Работы по возведению земляного полотна складываются из подготовительных, основных и отделочных. Если при подготовительных работах, включающих расчистку полосы отвода от кустарника, деревьев и пней, автогрейдеры не находят применения, а используются корчеватели, древовалы, кусторезы, бульдозеры, то уже при основных земляных работах по возведению насыпей, устройству водоотводных каналов, разработке грунта в выемках и резервах наряду со скреперами, бульдозерами, грейдер-элеваторами широко применяются автогрейдеры. Но главную роль автогрейдеры играют при отделочных работах при планировке земляного полотна, откосов и пр.
Таким образом, земляное полотно возводится комплексом различных землеройно-транспортных машин (бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, грейдер-элева- торы), каждая из которых выполняет определенный вид работы. Но при том главной в комплексе бывает определенная по виду машина, выполняющая основную часть работы и тем самым влияющая на производительность всего комплекса. При этом учитываются технологические возможности машин. Так, рационально использовать бульдозеры на перемещение грунта на расстояние не более 15 м, а следовательно, с их помощью удобно планировать грунт и возводить основание насыпей. В то же время полуприцепные скреперы на пневмо- ходу эффективны при транспортировании грунта со средних расстояний (до 1500 м), поэтому их полезно использовать при возведении верхней части насыпи, которую они к тому же и частично уплотняют своими колесами (окончательное уплотнение достигается катками, трамбующими машинами, виброплитами). А вот автогрейдеры незаменимы при планировании и отделке поверхности земляного полотна и устройстве небольших насыпей (до 1 м высотой). Поэтому для эффективного ведения работ при сооружении отдельных элементов земляного полотна наиболее целесообразно использовать специализированные звенья машин во главе с машиной, ведущей для каждого элемента строительства.
Наивысшая производительность комплекса машин при сооружении земляного полотна достигается при комплексной механизации строительства поточным методом, когда специализированные звенья машин, передвигаясь в определенном порядке по трассе, выполняют последовательно друг за другом свой объем работ, оставляя за последним звеном готовое земляное полотно. При хорошо поставленном поточном методе эти работы могут выполняться непрерывно и равномерно. Причем целесообразно всем комплексом охватывать участок земляного полотна до 1,5 км длиной. Однако этот участок в зависимости от рельефа местности, объемов земляных работ, количественного состава звеньев машин и сроков строительства может быть большей или меньшей протяженности. В табл. 16.1 приводятся для сведения составы специализированных звеньев машин, потребные для сооружения элементов земляного полотна.
Как видно из таблицы, автогрейдер участвует практически во всех технологических операциях по возведению элементов земляного полотна.
Как правило, для обеспечения высоких темпов дорожного строительства при сооружении земляного полотна комплексом машин в составе специализированных звеньев используется не один, а одновременно несколько автогрейдеров при выполнении конкретных технологических операций, например при возведении насыпей или планировании поверхности земляного полотна и др. Вследствие этого для каждой рабочей операции предусматривается определенная организация их работы. На рис. 16.1 представлена схема работы четырех авто- греидеров тяжелого типа на сооружении насыпи из боковых резервов.
Рис. 16.2. Схема работы автогрейдера при профилировании грунтовой дороги
Каждый опытный машинист автогрейдера знает, что работу автогрейдера облегчает правильная установка отвала в плоскости грунта относительно оси машины (угол захвата а), наклона режущей кромки (угол резания р) и наклона отвала относительно горизонтальной плоскости (угол наклона у). Каждой рабочей операции должны соответствовать свои конкретные значения этих углов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основы комплексной механизации строительства земляного полотна с использованием автогрейдеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы