Валы и оси имеют вид стержней чаще всего круглого сечения. Валы удерживают вращающиеся части машины и передают крутящий момент (рис. 16, а). Оси лишь поддерживают вращающиеся части машин, они могут быть вращающимися и неподвижными (рис. 16, б и б). На рис. 17 показаны различные элементы вала и оси.
Валы и оси изготовляют из углеродистой качественной конструкционной (ГОСТ 1050—60*) и легированной машиностроительной (ГОСТ 4543—61*) сталей с обязательной термической обработкой.
Рис. 16. Валы и оси вал; б — неподвижная ось; в щающаяся ось
Рис. 17. Схемы опорных частей осей и валов
а — шейка, ограниченная буртиками; б — цилиндрический шип; в — цилиндрическая пята; г — кольцевая (гребенчатая) пята; д — шаровая пята
Валы и оси рассчитываются на прочность и проверяются по деформациям.
В местах резких переходов и выточек значение коэффициента запаса прочности следует повышать пропорционально коэффициенту концентрации напряжений.
В местах установки шпонок за расчетный диаметр вала принимается посадочный диаметр, уменьшенный на 10% (0,9rf).
Рис. 18. Оседержатель
Для опор в виде неподвижно закрепленных осей напряжение смятия из условия прочности не должно превосходить величины 0,8 [ар], где [ар] — допускаемое напряжение на сжатие материала опоры. При подвижных осях (опорах) допускаемые напряжения смятия назначаются из условия износоустойчивости в зависимости от степени подвижности оси (опоры).
В опорах малоподвижных осей (траверсы крюков, оси балансиров и др.), выполненных из страли марки Ст.З, напряжение может достигать 700—900 кгс/см2. В более подвижных шарнирах допускается напряжение до 400—600 кгс/см2.
Для предупреждения осевого смещения оси закрепляются осе-держателями (рис. 18), стопорными планками и кольцами (рис. 19).
Оседержатели и стопорные планки применяют, когда необходимо неподвижное (относительно опоры) крепление оси; их устанавливают на незагруженной части опоры. При применении стопорных планок со стороны головки другой конец оси снабжают стопорным кольцом.
Рис. 19. Стопорное кольцо
Если на оси устанавливают детали с распорками и переходными втулками (оси роликов и колес с подшипниками качения), требующие затяжки, то для крепления осей применяют кольцевые гайки (рис. 20) и реже торцовые шайбы (рис. 21). В этом случае вторые концы осей снабжают головками или двумя оседержателями.
Рис. 20. Крепление оси кольцевыми гайками
Рис. 21. Крепление оси торцовой шайбой
Шейки валов под подшипники скольжения обрабатывают под V6 с допусками по Х3; под подшипники качения — под V7 с допусками по Н или С; под зубчатые колеса, полумуфты, шкивы и тому подобные детали — под ^7 с допусками Н или Яр.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Валы и оси подъемно-транспортных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы