Поэтому работники технических отделов АТП должны периодически контролировать качество СПГ и принимать соответствующие меры к улучшению работы АГНКС.
Заправка автомобилей СНГ, На АГЗС осуществляют комплекс технологических операций по сливу СНГ в емкости и наполнение газовых баллонов автомобилей (рис. 3). Заправка газобаллонных автомобилей по основным технологическим операциям во многом аналогична заправке бензином. Заправку осуществляют через гибкий шланг высокого давления.
К особенностям заправки автомобилей СНГ относят необходимость обеспечения герметичности заправочного шланга с помощью специального приспособления. При заправке предусматривают обязательное открытие вентиля максимального наполнения для определения момента окончания заправки баллона.
Первые порции СНГ, попавшие в баллон, испаряются и занимают весь его объем. Учитывают количество заправленного топлива на АГЗС по счетчику станции.
Заправка автомобилей на АГЗС представляет собой технологический процесс, который включает комплекс контрольно-подготовительных и непосредственно заправочных операций. Перед заправкой автомобиля оператор АГЗС тщательно осматривает наружную поверхность баллона и его обвязку.
Газовый баллон наполняют путем создания с помощью насоса или компрессора давления в нагнетательном трубопроводе.
Оператор АГЗС при заправке автомобилей обязан:
— проверить правильность установки автомобиля на посту заправки;
— забрать у водителя ключи зажигания;
— проверить заземление присоединительных рукавов и наполнительных шлангов;
— заземлить автомобиль;
— присоединить наполнительный шланг к штуцеру наполнительного вентиля баллона;
— открыть наполнительный вентиль на баллоне; плавно открыть наполнительный вентиль на заправочной колонке.
После завершения заправки автомобиля оператор обязан проверить с помощью мыльной эмульсии плотность закрытия наполнительного вентиля.
Заправка автомобилей на АТП осуществляется с помощью передвижной АГЗС ЦППЗ-12-885 на специально отведенной для этого площадке. Площадка должна иметь твердое усовершенствованное покрытие, хорошее освещение, быть оборудована пультом управления, включающим пусковую и регулировочную аппаратуру.
Места стоянки передвижной АГЗС и заправки газобаллонных автомобилей должны быть четко обозначены, освобождены от временных сооружений и горючих материалов.
На площадке должны быть соблюдены меры пожарной безопасности, назначено ответственное лицо. Заправочная площадка должна быть оборудована молниезащитными средствами и оснащена противопожарным щитом. Дорога и подъездные пути к площадке для заправки СНГ, подходы к средствам тушения пожара должны быть свободны и находиться в исправном состоянии.
По прибытии газозаправщика на площадку необходимо:
— установить станцию ЦППЗ-12-885 таким образом, чтобы силовой кабель питания электрооборудования был вытянут на всю длину по ходу станции;
— заглушить двигатель и вынуть ключ из замка зажигания; заземлить станцию и пульт управления;
— поставить станцию на стояночный тормоз;
— поставить упоры под колеса станции;
— внешним осмотром убедиться в исправности всего оборудования при выключении силового оборудования.
Заправлять газобаллонные автомобили должен только води-тель-оператор станции. Он должен быть снабжен специальной одеждой установленного образца, шланговым противогазом, головным убором, перчатками, резиновым фартуком и защитными очками. Сжиженный нефтяной газ заправляют в горизонтально установленный автомобиль, оставляя при этом не менее 10% свободного объема баллона для создания в нем паровой подушки.
Заправка автомобилей СПГ. Эту операцию осуществляют с помощью стационарных или передвижных АГНКС. Баллоны наполняют СПГ на АГНКС через газозаправочные колонки с помощью шланга высокого давления, снабженного специальным заправочным наконечником. Ход заправки контролируют по изменению давления контрольного манометра АГНКС.
Автомобиль заправляет СПГ непосредственно оператор станции. Полное время заправки, включающее продолжительность подъезда и отъезда автомобиля, подключение и отключение заправочного шланга и непосредственно саму заправку, не должно превышать 10 мин.
Водитель автомобиля должен хорошо знать технологию наполнения баллонов СПГ и точно выполнять правила, установленные на АГНКС. При заправке СПГ особое внимание следует обращать на обеспечение полной герметичности соединений. Это обеспечивается путем применения насадки специальной формы.
Заправлять автомобиль СПГ на АГНКС необходимо в порядке очереди, за исключением специальных автомобилей (пожарных, скорой медицинской помощи и других), по талонам установленной формы.
Автомобиль должен въезжать на заправку по разрешению оператора и при соответствующей сигнализации.
Перед въездом на территорию АГНКС водитель автомобиля обязан предъявить дежурному или оператору удостоверение на право вождения газобаллонного автомобиля и при наличии пассажиров попросить их покинуть кабину или кузов. Отвинтить и снять пробку с наполнительного вентиля, предварительно очистив вентиль от грязи и масла; покинуть территорию заправочного бокса. Находиться во время заправки автомобиля газом в боксе водителю строго запрещается.
Перед началом заправки рабочий-наполнитель обязан: проверить положение запорной арматуры и давление газа по манометру на газозаправочной колонке.
При этом вентили подачи газа и дроссельная заслонка должны быть открыты, наполнительный вентиль закрыт и давление газа равно нулю;
— подсоединить шланг газозаправочной колонки к наполнительному вентилю газобаллонной установки автомобиля (по указанию рабочего-наполнителя эту операцию может выполнить водитель, но обязательно под наблюдением рабочего-наполни-теля);
— открыть наполнительный и баллонные вентили газобаллонной установки автомобиля и закрыть магистральный вентиль;
— подать оператору сигнал о готовности автомобиля к заправке нажатием соответствующей кнопки на заправочной колонке.
— Оператор, получив сигнал о готовности автомобиля к заправке, должен заправить баллоны автомобиля газом путем соответствующих переключений ключей управления (при дистанционном режиме) или нажатием кнопки на пульте управления (при автоматическом режиме работы газозаправочных колонок).
— При ручном способе заправки автомобиля рабочий-наполни-тель после подсоединения заправочного шланга и открытия наполнительного и баллонных вентилей (при закрытом магистральном вентиле) обязан:
— проверить остаточное давление газа в газобаллонной установке автомобиля;
- открыть вентиль на газозаправочной колонке и заправить баллоны автомобиля газом;
— после достижения давления газа в баллонах автомобиля 20 МПа закрыть вентиль подачи газа на газозаправочной колонке;
— закрыть наполнительный вентиль на газобаллонной установке автомобиля;
— открыть наполнительный вентиль на заправочной колонке; убедиться по манометру, установленному на заправочной колонке, что давление газа равно нулю;
— отсоединить заправочный шланг от наполнительного вентиля автомобиля;
— закрыть наполнительный вентиль на заправочной колонке; поставить в известность водителя об окончании заправки и количестве заправленного газа;
Убедиться в выезде автомобиля из бокса АГНКС.
По окончании заправки водитель газобаллонного автомобиля обязан:
— произвести расчет за отпущенный газ;
— убедиться, что баллоны заполнены и давление в них стабилизировалось;
— навернуть пробку на наполнительный вентиль; включить бортовую электрическую сеть; медленно открыть магистральный вентиль; убедиться в герметичности газовой аппаратуры (на слух) и в правильности работы контрольно-измерительных приборов; запустить двигатель и выехать с территории АГНКС. Если после окончания заправки двигатель при пуске работает с перебоями, то его следует немедленно заглушить, а автомобиль откатить на 15 м от газонаполнительной колонки.
Каждая заправка газобаллонного автомобиля фиксируется записью (и росписью лица, заправлявшего автомобиль) в журнале заправок АГНКС, в котором указывают:
— дату заправки;
— порядковый номер заправки за сутки;
— государственный номерной знак автомобиля;
- -количество отпущенного газа.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация заправки автомобилей газовым топливом"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы