Для изменения величины (как правило, уменьшения) скорости движения и его направления применяют жесткие (зубчатые, червячные, цепные) и фрикционные передачи.
Зубчатые и червячные передачи
Зубчатые и червячные передачи имеют постоянное передаточное число и осуществляют жесткую связь исполнительного органа машины с источником энергии (электродвигателем, дизелем).
Передаточное число одной пары зубчатых колес равно отношению числа зубьев ведомого колеса г2 к числу зубьев ведущего колеса zx.
Меньшее колесо зубчатой пары называют шестерней.
Рис. 25. Элементы зубчатого колеса
Зубчатые цилиндрические колеса бывают с прямыми, косыми, шевронными и спиральными зубьями (рис. 26). Минимальное число зубьев принимают не менее 10 (обычно 13).
Передаточное число пары зубчатых цилиндрических колес назначают: в редукторах от 2 до 8; в открытых передачах от 1 до 10; конической пары от 1 до 3,12.
Рис. 26. Цилиндрическое колесо с зубьями
а— прямыми; б —косыми; в — шевронными; г — спиральными
Зубчатые передачи, помещенные в масляную ванну и выполненные в виде отдельного блока, называют редукторами (рис. 27). По типу колес они делятся на цилиндрические, конические, конкческо-цилиндрические и червячные; по числу пар колес — на одно , двух-и трехступенчатые редукторы.
Передаточное число стандартных цилиндрических редукторов колеблется: одноступенчатых от 2,09 до 8,09; двухступенчатых от 8,36 до 49,6; трехступенчатых от 50,1 до 232.
В монтажных грузоподъемных машинах и механизмах применяются зубчатые колеса с нормальным рядом модулей по ГОСТ 2185—66, с углом зацепления а = 20° и нормальной высотой зуба (высота головки зуба кг равна модулю, высота ножки Аа — 1,2 модуля).
Ширина зубчатого колеса В выбирается в зависимости от модуля т или межосевого расстояния А: для редукторов В = 0,3-0,4 А; Для открытых зубчатых передач В = 10 т.
В редукторах применяются следующие модули: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16 мм. Для открытых зубчатых передач, кроме того, применяются модули 18, 20, 24, 26, 30 мм,
Рис. 27. Редуктор с цилиндрическими зубчатыми колесами
а — общий вид; б — кинематическая схема
Зубчатые колеса грузоподъемных машин изготовляются из стали марок 30, 40, 50, 40Х, 50Г2, ЗОЛ-П, 55Л-П.
Шестерни, как правило, изготовляются заодно с валом.
Червячные передачи (рис. 28) наиболее компактны, но имеют низкий коэффициент полезного действия, их передаточное число от 10 до 100.
Червячная передача является необратимой и часто самотормозящей.
Необратимость передачи связана с ее к. п. д., зависящим от того, какое звено передачи является ведущим. Если угол подъема винтовой линии червяка меньше угла трения и ведущим является колесо, то к. п. д. передачи равен нулю и она является самотормозящей.
Рис. 28. Червячный редуктор а — общий вид; б — принципиальная схема
Применение такой передачи в механизмах передвижения и вращения (без предохранительных муфт) будет вызывать сильные толчки при остановке.
Цепные передачи
Цепная передача состоит из ведущей и ведомой звездочек и соединяющей их цепи. Она служит для передачи вращения на значительные расстояния и имеет постоянное передаточное число.
Наиболее целесообразны цепные передачи, работающие с окружной скоростью 10—15 м/сек и передаточным числрм до 6—7.
Наибольшее распространение получили одно- и многорядные втулочно-роликовые цепные передачи.
Втулочно-роликовая цепь (рис. 29, а) состоит из пластин, соединенных валиком 2, втулок 4 и роликов 5. Втулки свободно вращаются на валиках, а ролики — на втулках.
Бесшумная плавная работа цепных передач достигается применением многорядных зубчатых цепей (рис. 29, б).
Рис. 29. Цепи а — втулочно-роликовая; б — зубчатая
Основной недостаток цепных передач — вытяжка цепи, вызванная износом шарниров и удлинением ее звеньев.
В современных грузоподъемных машинах цепные передачи применяются для осуществления кинематической несиловой связи вспомогательных механизмов с приводом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Передачи подъемно-транспортных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы