Устройство. На базе шестидиапазонной коробки передач с переключением передач под нагрузкой создан вариант синхронизированной коробки передач с таким же числом передач и диапазонов.
Особенность таких коробок передач —их унифицированность по присоединительным размерам корпусных и некоторых других деталей. Уровень унификации превышает 80%. В синхронизированной КГ1 гидроуправляемые фрикционные муфты заменены синхронизаторами, установленными на первичном валу, исключен распределитель, снижены подача насоса и давление на выходе, так как его используют только для подачи масла к трущимся элементам. Вместо механизма управления распределителем введен механизм управления синхронизаторами.
На валу (рис. 53) установлены две каретки синхронизаторов инерционного типа. Основные элементы синхронизатора: зубчатая муфта; конусные кольца, соединенные между собой пальцами; фиксирующие пальцы и шарики, прижимаемые к пальцам пружинами. В нейтральном положении каретки удерживаются пальцами. Конусные поверхности колец при этом не соприкасаются с конусными поверхностями шестерен так же, как и конусные поверхности пальцев с конусными поверхностями в отверстиях кареток.
Для включения передачи каретку сдвигают относительно нейтрального положения в сторону шестерни соответствующей передачи. При этом перемещении коническая поверхность кольца соприкасается с конической поверхностью шестерни и за счет трения проворачивается до соприкосновения конусных поверхностей А пальцев и проточек Б. Угол конуса этих поверхностей выбирается таким образом, что, пока действует момент трения между кольцом и шестерней, перемещение каретки затруднено. Это перемещение становится возможным тогда, когда преодолевается момент инерции вращения шестерни, т. е. когда выравниваются скорости вращения кольца и шестерни и создаются условия для плавного безударного включения каретки и зубчатой муфты шестерни. Например, при выравнивании частот вращения шестерни и кольца диски пальцев и фаски отверстий не будут препятствовать перемещению каретки. При дальнейшем воздействии в осевом направлении она, отжимая пружины, выводит шарики фиксаторов из проточек пальцев, перемещается в сторону шестерни и своим зубчатым венцом бесшумно входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни.
Рис. 53. Синхронизированная коробка передач:
1 —первичный вал; 2 — зубчатая муфта; 3 — корпус коробки передач; 4 — каретка; 5 — кольцо; 6 — блокирующий палец; 7 — шарик фиксатора; 8 — пружина фиксатора; 9 — зубчатый венец; 10 — соединительный палец, 11 — шестерня; 12 — вилка I и II передач; 13 — вилка III и IV передач; 14 — сухарик; 15 и 16 — поводки; 17 — винт; 18 — корпус; 19 — шарик; 20 — пружина; А — фаска в отверстии; Б — проточка.
Механизм переключения передач. Передачи переключают рычагом (рис. 54), с которым жестко соединена рукоятка. Нижний конец рычага соединен через клеммовый зажим с валиком, который установлен в трубе и имеет зубчатый венец, находящийся в зацеплении с зубьями гребенки вала. Последний связан с трубой шпонкой и свободно перемещается в ней в осевом направлении.
Рис. 54. Привод механизма переключения передач и диапазонов коробки передач:
1 — рычаг переключения передач; 2 — рукоятка; 3 — труба; 4 — шпонка; 5 — вал; б — рычаг; 7 — выключатель блокировки; 8 — рычаг переключения диапазонов.
На валу установлен рычаг, воздействующий на поводки.
Каретки зубчатых муфт перемещают с помощью вилок через сухарики. Вилки закреплены на поводках винтами. Поводки установлены в расточках корпуса и могут перемещаться там в осевом направлении. Корпус закреплен в корпусе КП болтами.
Положение поводков фиксируется в корпусе шариками, поджимаемыми пружинами.
Необходимую передачу выбирают поворотом рычага вокруг своей оси рукояткой, а включают поворотом (наклоном) рычага вместе с трубой согласно схеме переключения. Для блокировки пуска дизеля при включенной передаче установлен выключатель. Переключение диапазонов скоростей такое же, как и в коробке с переключением под нагрузкой.
В смазочной системе синхронизированной коробки передач отсутствует центробежный масляный фильтр. На корпусе коробки передач в месте установки центробежного фильтра установлена клапанная коробка. Привод насоса системы аналогичен приводу КП с переключением под нагрузкой.
При буксировании трактора с неработающим дизелем насос переключают на «привод от ходовой части» для подачи масла к поверхностям трения коробки передач. В этом случае во избежание выхода из строя насоса гидросистемы из-за высокой частоты вращения его вала необходимо включать шестой диапазон. При этом рычаг переключения передач устанавливают в нейтральное положение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности конструкции синхронизированной коробки передач"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы