Основные функции трансмиссионных масел аналогичны функциям моторных. Однако они имеют ряд специфических функций, а именно: снижение потерь энергии на трение, особенно в момент трогания автомобиля с места; предохранение элементов трения, особенно выполненных из цветных металлов; снижение вибрации и шума зубчатых и других видов передач, а также защита их от ударных нагрузок; стойкость к образованию эмульсий с водой и минимальное воздействие на уплотнительные материалы. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляются повышенные требования к вязкостно-температурным, смазочным (противоизносным и противозадир-ным), противокоррозионным и защитным свойствам.
Вязкостно-температурные свойства оказывают большое влияние на КПД агрегатов трансмиссии. Поэтому с точки зрения снижения трения при трогании автомобиля с места желательно иметь минимальную вязкость. Минимально допустимая вязкость трансмиссионных масел должна обеспечить работу агрегатов трансмиссии без утечек и повышения трения. В то же время при работе агрегатов трансмиссии вязкость должна быть достаточной для предотвращения износа при больших контактных нагрузках. Для улучшения вязкостно-температурных свойств к базовым маслам добавляют вязкостные присадки, в качестве которых используют полиизобутилен или поли-метакрилат с молекулярной массой 3000…5000 (КП-5, ПМА В-1, октолы).
Иногда при особой необходимости в северных условиях, а иногда и в отдельных случаях зимой, для снижения вязкости трансмиссионных масел их разбавляют дизельным топливом.
При этом необходимо помнить, что разбавление масел топливом ухудшает их функциональные свойства, в том числе противоизносные.
Смазочные свойства трансмиссионных масел должны обеспечить долговечную и надежную работу агрегатов трансмиссии при больших нагрузках и скоростях перемещения трущихся поверхностей. Поверхности трения в агрегатах трансмиссии, кроме естественного процесса изнашивания, могут быть повреждены вследствие заедания, ‘ процесса контактной усталости (питтинга), коррозион-но-химического воздействия и т. п. Смазочные свойства трансмиссионных масел зависят как от компонентного состава масел, так и от количества и эффективности добавляемых к маслу антифрикционных, противозадир-ных и противоизносных присадок.
В качестве присадок добавляют различные органические соединения, содержащие серу, фосфор, азот и т. п.; маталлоорганические соединения, содержащие свинец, цинк, алюминий, молибден, вольфрам и другие сложные соединения, содержащие одновременно несколько активных элементов.
Требования к смазочным свойствам входят в противоречие с требованиями к вязкостно-температурным свойствам. Так, снизить износ и предотвратить заедание можно за счет повышения вязкости, так как при этом несущая способность масляного слоя выше и разделение трущихся поверхностей слоем масла осуществляется надежнее. Однако при этом повышаются потери на трение. С ростом нагрузки и с повышением скорости скольжения температура в зазоре между трущимися поверхностями возрастает и в зонах граничной смазки может наступить разрушение адсорбированной пленки масла на поверхности металла, в результате чего в этих местах происходит непосредственное касание обнаженных поверхностей, которое приводит к натирам и задирам трущихся поверхностей. Поэтому введение специальных присадок позволяет создать прочные и термостойкие пленки на поверхности металла, поверх которых формируются адсорбционные слои.
Одним из видов изнашивания трущихся поверхностей чяется питтинг, возникающий при усталостном изнашивании, вследствие высоких напряжений в зонах контакта. В результате питтинга поверхность разрушается (выкрашивается), поэтому противопиттинговые свойства масел являются весьма важными для оценки их смазывающей способности.
Механизм действия большинства современных про-тивопиттинговых присадок заключается в том, что продукты их разложения вступают в реакцию с металлическими поверхностями. В результате трибохимических реакций образуются пленки, которые покрывают микротрещины на поверхностях трения и предотвращают их дальнейшее образование.
Маслорастворимые соединения молибдена улучшают противопиттинговые свойства незагущенных масел; эффективными противопиттинговыми присадками для загущенных масел являются графит и сульфид молибдена.
При оценке смазочных свойств трансмиссионных масел на четырехшариковой машине трения определяют: критическую нагрузку Рк, нагрузку сваривания Рс, показатель износа Дк и индекс задира И3. В процессе эксплуатации трансмиссионное масло обводняется за счет конденсации паров воды и попадания ее через неплотные соединения в уплотнениях. С увеличением концентрации воды в трансмиссионном масле ухудшается ряд его свойств, в том числе и противопиттинговые.
Кроме того, вместе с водой могут попадать коррозионно агрессивные компоненты, в результате возникает электрохимическая коррозия.
Для снижения вредного действия воды, а также защиты поверхностей трения в трансмиссионные масла вводят наряду с противокоррозионными присадками ингибиторы коррозии.
Способность масла исключать (или предотвращать) контакт металла с агрессивной средой принято называть защитными свойствами.
В состав трансмиссионных масел входят также антиокислительные, моющие, противокоррозионные, антипенные и другие присадки, механизм действия которых аналогичен механизму их действия в моторных маслах.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные эксплуатационные свойства трансмиссионных масел"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы