К основным параметрам козловых кранов помимо грузоподъемности относятся пролет, рабочие вылеты консолей, высота подъема захватного органа над уровнем головок подкрановых рельсов, а также скорости рабочих движений. Существенное значение имеют также размеры, определяющие условия транспортирования груза от консолей к пролетной части: у кранов с двухстоечными опорами это расстояние в свету между стойками опоры, в значительной мере зависящее от опорной базы, а у кранов с одностоечными опорами — расстояние от грузовой подвески до передней грани опорной стойки. Для устойчивого передвижения кранов по крановым путям должно быть обеспечено определенное отношение пролета к колесной базе. Ширина ходовых тележек и нижних частей крана определяет возможные пределы приближения к подкрановым путям штабелей груза, транспортных средств, сооружений и наземного оборудования. Имеет значение также и уровень расположения выступающих элементов ходовой части. Вертикальные нагрузки на ходовые колеса крана, в значительной мере определяющие расходы на сооружение и эксплуатацию подкрановых путей, также должны быть включены в число основных параметров козловых кранов.
Рис. 5. Схема установки крана на складе
Типовая схема установки козлового крана на объекте наиболее распространенного вида — складе, обслуживаемом железнодорожным и автомобильным транспортом, приведена на рис. 5. Пролет L определяется, как правило, планировочными условиями объекта; необходимой вместимостью склада, размерами пропарочных камер для изготовления железобетонных изделий и т. п.
Вылет консолей LK целесообразно принимать исходя из условия равенства моментов от подвижной нагрузки в пролете и у опор. Однако вылет должен обеспечить складирование груза и беспрепятственное безопасное обслуживание транспортных средств. Во всех случаях, в соответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора, расстояние между выступающими частями крана и наземными предметами или транспортными средствами на высоте 2,0 м от уровня земли должно быть не менее 700 мм, на высоте более 2 м — не менее 400 мм. Вместе о тем эти части не должны выступать за линию предельного габарита, установленного ГОСТ 9238—73. Вылет консолей должен быть достаточным для перекрытия всей ширины вагона или платформы безрельсового транспортного средства (2,5…3,3 м). При перегрузке крупноразмерных грузов, например железнодорожных контейнеров массой 5 и 20 т, часто бывает достаточным, если вылет будет на 150…250 мм превышать расстояние от опор подкранового рельса до центра вагона.
Обычно для обслуживания железнодорожных вагонов достаточно иметь вылет 4,2…4,5 м; при работе с крупнотоннажными контейнерами минимально допустимый вылет 3,4…3,6 м. _Вылет консолей должен составлять 0,20…0,30 пролета. Рекомендуется избегать увеличивать вылет консолей, так как при этом резко возрастают их прогибы, что может потребовать дополнительного усиления моста. Помимо этого при выходе груза на такую консоль бывает трудно обеспечить необходимый запас сцепления у ходовых колес противоположной опоры.
Высота подъема определяется из условия, что зазор между транспортируемым грузом и наземными предметами должен быть не менее 0,5 м. При работе с железнодорожным транспортом высота подъема должна составлять не менее 8 м; у кранов, используемых для перегрузки контейнеров, ее следует увеличивать до 9 м. В большинстве случаев высота подъема 9… 10 м бывает достаточной как для обслуживания транспортных средств, так и для штабелирования грузов. Иногда, например, для кранов лесных складов ее принимают по наибольшей допустимой высоте складирования 16 м.
Расстояние в свету между стойками опор должно обеспечивать возможность перемещения без разворота наиболее часто транспортируемых грузов и разворотом — грузов всех видов, для работы с которыми предназначен кран.
Следует иметь в виду, что разворот груза на весу, даже при наличии приводного поворотного устройства, увеличивает длительность перегрузочного цикла. Для ручного разворота длинномерных .грузов массой более 5 т необходимо не менее двух человек. Чтобы избежать разворота грузов над железнодорожными платформами и в особенности полувагонами, расстояние между стойками должно быть достаточным для перемещения на необходимой высоте поперечно расположенного груза (рис. 6, в). Груз, подвешенный на свободно вращающемся крюке, при проходе через опору может самопроизвольно развернуться. Поэтому для интенсивно эксплуатируемых кранов расстояние между стоиками необходимо назначать исходя из наибольшего размера груза (например, диагонали пакета или контейнера). Зазор между грузом и стойками опор должен‘быть не менее 500 мм. Это же относится и к тем случаям, когда приходится разворачивать груз в пролете или под консолями.
Рис. 6. Минимальные расстоянии между грузом и стойками опор
Аналогично обеспечивают и наименьшее допустимое расстояние между грузовой подвеской и передней гранью опорной стойки у крана с одностоечными опорами (рис. 6, б). Здесь размеры опорной базы определяют исходя из условия беспрепятственного перемещения крана по путям, а также необходимости обеспечения примерного равенства вертикальных нагрузок на ходовые колеса. Следует максимально ограничивать ширину ходовых тележек ТТ~нижних частей кранов. Выступающие части механизмов передвижения, в том числе корпуса редукторов и зубчатые венцы ходовых колес, не должны располагаться ниже головки рельса. Опыт показывает, что более низкое расположение этих элементов резко увеличивает опасность их загрязнения и поломок.
Для выбора скоростей движения можно использовать общие указания, приведенные в технической литературе. При этом следует учитывать также безопасность работы, удобство управления, требуемую точность установки груза.
На производственных объектах (сборочных площадках, открытых полигонах по изготовлению железобетонных изделий и т. п.), где работающие на технологических операциях люди не могут следить за перемещением крана, при отсутствии ограждений подкрановых путей скорость передвижения крана не должна превышать 1 м/с. Это относится и к кранам с управлением из кабины. Однако для складов и площадок, где находится не-13 большое число рабочих, непосредственно связанных с перегрузочными операциями, такое ограничение отсутствует. Предельная скорость передвижения грузовой тележки у,пах должна назначаться с учетом протяженности ее рабочего хода, ограниченного длиной моста, обычно связанной с пролетом крана.
Для кранов тяжелого режима работы значения ушах могут быть увеличены на 20…25%. При относительно ограниченной высоте подъема груза нецелесообразны скорости подъема более 0,25…0,50 м/с. Это обусловливается также тем, что дальнейшее повышение скоростей подъема груза ведет к необходимости установки электродвигателей повышенной мощности, в результате чего увеличиваются масса и размеры грузовой тележки, а также сечения кабелей токоподвода грузовой тележки и крана. Скорости подъема и горизонтального передвижения груза ограничиваются еще и требованиями точности работы. Предельные значения номинальных рабочих скоростей, при широко применяемых в настоящее время системах приводов, не оснащенных дополнительными средствами регулирования, рекомендуется принимать по табл. 3. В ней приведены также значения ускорений
(замедлений) рабочих движений, которые рекомендуется учитывать при проектировании систем управления приводами. Скорости крана должны обеспечивать его рабочий цикл, определяемый техническим заданием, а также расчетной производительностью крана.
Основные параметры крюковых кранов общего назначения среднего режима работы регламентированы ГОСТ 7352—81, распространяющимся как на краны с электрическими талями грузоподъемностью 3,2…12,5 т, так и на краны с грузовыми тележками грузоподъемностью 8…32 т и пролетами 12,5…32 м.
Зарубежные краны с грузовыми тележками изготовляют в основном по индивидуальным заказам. Находят применение преимущественно краны с однобалочными трубчатыми мостами решетчатой конструкции и подвесными двухрельсовыми грузовыми тележками. Грузоподъемность таких кранов доходит до 40 т, а пролеты — до 90 м. Скорости подъема груза 0,33…0,66 м/с, а передвижения крана и тележки — до 2 м/с.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные параметры козловых кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы