Крановщик должен стремиться использовать все технические возможности грузоподъемного крана, в частности наибольшие скорости рабочих движений. Так, передвижение крана без груза и опускание пустой крюковой подвески следует выполнять с максимальной скоростью. Если кран оборудован многоскоростными механизмами, крановщик должен выбирать скорости рабочих движений в зависимости от массы груза, его габаритов и условий работы: чем меньше масса груза,- тем выше могут быть скорости его перемещения.
Для выбирания слабины каната (исключения «подхвата» груза) и подъема легких грузов с малой скоростью рукоятку силового контроллера ставят в позицию 1. Подъем грузов средней массы с пониженной скоростью выполняют на позиции II рукоятки контроллера, а грузов большой (номинальной) массы на позициях III и IV.
Предназначенный для транспортировки груз должен быть надежно застроплен имеющимися грузозахватными устройствами в соответствии с утвержденными схемами строповки.
Перемещать груз, застропленный в положении неустойчивого равновесия или подвешенный за один рог двурогого крюка крана, запрещено. Нельзя выравнивать положение застропленного груза на весу перемещением ветвей стропов, затягиванием узла «на удав», поворотом груза с помощью рычагов или веса самого стропальщика. Для перестроповки груз обязательно опустить на основание (пол цеха).
При строповке груза крановщик должен следить за тем, чтобы крюк механизма подъема груза был расположен вертикально над перемещаемым грузом. Груз, близкий по массе к номинальной грузоподъемности крана, следует поднимать в два приема: вначале приподнять груз на 100 мм над уровнем основания, проверить надежность его строповки и действие тормоза механизма подъема груза, а затем поднимать груз окончательно.
Наибольшую сложность представляет опускание груза различной массы. При опускании груза небольшой массы (крюковой подвески без груза) электродвигатель механизма необходимо включить на опускание для преодоления сил сопротивления (трения) в механизме и регулировать скорость контроллером ступенчато.
При опускании груза номинальной массы следует помнить, что момент на валу ротора, создаваемый подвешенным грузом, будет способствовать увеличению частоты его вращения. Поэтому груз номинальной массы надо опускать на последних позициях рукоятки контроллера (при выключенных пускоре- гулирующих резисторах). Данный способ называют торможением со сверхсинхронной частотой вращения ротора двигателя и применяют для кранов малой грузоподъемности с небольшой рабочей скоростью механизма подъема груза. В отличие от рассмотренного выше, способ нижесинхронного торможения обеспечивает значительное снижение скорости, опускаемого груза номинальной массы и разгружает механический тормоз при остановке груза. Этот способ называют торможением противовключением. Не следует путать его с реверсированием электропривода без остановки ротора. Торможение противовключением наиболее эффективно для механизмов подъема груза грейферных и магнитных кранов, быстроходные механизмы которых требуют интенсивного торможения, а масса рабочего оборудования достаточно велика, чтобы быть поднятой вместо необходимого опускания.
В обоих рассмотренных способах скорость опускания зависит от массы груза, конструкции и мощности механизма и требует развития определенных практических навыков у крановщика.
Для опускания неподвижно висящего груза номинальной массы механизм включает на подъем на первых позициях рукоятки контроллера. К недостаткам способа следует отнести влияние массы груза на скорость опускания и возможность его подъема вместо опускания.
Скорости рабочих движений остальных механизмов крана следует уменьшать заблаговременно, переводя рукоятку контроллера в соответствующие позиции плавно, без задержки. Затормаживать механизмы крана с грузом необходимо также плавно (ступенчато), не допуская экстренного торможения, вызывающего значительные динамические нагрузки и раскачивание груза, на успокоение и наводку которого на место разгрузки потребуется дополнительное время и трудозатраты.
Подъем, перемещение и опускание грузов запрещено производить при нахождении людей в зоне возможного падения груза. Указанные зоны и способы ограждения определяет руководство предприятия, эксплуатирующего грузоподъемные краны. Категорически запрещено перемещать кранами людей.
При использовании специальных грузозахватных устройств — клещевого, эксцентрикового и других (фрикционного типа), основанных на создании полезных сил трения между рабочими поверхностями захвата и перемещаемого груза, следует помнить, что силы трения не являются постоянными и зависят от внешних условий: температуры, влажности, состояния поверхностей и др. Поэтому Правила по кранам запрещают применение захватов для перемещения ядовитых и взрывоопасных грузов, а также сосудов, находящихся под давлением.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные правила подъема и перемещения грузов кранами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы