Талантливые изобретения русских умельцев В. П. Гурьева (в 1817 г. построил первый прообраз трактора — «народный дилижанс»), Д. Загряжского (в 1837 г. сделал заявку на «экипаж с подвижными колеями»), Ф. А. Блинова (в 1888 г. построил первый трактор на гусеничном ходу с паровым двигателем), Я. В. Мамина (создал ряд тракторов и оригинальный двигатель внутреннего сгорания, работавший на нефти) не нашли поддержки в дореволюционной России. Только в годы социалистического строительства была создана мощная тракторная промышленность, полностью удовлетворяющая потребности сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в современных тракторах. Сейчас отечественные тракторы успешно конкурируют на мировом рынке с тракторами производства самых развитых в промышленном отношении стран мира. Советские тракторы теперь работают на полях многих стран Азии, Африки, Европы и Америки.
Мечтая «о ста тысячах тракторов», необходимых для социалистического преобразования отсталого сельского хозяйства России, В. И. Ленин уже в первые годы Советской республики уделял большое внимание вопросам механизации сельского хозяйства. По инициативе В. И. Ленина государство выделяет средства для закупки за границей необходимого оборудования и перевода ряда заводов общего машиностроения на выпуск тракторов и сельскохозяйственной техники.
В период 1917… 1930 гг. ведутся поисковые работы в области тракторостроения. Небольшими сериями были выпущены тракторы «Карлик», «Могул», «Коломенец», «Запорожец», «Большевик», ФП, «Коммунар» и др. Хотя работа по созданию таких тракторов еще не могла оказать заметного влияния на социалистическое переустройство сельского хозяйства, однако позволила подготовить научную и производственную основу для серийного производства тракторов.
С 1930 г. начинается период массового производства отечественных тракторов на специализированных тракторных заводах.
В июне 1930 г. приступил к выпуску колесных тракторов СТЗ Сталинградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского. В октябре 1931 г. Харьковский тракторный завод им С. Орджоникидзе начинает выпуск колесных тракторов хтз.
К 1941 г. 40% мирового производства тракторов приходилось на СССР.
В годы Великой Отечественной войны основные тракторные заводы страны — Сталинградский и Харьковский были полностью разрушены немецко-фашистскими захватчиками.
Однако, несмотря на огромный ущерб, нанесенный советскому тракторостроение, еще до завершения войны были изысканы средства и материальные ресурсы не только для восстановления разрушенных тракторных заводов, но и для строительства новых.
Во время войны вступил в строй новый Алтайский тракторный завод (АТЗ), в первые годы после победоносного окончания Великой Отечественной войны начали выпуск тракторов Липецкой (JTT3) и Владимирский (ВТЗ) тракторные заводы, а затем крупнейший в Европе Минский тракторный завод (МТЗ).
Послевоенный период в развитии отечественного тракторостроения характеризуется не только непрерывным ростом производства тракторов, но и быстрым совершенствованием их конструкции, расширением модификаций, внедрением в тракторостроение новейших достижений науки и техники.
С 1957… 1958 гг. начинается серийное производство тракторов, предназначенных для работы с навесными и полунавесными машинами.
Большое внимание уделяется повышению производительности тракторов. Если тракторы выпуска до 1959 г. могли выполнять работы на скоростях 3,5… 7,0 км/ч, то теперь тракторы, оборудованные более мощными двигателями (ДТ-75, Т-74, МТЗ-50 и др.), стали работать на скоростях до 9 км/ч.
В исследованиях, проведенных рядом научно-исследо-вательских коллективов (ВИМ, НАГИ и др.), была обоснована целесообразность применения энергонасыщенных тракторов с целью расширения рабочих скоростей на основных сельскохозяйственных операциях от 9 до 15 км/ч.
Решая эту задачу, Минский тракторный завод разработал оригинальные конструкции энергонасыщенных тракторов тяги 14 кН: МТЗ-80 и МТЗ-82; Харьковский тракторный завод — тракторов тяги 30 кН: колесного Т-150К и гусеничного Т-150; Кировский завод в Ленинграде- колесных тракторов тяги 50 кН: К-700 и К-701.
Основные направления совершенствования конструкций сельскохозяйственных тракторов на ближайшее время: повышение рабочих скоростей движения до 15 км/ч, увеличение энергонасыщенности за счет совершенствования рабочего процесса тракторных двигателей, широкое применение трансмиссий с переключением передач на ходу, внедрение бесступенчатых передач, уменьшение удельного давления движителей на почву, приспособленность к составлению разнообразных агрегатов, в том числе и комбинированных, повышение срока службы основных агрегатов трактора без ремонта, улучшение условий труда тракториста.
Количество тракторов в сельском хозяйстве нашей страны возросло от 531 тыс. шт. в 1940 г. до 2530 тыс. шт. в 1978 г. При этом суммарная мощность двигателей всех тракторов, работающих в сельском хозяйстве, составила 182 млн. л. е., а средняя мощность двигателя каждого трактора достигла 72 л. с.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Отечественное тракторостроение"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы