Надежность любых изделий оценивают с помощью показателей надежности — количественных характеристик одного или нескольких свойств надежности. ГОСТ 27.002—83 установлено более 20 показателей надежности, объединенных в 5 групп: четыре группы единичных показателей, каждая из которых содержит показатели, относящиеся к одному из четырех свойств, составляющих надежность изделия; пятая группа содержит комплексные показатели, каждый из которых относится к нескольким свойствам надежности. Кроме того, ГОСТ 21623—76 устанавливает ряд дополнительных показателей ремонтопригодности, а отраслевой стандарт ОСТ 24.190—01 устанавливает дополнительные показатели надежности ПТМ.
Для практического использования в каждом конкретном случае, исходя из назначения изделия и поставленных целей, следует выбирать минимально необходимое количество показателей.
У показателей надежности как количественных характеристик — вероятностно-статистическая природа, из которой вытекают особенности их определения и использования.
Выбор показателей надежности изделия зависит прежде всего от возможности восстановления работоспособности изделия при его отказе, а также от возможности восстановления ресурса изделия при достижении им предельного состояния. Если восстановление работоспособного состояния изделия в рассматриваемой ситуации предусмотрено в нормативно-технической или конструкторской документации, то такое изделие является восстанавливаемым; если же восстановление работоспособного состояния для данного изделия не предусмотрено, то оно является невосстанав-ливаемым. При отказе невосстанавливаемое изделие заменяют.
Если в нормативно-технической или конструкторской документации предусмотрен ремонт изделия, то его считают ремонтируемым, если нет — перемонтируемым. Деление изделий на ремонтируемые и неремонтируемые связано с возможностью восстановления их ресурса путем ремонта. Это обусловливается конструкцией изделия и характеризует его ремонтопригодность.
Все портовые подъемно-транспортные машины и большинство составляющих их узлов относят к восстанавливаемым и ремонтируемым изделиям. Ремонтируемыми можно считать также детали, технология восстановления которых освоена в портах.
К невосстанавливаемым и неремонтируемым изделиям относят: покупные изделия (канаты, пружины, подшипники качения, резинотехнические и крепежные изделия, резисторы, лампы и т. п.); простейшие детали небольших размеров и массы (оси, пальцы, втулки и т. п.); высокоточные узлы и детали (топливные насосы, гидронасосы и золотниковые распределители, корпуса гидроцилиндров и т. п.); другие детали и узлы, технология восстановления которых в данном порту не освоена.
Показатели безотказности восстанавливаемых изделий. Безотказность восстанавливаемых изделий в интервалах времени до первого отказа и между отказами может быть оценена перечисленными выше для невосстанавливаемых изделий показателями и, прежде всего, вероятностью безотказной работы P(t). Но так как значение P(t) в общем случае различно в каждом интервале времени, пользоваться таким показателем неудобно. Исходя из того, что моменты возникновения отказов восстанавливаемых изделий образуют поток отказов как поток случайных событий, в качестве показателей их безотказности чаще всего применяют характеристики соответствующих потоков.
Показатели долговечности. Для невосстанавливаемых и восстанавливаемых изделий долговечность оценивают по ресурсу а сроку службы.
Средний ресурс до капитального ремонта и полный средний ресурс — математическое ожидание наработки изделия от начала его эксплуатации до первого капитального ремонта или списания, обусловленного предельным состоянием.
Средний срок службы до капитального ремонта и полный средний срок службы — математическое ожидание календарной продолжительности эксплуатации изделия от ее начала до первого капитального ремонта или списания, обусловленного предельным состоянием.
Статистически ресурс и срок службы находятся как средние-арифметические значения этих величин изделий за время наблюдения.
При исследовании эксплуатационной надежности машин показатель t рассматривают как среднюю продолжительность простоя машины из-за отказа (т. е. общее время восстановления). В этом случае tv. включает кроме оперативного времени восстановления работоспособности машины (т. е. времени, затрачиваемого на обнаружение, поиск причины отказа и устранение его последствий) также время простоя машины в ожидании восстановления. Продолжительность ожидания в основном зависит от организации ТЭ в порту, но и существенно от приспособленности узлов машины к оперативному восстановлению (потребности специалистов определенной квалификации, специальных приспособлений и т. п. в:. момент отказа).
Другим часто применяемым обобщенным показателем является средняя трудоемкость восстановления работоспособного состояния, который определяют аналогично t^ .
Необходимость количественной оценки частных показателей ремонтопригодности в эксплуатационных условиях возникает редко, но их качественное влияние на функционирование системы ТЭ значительно.
Показателем сохраняемости может служить средний срок сохраняемости — математическое ожидание срока сохраняемости, под которым понимают календарную продолжительность хранения и (или) транспортирования изделия, в течение и после которой сохраняются значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в установленных пределах.
Существенным шагом в направлении создания централизованной системы сбора, обработки и использования статистической информации по надежности ПТМ является внедренная в Минреч-флоте в рамках АСУ автоматизированная система сбора и обработки оперативной информации о техническом состоянии ПТМ, предусматривающая ежедневный учет машин, находящихся на неплановом ремонте, причин отказов и продолжительности простоя.
Дальнейшее развитие этой системы даст возможность работникам портов более эффективно управлять надежностью перегрузочных машин и поддерживать ее на требуемом уровне соответствующей организацией системы ТЭ.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оценка эксплуатационной надежности ПТМ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы