Расположение органов управления и оборудования в кабине водителя показано на рис. 4.
Указатель поворотов имеет три положения:
среднее — нейтральное положение, при котором указатели поворотов выключены (рукоятка устанавливается в нейтральное положение автоматически при выходе автомобиля из поворота);
вперед — включены указатели правого поворота;
назад — включены указатели левого поворота.
Положения рычага при переключении передач показаны на рис. 5. Включенная передача контролируется на автомобилях-само-свалах по положению рычага в прорези кулисы, на автомобилях-тягачах по положению указателя на шкале.
Включение передачи заднего хода возможно только при нажатом фиксаторе. Кроме того, на автомобилях-тягачах имеется выключатель передачи, с помощью которого можно с любой передачи перейти на нейтраль, минуя промежуточные ступени. Выключатель передачи имеет два положения: влево — система переключения передач подключена к источнику электрического тока (возможно переключение передач);
вправо — система переключения передач отключена от источника электрического тока (в гидромеханической передаче включена «нейтраль», включение передачи невозможно).
Переключатель датчиков уровня топлива в баках имеет три положения:
среднее нейтральное положение — указатель уровня топлива отключен;
верхнее -— указатель уровня топлива подключен к датчику верхних топливных баков;
нижнее — указатель уровня топлива подключен к датчику нижнего топливного бака.
Рис. 4. Органы управления:
1 — рулевое колесо; 2 — переключатель указателей поворотов; 3 — стеклоочиститель; 4 — рычаг переключения передач; 5 — вентилятор кабины; 6 — панель приборов; 7 — кран управления стеклоочистителем; 8 — переключатель датчиков уровня топлива в баках (БелАЗ-548А), включатель фрикциона вала отбора мощности (БелАЗ-531, БелАЭ-531Г); 9 и 10 — рукоятки управления жалюзи радиаторов гидромеханической передачи и двигателя (при перемещении рукоятки вперед жалюзи закрываются, назад открываются); 11 — рукоятка управления ручной подачей топлива; 12 — педаль гидродинамического тормоза-замедлителя (при свободном положении педали торм.оз-за медлитель выключен, при нажатой До отказа педали включен); 13 — педаль управления подачей топлива; 14 — дополнительное сиденье; 15 — панель Управления пусковым подогревателем двигателя; 16 — рукоятка управления подъемом платформы (на БелАЗ-531 — рукоятка управления дополнительной коробкой); 17 — рукоятка останова двигателя (ЯМЗ) или рукоятка аварийного останова двигателя (Д12А-375Б); 18 — рычаг ручного тормоза; 19 — рукоятка заслонки отопителя кабины; 20 — педаль тормоза; 21 — ножной переключатель света фар; 22 — кнопка включения звукового сигнала; 23 — сиденье водителя; 24 — розетка для включения переносной лампы
Включатель фрикциона имеет два положения: верхнее — фрикцион включен; нижнее — фрикцион выключен.
Рукоятка управления ручной подачей топлива на автомобилях с двигателем Д12А-375Б одновременно является рукояткой останова двигателя. При перемещении рукоятки вниз подача топлива увеличивается, вверх — уменьшается.
Рукоятка управления подъемом платформы имеет три положения:
среднее (рукоятка установлена параллельно задней стенке кабины) — нейтральное положение (гидравлическая система подъема платформы не работает);
вперед — гидравлическая система включена на подъем платформы;
назад — гидравлическая система включена на опускание платформы.
Рукоятка управления дополнительной коробкой на автомобилях-тягачах имеет два положения: – прямая передача — рукоятка установлена параллельно задней: стенке кабины; – понижающая передача — рукоятка смещена вперед и установлена перпендикулярно задней стенке кабины.
Для останова двигателя ЯМЗ рукоятку вытянуть на себя до отказа и удерживать в таком положении до полного останова, двигателя, после чего возвратить рукоятку в первоначальное положение.
На автомобилях с двигателем Д12А-375Б останавливать двигатель с помощью рукоятки аварийного останова допускается только-в аварийных случаях, когда двигатель идет «вразнос».
Для затормаживания автомобиля рычаг потянуть на себя до» отказа, для растормаживания — нажать на защелку, находящуюся, на рычаге, и опустить рычаг вниз до отказа.
С помощью заслонки регулируется поступление теплого воздуха! в кабину.
При перемещении рукоятки вправо поступление теплого» воздуха в кабину увеличивается, влево — уменьшается.
Расположение контрольно-измерительных приборов и органов; управления на панели приборов показано на рис. 6.
Переключатель противотуманных и задней фар имеет три положения: среднее — все выключено; вперед — включены противо-туманные фары; назад — включена задняя фара.
Рис. 5. Положения рычага переключения передач:
а — на автомобилях-самосвалах; б — на автомобилях-тягачах; 1 — рычаг переключения передач; 2 фиксатор передачи заднего хода; 3 — выключатель передачи
Рис. 6. Панель приборов:
1 — переключатель противотуманных и задней фар; 2 — указатель температуры масла в гидромеханической передаче; 3 — спидометр; 4 — контрольная лампа (синий свет) дальнего света фар; 5 — указатель давления масла в гидротрансформаторе гидромеханической передачи; 6 — контрольная лампа (красный свет) задней фары; 7 — указатель температуры масла в двигателе; 8 — указатель давления масла в двигателе; 9 — контрольная лампа (красный свет) аварийного давления масла в системе смазки двигателя (ЯМЗ); 10 — контрольная, лампа (красный свет) аварийного состояния масляного фильтра двигателя (ЯМЗ); 11 — указатель температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя (ЯМЗ) или в левом блоке цилиндров двигателя (Д12А-375Б); 12 — технологическая заглушка (ЯМЗ-240), или указатель давления масла в корпусе подшипников турбокомпрессора (ЯМЗ-240Н), или указатель температуры охлаждающей жидкости в правом блоке цилиндров двигателя-(Д12А-375Б); 13 — указатель уровня топлива в баках; 14 — переключатель вентилятора к отопителя кабины; 15 — контрольная лампа (красный свет) аварийного давления воздуха в пневматической системе тормозов; 16 — воздушный манометр пневматической системы тормозов; 17 — включатель плафона кабины; 18 — кнопка предохранителя цепи освещения; 19 — замок-включатель; 20 — рукоятка центрального переключателя света фар; 21 — вольтамперметр; 22 — тахометр; 23 и 24 — выключатели электромагнитных муфт привода вентиляторов (для автомобилей в северном исполнении); 25 — переключатель нагрева ветрового стекла кабины (для автомобилей в северном исполнении); 26 — счетчик часов работы двигателя; 27 — контрольная лампа (зеленый свет) указателей поворотов; 28 — контрольная-лампа (красный свет) аварийного давления масла в системе смазки гидромеханической передачи; 29 — указатель главного давления масла в гидромеханической передаче
Свечение лампы сигнализирует о низком давлении (ниже 1,7 кг/см2) масла в системе смазки двигателя (ЯМЗ).
Свечение лампы на прогретом двигателе сигнализирует о по-ступлении к трущимся парам двигателя (ЯМЗ) неочищенного масла в связи с загрязнением фильтрующих элементов.
Переключатель имеет три положения: среднее нейтральное-положение — все выключено; верхнее — включен вентилятор кабины; нижнее — включен отопитель кабины.
Свечение лампы сигнализирует о низком давлении (ниже-4,5 кГ/см2) воздуха в пневматической системе.
На автомобилях БелАЗ-540, БелАЗ-540А верхняя стрелка манометра постоянно показывает давление воздуха в воздушных баллонах тормозов задних колес, на автомобиле БелАЗ-548А — давление воздуха в промежуточном воздушном баллоне, нижняя стрелка — в тормозных цилиндрах передних колес.
На автомобиле-тягаче БелАЭ-531 верхняя стрелка манометра постоянно показывает давление воздуха в воздушных баллонах тормозной системы, нижняя стрелка — в тормозных цилиндрах ведущих колес.
В зависимости от положения ключа замка-включателя включаются следующие потребители: ключ вставлен до отказа — включена масса (электрическая сеть автомобиля подключена к аккумуляторным батареям); ключ повернут по ходу часовой стрелки на 45° — включен мас-лозакачивающий насос двигателя;
Одновременно с заменой масла на двигателе Д12А-375Б промыть масляный фильтр, а на двигателях ЯМЗ заменить фильтрующие элементы масляного фильтра.
Масло из центрального и колесных редукторов ведущего моста, из гидромеханической передачи и бака гидравлической системы подъема платформы разрешается сливать в чистую емкость и после отстоя и фильтрации через воронку с сеткой снова использовать.
В гидромеханической передаче снять и промыть поддон, масло-приемник и масляный фильтр, заменить фильтрующий элемент масляного фильтра. В баке гидравлической системы подъема платформы промыть масляный фильтр;
провести техническое обслуживание в объеме работ ТО-1 и ТО-2, за исключением работ, требующих снятия с автомобиля узлов и агрегатов;
на автомобилях с двигателями ЯМЗ снять пломбу и вывернуть до упора винт ограничения мощности двигателя. Винт от самоотворачивания закрепить шплинт-проволокой и закрыть резиновым колпачком.
При снятии пломбы винта ограничения мощности двигателя руководитель автотранспортного предприятия совместно с представителем Госавтоинспекции или незаинтересованной организации должен составить акт, удостоверяющий продолжительность работы двигателя с ограниченной мощностью;
на автомобилях с двигателем Д12А-375Б проверить затяжку гаек крепления впускных и выпускных трубопроводов двигателя.
На новых автомобилях с двигателем Д12А-375Б дополнительно через 200 ч работы двигателя вторично заменить масло в двигателе и промыть масляный фильтр. Последующие замены масла производить через 500 ч работы двигателя.
На этих же автомобилях дополнительно через 500 ч работы нового двигателя проверить затяжку:
гаек стяжных шпилек блоков цилиндров двигателя; гаек сшивных шпилек крепления головок цилиндров; зажимов регулировочных втулок распределительных валов двигателя.
В дальнейшем перечисленные операции производят только при необходимости.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Органы управления и приборы втомобиля БелАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы