Монтаж почти всех башенных кранов осуществляется на специальном монтажном звене рельсового пути стандартной длины (12,5 д), которое укла-дывается первым на площадке.
Расположение монтажного звена на площадке должно обеспечивать, возможность свободного подъезда к нему или въезда на него транспортных средств с монтажными элементами крана. При необходимости въезда на звено автопоезда с краном или отдельными его элементами перед звеном рекомендуется насыпать слой гравия или щебенки.
Рис. 12. Инвентарный якорь для канатной петли, удерживающей стрелу крана СБК-1
а) одинарная рама; б) сдвоенная рама; 1 — рама; 2 — соединительная планка; 3 — ось; 4 — ролик; 5 — балласт
Основание звена должно быть прочным, все шпалы должны быть хорошо подштопаны, шпальные ящики следует полностью засыпать песком и утрамбовать.
При расположении рельсовых путей следует учитывать, что кран должен отстоять от стены строящегося здания на расстоянии не менее 0,7 м, обеспечивающем наличие прохода между выступающими частями крана и стеной. Исходя из этого условия для большинства кранов расстояние от стены до ближнего рельса составляет не менее 1—1,2 м.
Общая длина пути, укладываемого у возводимого здания или сооружения, должна быть кратной длине стандартного звена (12,5 м).
При необходимости устройства монтажного звена около бровок траншей и котлованов расстояние от бровки до ближнего рельса должно быть определено расчетом на устойчивость откосов выемок или расчетом на прочность их креплений (на сдвиг). При грунтах III и IV категории расстояние от ближнего рельса до бровки котлована или до траншеи с естественным откосом должно быть не менее 1,5 м.
1) Материалы и изделия, применяемые для устройства пути
Балластные материалы. В качестве балластных материалов для устройства подкранового пути башенных кранов могут применяться: песок средне-зернистый, щебень из естественного камня и гравий карьерный.
Контроль качества балластных материалов возлагается на организации, строящие подкрановые пути и эксплуатирующие башенные краны.
Песок должен отвечать требованиям ГОСТ 2781-50 «Песок среднезер-нистый». Мелкозернистые пески для использования в качестве балластного материала не допускаются. Нормальными по крупности частицами для сред-незернистого песка считаются частицы размером не менее 0,5 мм; наименьший процент содержания таких частиц должен быть выше 50.
Щебень из естественного камня должен соответствовать требованиям ГОСТ 7392-55 «Щебень из естественного камня для балластного слоя железнодорожного пути» и иметь форму частиц, приближающуюся к форые куба с острыми ребрами; щебень должен быть чистым, свободным от грязи и мусора; пылевидных частиц должно быть не более 1%.
Таблица 29
Гравий для устройства балласта подкрановых путей должен отвечать требованиям ГОСТ 7394-55 «Гравий карьерный для балластного слоя железно-
Нормы по гранулометрическому составу щебня дорожных путей». Примесей пылевидных частиц размером менее 0,1 мм должно быть в нем не более 6%. в том числе глинистых частиц — не более 1,5%.
Таблица 30
Нормы по гранулометрическому составу гравия
Шпалы. Для устройства подкранового пути применяются деревянные шпалы из древесины следующих пород: сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра, бука, дуба и березы (ГОСТ 78-58 «Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи»). Не допускается применение шпал из мягких пород древесины (ольхи, осины и др.).
Рис. 13. Элементы для устройства подкрановых путей строительных кранов
а) поперечное сечение обрезных, необрезных и брусковых шпал; б) поперечное сечение рельса; в) путевой шуруп
По форме поперечного сечения деревянные шпалы (рис. 13, а) подразделяются на обрезные (тип А), необрезные (тип Б) и брусья. Деревянные брусья должны отвечать требованиям ГОСТ 8486-57 «Пиломатериалы хвойных пород».
Таблица 31
Размеры поперечного сечения деревянных шпал
Стандартная длина шпал 1,35 и 2,7 м.
Выбор типа шпал в зависимости от давления на ходовое колесо крана производится по табл. 32.
Таблица 32
Размеры шпал для подкрановых путей башенных кранов
Рельсы. Для подкранового пути башенных кранов применяются стандартные железнодорожные рельсы типов: Р-33, Р-38, Р-43, Р-50 и Р-65 (рис. 13,6) по ГОСТу соответственно: 6726-53 «Рельсы железнодорожные широкой колеи, промышленные», 3542-47 «Рельсы железнодорожные широкой колеи», 7173-54, 7174-54 и 8161-56 «Рельсы железнодорожные».
Нормальная длина рельса—12,5 м (на звено).
Таблица 33
Характеристика рельсов
Рис. 14. Элементы для устройства подкрановых . путей строительных кранов
а) накладки для рельсов Р-33; Р-38; Р-43; Р-50; б) накладка для рельса Р-65; в) подкладка для деревянных шпал под костыли; г) подкладка под путевые шурупы
Накладки. Для скрепления рельсов применяются двухголовые и фартучные накладки (рис. 14), соответствующие ГОСТ: 7638-55 «Накладки рельсовые двухголовые для рельсов типа Р-33»; 4133-54 «Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи; 8193-56 «Накладки двухголовые к рельсам типа Р-65 для железных дорог широкой колеи».
Характеристика накладок (см. рис. 14, а и б) приведена в табл. 34.
Таблица 34
Характеристика накладок
Костыли. Для крепления рельсов к шпалам (кроме инвентарных звеньев) применяются костыли с овальной головкой, соответствующие требованиям ГОСТ 818-41 «Костыли для железных дорог широкой колеи».
Каждая шпала должна прикрепляться к рельсу тремя костылями. По длине костыли разделяются: на нормальные — длиной 165 мм и удлиненные (пучинные) — длиной 205, 230, 255 и 280 мм; сечение костыля 16×16 мм. Удлиненные костыли применяются для ремонта подкранового пути зимой.
Между весом костыля и его длиной имеется следующая зависимость.
Шурупы. Для крепления шпал к рельсам инвентарных звеньев применяются «путевые шурупы типов I и III (см. рис. 13, в) соответствующие требованиям ГОСТ 809-41 «Шурупы путевые».
Выпускаемые шурупы отличаются друг от друга только по длине и имеют следующие размеры (в мм):
Шурупы завинчиваются в шпалу после предварительного сверления в ней отверстий диаметром 16 мм.
Вес шурупа колеблется от 0,53 до 0,9 кг.
Подкладки. Под рельс на шпалы укладываются плоские подкладки (см. рис. 14,0 и г). Разрешается укладывать железнодорожные подкладки под рельсы подкрановых путей, предварительно обработав их (снять уклон).
Характеристики подкладок приведены: под костыли в табл. 35, под путевые шурупы в табл. 36.
Таблица 35 Характеристика подкладок под костыли
Таблица 36 Характеристика подкладок под путевые шурупы
Болты с гайками. Болты применяются с утиной головкой и круглоголовые. Диаметр нормального болта 24,22 мм (или 7/s”). Длина 145, 125 или 115 мм. Для всех типов болтов применяется удлиненная гайка высотой 25 мм. Вес болтов с гайками приведен ниже.
Шайбы пружинные применяются двух типов: усиленные и обычные. Вес одной шайбы с внутренним диаметром 24 мм для рельса Р-50 составляет 0,078 кг, а с внутренним диаметром 22 мм для рельса Р-43 он равен 0,05 кг.
2) Устройство пути
Нижнее основание. К нижнему основанию рельсового пути — земляному полотну — предъявляются следующие требованиня. С полотна должен быть обеспечен отвод дождевых и паводковых вод и приняты меры против размыва верхнего основания. Направление отвода воды должно быть указано на схемах устройства рельсового пути. Уклон земляного полотна допускается не более 0,1. При устройстве пути на насыпном грунте он должен быть предварительно уплотнен. При расположении одной нитки пути над пазухой последняя засыпается слоями грунта толщиной 15—20 см, который должен плотно утрамбовываться и поливаться водой. Земляное полотно, выполненное по схемам (см. рис. 180, 181, 239 и 240), должно выдерживать удельное давление 2 кг/см2. Для устройства земляного полотна пригоден обыкновенный грунт: суглинок, супесь и растительный слой. При устройстве пути на слабых (болотистых) грунтах размеры балластного слоя, длина и количество шпал должны приниматься согласно специальному расчету пути на прочность.
При устройстве земляного полотна зимой с площадки должен быть удален снег и лед; для ее выравнивания разрешается применять только талый грунт или сухой песок.
Верхнее основание пути и схемы его устройства. К верхнему основанию рельсового пути относятся: балластный слой, шпалы, рельсы с креплениями.
Толщиной балластного слоя называется расстояние между нижним основанием шпал и земляным полотном. Площадь между шпалами заполняется балластным материалом на всю высоту шпалы.
Размеры балластного слоя приведены в схемах устройства рельсового пути (см. (рис. 180, 181, 239 и 240).
При устройстве пути нужно руководствоваться следующим. Короткие шпалы должны крепиться к рельсам строго по середине. Допускаемое отклонение от ширины колеи пути, выполненного по схемам, показанным на рис. 180,а и б и рис. 181, 239 и 240, не более +3 мм; по схеме, изображенной на рис. 108,s, не более +S мм. На одно звено укладываются три стяжки или длинные шпалы (бруса) (кроме пути, выполненного по схеме, показанной на рис. 180,е); на расстоянии 1,5 м от края рельсов должны быть установлены тупиковые упоры.
Инвентарные звенья подкранового пути. Преимущество устройства подкранового пути из инвентарных звеньев заключается в том, что элементы звена можно предварительно изготовлять в заводских условиях и затем собирать на объекте.
На схеме (см. рис. 181) приведено устройство звена, собранного на деревянных шпалах (трест Механизации управления капитального ремонта жилых домов Мосгорисполкома).
Для устройства инвентарных звеньев применяются железнодорожные полушпалы, путевые шурупы и подкладки из листовой или полосовой стали толщиной 12—16 мм. Для обычных звеньев вместо шурупов используют костыли.
Разгрузку элементов звеньев с транспортных средств и укладку инвентарных звеньев на верхнее основание пути можно производить с помощью автомобильного или башенного крана. После выравнивания звена рекомендуется произвести подтяжку всех ослабевших шурупов на коротких шпалах.
Инструменты, применяемые при устройстве рельсового пути. Для механизации процессов устройства рельсового пути применяются: – для подштопки и балластировки пути — электрические шпалоподбойки ЦНИИ весом 19 кг производительностью 18—20 шпал в час; – для сверления отверстий в шпалах инвентарных звеньев — электросверлилки по дереву, в том числе и высокочастотные; – для завертывания путевых шурупов — шурупо-гаечные ключи ШГК-1 и ШГК-2, производительностью 90—100 шурупов в час. Этим ключом можно не только завертывать шурупы, но и сверлить также отверстия для них в шпалах;
для распиловки шпал — цепные пилы типа ЭП-1 весом 21 кг или дисковые электропилы.
Кроме электрифицированных инструментов, применяются также и ручные молоток костыльный, лапа для выдергивания костылей, ключ путевой гаечный, ключ торцовый для шурупов, подбойки маховая и торцовая, кирка остроконечная, клещи для затаскивания шпал, клещи для переноски рельсов, лопата совковая, лопата штыковая, трамбовка, штопка деревянная, шаблон для проверки ширины колеи и путевой домкрат.
Заземление рельсового пути должно быть выполнено в соответствии с «Инструкцией по заземлению передвижных строительных механизмов и электрифицированного инструмента СН 38-58», утвержденной Госстроем СССР от 25/ХП 1958 г. Для заземления рельсового пути устраивается очаг заземления из газопроводных труб диаметром 48 или 60 мм (l’/г или 2”) длиной 2—3 м (обычно из трех труб).
На конце каждой трубы, обращенном к земле, сверлят несколько отверстий диаметром 5—10 мм. Трубы забиваются около рельсового пути в грунт на глубину, превышающую глубину промерзания на 1 ж; верхние концы их: свариваются между собой полосовой сталью сечением 5X30 мм; такой же полосой очаг приваривается к рельсам. Стыки рельсов соединяются на сварке полосой или проволокой диаметром 8—10 мм. Нитки рельсов первого звена около очага и далее через каждые два звена соединяются между собой на сварке полосовой сталью.
Рис. 15. Схема устройства очага заземления
1 — накладка; 2 — проволока стальная 0 8—10мм; 3 — полоса стальная 5×30 мм; 4 — газопроводная труба 0 48—60 мм; 5 — отверстия 0 5—10 мм
После устройства очагов заземления и сварки между собой рельсов проверяют надежность заземления: общее сопротивление грунта растеканию тока заземления не должно превышать 4 ом. При большем сопротивлении искусственно повышают проводимость грунта, вводя в почву поваренную соль или древесный уголь и кислоты. Поваренную соль вводят в грунт в виде раствора через отверстия труб.
При наличии под растительным слоем каменистых грунтов очаг заземления может устраиваться в растительном слое. Для этого вдоль подкранового пути отрывают 3—4 канавы в форме корыта (длина 8—10 м, ширина 0,5—1 м), которые заполняются древесными опилками, смоченными раствором поваренной соли. Вместо труб в этом случае могут применяться стальные листы, сваренные между собой полосовой сталью и засыпанные сверху древесными опилками и слоем земли.
Схема устройства очага заземления приведена на рис. 15.
Инвентарные тупики. На концах рельсового пути должны быть установлены упоры — тупики, рассчитанные на амортизацию удара крана, движущегося с максимальным грузом и скоростью, сниженной в результате действия концевого выключателя.
Для тяжелых кранов с шириной колеи от 6 до 8 ж рекомендуется применять клиновые тупики, для легких кранов — упрощенные тупики на скобах. Схемы устройства тупиков приведены на рис. 16.
Трудоемкость устройства, разборки и изготовления пути. Приведенные ниже средние показатели по составу звена рабочих (табл. 37) и нормам времени для устройства рельсового пути на песчаном основании определены исходя из следующего состава работ.
Устройство пути. В состав этих работ входит укладка рельсовых путей с частичным разрыхлением и откидкой грунта, планировкой.и разравниванием земляного полотна в пределах балластной призмы, откидкой привезенного балласта до 3 раз, планировкой балластного основания, укладкой верхнего строения пути с подноской материалов (кроме рельсов) на расстояние до 25 м, запиловкой, затеской, раскладкой шпал и укладкой рельсов, нажив-лением их костылями, выправкой уложенного пути по уровню и шаблону, заполнением балластом промежутка между шпалами, сплошной подштопкой шпал вручную, подбивкой их и рихтовкой пути.
Рис. 16. Тупиковые упоры
а — клиновый: 1 — натяжной болт; 2 — клиновый зажим; 3 —ригель; 4 — швеллер № 30; 5 — деревянный буфер из шпалы; в — втулка; 7 — планка; 8 — палец; 9 — стальной лист; б — упрощенный: 1 — рельс Р- 43; 2 — упорная косынка; 3 — двутавр № 27, 4 — ручка, 5 — стальной лист; 6 — болт; 7 — буфер из шпал; 8 — скоба 0 24 мм; 9 — опорная плита толщиной 14—16 мм
Таблица 37
Состав звена рабочих для устройства рельсовых путей
В состав работ не входит сплошная срезка и перемещение грунта, его уплотнение до расчетной прочности, засыпка и утрамбовка пазух. Эти работы должны выполняться, как правило, с применением строительных машин и механизмов (бульдозеры, катки, вибраторы).
На устройство одного звена рельсового пути длиной 12,5 м нормами времени предусматриваются следующие затраты труда:
Примечания.
1. Нормы времени предусматривают производство работ в летних условиях.
2. При производстве работ в зимних условиях нормы следует умножать на 1,3. 3. При устройстве криволинейных участков подкранового пути (без специального гнутья рельсов) нормы следует умножать на 1,2.
4. При щебеночно-гравийном балласте нормы умножать на 1,3.
Разборка пути. Состав звена рабочих для разборки рельсового пути в зависимости от ширины его колеи приводится в табл. 38.
На разборку одного звена рельсового пути длиной 12,5 м нормами времени предусматриваются следующие затраты труда:
Изготовление инвентарных звеньев предусмотрено в стационарных условиях на специально оборудованной площадке. Работа выполняется бригадой рабочих в составе 3 человек (один 5-го разряда и двое 3-го разряда).
Норма времени на одно звено (два элемента) составляет 20 чел.-час. (при применении дисковой пилы и ключа ШГК-2).
Устройство пути с применением инвентарных звеньев. Монтаж звена на площадке производится с помощью автокрана или другого подъемного механизма. Состав звена рабочих приведен в табл. 39.
На монтаж одного инвентарного звена рельсового пути длиной 12,5 м нормами времени предусматриваются следующие затраты труда:
Примечание. При производстве работ в зимних условиях нормы умножать: для песчаного основания —на 2; для щебеночно-гравийного основания — на 3.
В нормы времени на монтаж инвентарного звена не входят работы по погрузке и разгрузке элементов звеньев и длинных шпал с помощью автокрана на автомашину и сопровождение машины в пути.
Таблица 38
Состав звена рабочих для разборки рельсовых путей
Таблица 39
Состав звена рабочих для монтажа инвентарного звена
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рельсовые пути кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы