Самоходные комбайны оборудуют дизелями семейства СМД. На зерноуборочных комбайнах «Дон» устанавливают дизели СМД-23 и СМД-31А, на комбайнах «Енисей» — СМД-22А, на «Ниве»— СМД-17К или СМД-18К, на «Колосе» — СМД-64, на комбайнах «Сибиряк» — СМД-20. На кукурузоуборочном КСКУ-6 и кормоуборочном КСК-ЮО комбайнах применяют дизель СМД-72, на картофелеуборочных самоходных комбайнах типа КСК-4 — СМД-64.
Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 оснащены дизелем Д-245.
Рассмотрим особенности конструкции только дизелей СМД-64, СМД-72, СМД-20 и Д-245.
Дизель СМД-64 шестицилиндровый, V-образный. Его мощность— 110 кВт. От базовой модели (СМД-60) этот дизель отличается следующим.
Топливный насос отрегулирован на пониженную номинальную частоту вращения коленчатого вала (с 33,3 до 31,7 с-1). При этом несколько повысилось среднее эффективное давление в цилиндрах (с 0,79 до 0,83 МПа) и крутящий момент на валу (с 537 до 565 Н-м). Отбор мощности двусторонний: с переднего конца коленчатого вала мощность передается на привод ходовой части комбайна, а с заднего — на привод его рабочих органов.
Дизель установлен на подмоторной раме, которая закреплена на комбайне с помощью четырех резиновых амортизаторов. Шкив закреплен на одном конце вала, другой конец которого соединен с внутренними шлицами шкива привода вентилятора. Вал через двухрядный шариковый подшипник опирается на корпус, жестко прикрепленный к кронштейну подмоторной рамы.
Шкив, передающий мощность рабочим органам комбайна, с помощью призматической шпонки закреплен на Удлиненном валу сцепления дизеля. Опорой этого конца вала служит шариковый подшипник, закрепленный в корпусе сцепления.
Угол опережения начала впрыскивания топлива постоянный, поэтому вместо автоматической муфты привода топливного насоса здесь установлена кулачковая полумуфта.
Воздухоочиститель с двумя фильтрами-патронами такой же, как на дизеле СМД-62, но воздухозаборник первой ступени очистки закрывают чехлом, изготовленным из упаковочной ткани.
Воздух под действием разрежения, создаваемого турбокомпрессором, просасывается сквозь поры чехла и сетки первой ступени очистки и попадает внутрь корпуса. Далее он проходит поры гофрированного основного и предохранительного фильтров-патронов. Очищенный от пыли по патрубку воздух поступает в турбокомпрессор, а из него через ресивер во впускные трубопроводы головок цилиндров дизеля. По мере засорения чехла его нужно очищать.
Дизель СМД-72. Его номинальная мощность увеличена со 110 (у базовой модели СМД-60) до 154,5 кВт при частоте вращения коленчатого вала 35 с. Повышение мощности достигнуто увеличением наполнения цилиндров воздухом с промежуточным охлаждением его после турбокомпрессора. Снижение температуры приводит к увеличению массы воздушного заряда, поступающего в цилиндры, что позволяет регулировать топливный насос на большую подачу, а следовательно, и повысить мощность дизеля.
На дизеле установлены радиатор для охлаждения воздуха, трубки, подающие масло для охлаждения поршней, и ограничитель дымления.
От турбокомпрессора по нижнему трубопроводу воздух поступает в воздушный радиатор, расположенный впереди масляного и водяного радиаторов. Здесь он охлаждается воздушным потоком, который создается вентилятором, и по верхнему трубопроводу попадает в полость ресивера, а оттуда в цилиндры дизеля.
Поршни охлаждаются струями масла, которое забрызгивается на внутреннюю поверхность днища из трубки. Масло к трубкам поступает из главной магистрали смазочной системы по сверлениям в блоке. На юбке поршня выполнена прорезь для прохождения маслоподводящей трубки, когда поршень движется к н.м.т.
В шатунах нет осевых каналов. Масло к поршневому пальцу поступает сквозь три отверстия, выполненных в верхней головке шатуна и ее втулке.
Втулка шатуна биметаллическая.
Коленчатый вал изготовлен из хромистой стали. Верхний и нижний вкладыши шатуна стальные с антифрикционным слоем свинцовой бронзы. Они взаимозаменяемы. Стальные вкладыши коренных подшипников покрыты алюминиевым сплавом и третьим (приработочным) слоем. В верхнем вкладыше проделана кольцевая канавка с отверстием. Крышки коренных подшипников изготовлены из специального чугуна с добавлением меди.
Система питания этого дизеля усовершенствована: диаметр отверстий в распылителе форсунок увеличен, на корпусе регулятора смонтирован ограничитель дымления, который работает следующим образом.
При колебаниях частоты вращения коленчатого вала, например в период разгона, вследствие инерции ротора турбокомпрессора подача воздуха запаздывает, а подача топлива увеличена. В результате этого топливо сгорает не полностью, дизель дымит. Ограничитель дымления уменьшает полную подачу топлива при недостаточном давлении наддува и таким путем снижает дымление. В корпусе ограничителя установлена диафрагма, которая через шток и подвижный упор воздействует на рычаг корректора. В случае недостаточного давления наддува воздуха пружина штоком поворачивает подвижный упор по ходу часовой стрелки. Если в этот момент рычаг регулятора переместится (для разгона) в сторону увеличения подачи топлива, то упор ограничит движение рычага корректора, а следовательно, и цикловую подачу. Когда давление воздуха в ресивере достигнет заданного значения, он по трубке передастся в полость А, диафрагма прогнется, преодолевая сопротивление пружины, и отведет упор от рычага корректора. Действие ограничителя прекратится и в работу вновь вступит регулятор.
Дизель СМД-20 четырехцилиндровый, рядный, с турбокомпрессором. Его мощность — 92 кВт, номинальная частота вращения коленчатого вала —31,7 с-1, удельный расход топлива — 251,7 г/кВт-ч. Степень сжатия е— 16.
Объем выемки в днище поршня для камеры сгорания доведен до 18,5 см3. В связи с повышенным давлением газов на поршень усилены детали кривошипно-шатунного механизма и улучшены условия их движения: юбка поршня облужена, верхняя головка и стержень шатуна ,более прочные, коленчатый вал стальной с увеличенным до 92,5 мм диаметром коренных шеек, вкладыши подшипников покрыты антифрикционным сплавом А020-1, в котором увеличенное до 20% содержание олова.
Вентилятор шестилопастной диаметром 540 мм, приводится во вращение двумя клиновидными ремнями.
Воздухоочиститель с фильтрами-патронами, а на воздухозаборнике установлена сетка с защитным чехлом. Турбокомпрессор повернут в сторону вентилятора. Перед масляным радиатором установлен воздуховоздушный радиатор, поэтому нагнетаемый турбокомпрессором воздух дополнительно охлаждается. Впускной трубопровод сварной конструкции. Топливный насос рядный типа ГН, установлен на угол опережения подачи топлива 23…25°. Давление впрыскивания топлива — 17,5 МПа.
Дизель Д-245 создан путем модернизации дизеля Д-240, установленного на тракторы МТЗ-80, МТЗ-82. При той же частоте вращения коленчатого вала (36,6 с-1) его мощность увеличена до 77,2 кВт за счет турбонаддува воздуха в цилиндры и увеличения цикловой подачи топлива.
В поршень помещена изготовленная из специального чугуна вставка под верхнее (первое компрессионное) кольцо. Это кольцо (в сечении—двусторонняя трапеция) выполнено из высокопрочного чугуна с хромовым покрытием, рабочая поверхность бочкообразной формы со шлифованными фасками. Второе и третье компрессионные кольца «минутного» типа, с приработочным покрытием. Маслосъемное кольцо коробчатого типа, со шлифованным профилем и спиральным расширителем.
Внутренняя поверхность поршней охлаждается струйками масла, которое выбрызгивается из специальных форсунок, установленных в блок-картере.
Шатуны и коленчатый вал изготовлены из более качественных сталей, вкладыши подшипников трехслойные (верхний слой — из сплава АО-6 с приработочным покрытием). Маховик закреплен на валу семью болтами.
Седла гнезд клапанов изготовлены из износостойкого сплава. На стержень клапанов надета уплотнительная манжета.
Вентилятор и водяной насос приводятся в действие двумя клиновидными ремнями, а их подшипники смазывают только при сборке. Для контроля работы системы охлаждения, кроме указателя температуры, на щитке приборов имеется световой сигнализатор перегрева, лампа которого зажигается при температуре охлаждающей жидкости больше 95 °С.
От потока масла, прошедшего центробежную очистку и направляющегося в радиатор, часть ответвляется и неохлажденным подводится к подшипнику ротора турбокомпрессора, после чего сливается в картер. Охлажденное же масло подводится к трущимся поверхностям деталей, как в дизеле Д-240. Кроме того, масло выбрызгивается из форсунок на внутренние поверхности днища поршней. Давление масла в магистрали контролируют по указателю,оно должно быть 2…3 МПа. В кабине трактора расположен световой указатель аварийного давления. Его лампа загорается, когда давление снижается до 0,055…0,070 МПа.
В воздухоочистителе имеются три мокрых фильтрующих элемента из капроновой щетинки разной плотности. Индикатор засоренности воздухоочистителя установлен в кабинете на щитке приборов и включают его, нажав на кнопку. Турбокомпрессор ТКР-7С-4 меньше и легче турбокомпрессора дизеля СМД-62, но имеет повышенную (до 1833,3 с-1) частоту вращения. Фильтр тонкой очистки топлива односекционный. Топливный насос высокого давления марки 4УТНМ модернизирован, оснащен ограничителем дымления и отрегулирован с учетом работы дизеля с турбонаддувом.
В форсунке ФД-22М имеется пять распыливающих отверстий. К корпусу форсунки гайкой прикреплен распылитель, игла которого прижата к коническому седлу пружиной через штангу. Верхним концом эта пружина упирается в тарелку регулировочного винта.
По каналу в корпусе форсунки через штуцер и трем каналам в корпусе распылителя топливо подается в выточку его нижней части. При достижении давления топлива 17,15 МПа игла, преодолевая усилие пружины, поднимается и открывает доступ топлива к отверстиям распылителя.
Дизель Д-245 пускается с помощью электростартера, а Д-245Л — пускового двигателя П-10УД.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности конструкции дизелей комбайнов и тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы