Автомобили-лесовозы с прицепами-роспусками. Для перевозок длинномерного леса (хлыстов и бревен) и доставки его с лесозаготовительных пунктов потребителям (на лесопильные и деревообрабатывающие предприятия) применяются специализированные автопоезда.
Минским и Кременчугским автозаводами с 1978 и 1980 гг. соответственно выпускаются агрегатные автомобили-лесовозы, предназначенные для работы с прицепами-роспусками. Такие специализированные автомобили оборудуются поворотными кониками с боковыми ограничительными стойками и лебедками с приводом от коробок передач для погрузки на себя прицепов-роспусков при движении автомобиля в порожнем состоянии.
Прицеп-роспуск соединяется с автомобилем-тягачом с помощью складывающегося металлического дышла, а также крестообразной сцепки при перевозке грузов длиной более 8 м. Крестообразная сцепка состоит из двух стальных канатов (тросов), соединенных одним концом с поперечной тяговой балкой автомобиля-тягача, другим — с тяговой балкой прицепа-роспуска. Тросы имеют муфты для регулировки степени их натяжения. При движении на повороте тяговые тросы изменяют положение тележки прицепа-роспуска и улучшают тем самым маневренность автопоезда. Стойки коников автомобиля и прицепа имеют цепную стяжку для надежного крепления перевозимого груза.
Автопоезда-лесовозы самосвалы. В результате сложившейся многолетней практики лесоматериалы транспортируют в основном на полуприцепах ОдАЗ-885 и МАЗ-5245, с которых снимают боковые и задний борта, а на платформу устанавливают три-четыре лесовозных коника, представляющих собой поперечные балки-лежаки, по концам которых шарнирно установлены откидывающиеся стойки с тросами и увязочной цепью. Разгружают лесовозы средствами механизации грузополучателей.
Тем не менее для перевозок круглого леса и пиломатериалов в условиях крупного города в Главмосавтотрансе уже давно используют самосвальный полуприцеп-лесовоз с боковой разгрузкой Т-235А (рис. 3.10), выполненный с использованием шасси полуприцепа ОдВЗ-885, на которое устанавливают два самосвальных коника. Коник состоит из двух балок, соединенных между собой рамкой и крестовинами. Каждая балка изготовлена из двух швеллеров № 12 и имеет корытообразную форму. На балках коников установлены по четыре стойки, которые через тросовую систему связаны с опорами коников. Корытообразные балки коников и тросовая система являются отличительной особенностью данной конструкции полуприцепа.
Примененная в лесовозе Т-235А автоматическая система запирания (отпирания) коников существенно сокращает время простоя автопоезда под разгрузкой, облегчает эксплуатацию его в условиях города и полностью освобождает водителя от физического труда при разгрузке автопоезда. Годовой народнохозяйственный эффект от внедрения одного автопоезда-лесовоза с полуприцепом-самосвалом Т-235А составляет 1000 руб. Использование двух автопоездов-лесовозов высвобождает одного водителя.
Для разгрузки автопоезда, например, на левую сторону, надо вынуть фиксатор правой шарнирной опоры коника и вставить его во втулку той же опоры. Затем с помощью гидравлического подъемника 10 опрокинуть коник на сторону вокруг шарнира 9 левой опоры коника. При этом стойка коника за счет прославления троса откроется под воздействием сваливаемого груза и произойдет разгрузка на левую сторону. При возвращении коника в транспортное положение слабина троса выбирается и стойка примет первоначальное вертикальное положение. Для уменьшения усилия в тросе при закрывании стойка коника имеет в своем основании утолщение. Разгрузка на правую сторону производится аналогично описанному выше.
Характерным для коников полуприцепов-лесовозов является наличие увязочных цепей, так как лес, как правило, перевозится с «шапкой» и увязочные цепи необходимы для обеспечения безопасности движения такого подвижного состава. Увязочные цепи крепятся к стойкам коников с помощью специальных устройств (держателей).
С целью повышения производительности труда на перевозках лесоматериалов и удобства управления самосвальным механизмом на стойке коника полуприцепа-лесовоза монтируется держатель увязочной цепи, содержащий клещеобразный захват с неподвижным звеном, которое приварено к стойке в ее верхней части. Кроме того, на стойке смонтированы поворотное звено, соединенное с неподвижным звеном шарниром, и вертикально расположенный вдоль стойки стержень, шарнирно сопряженный верхним концом с поворотным звеном захвата, а нижним концом упирающийся в стопорную чеку. Рычаг управления смонтирован на оси основания стойки и шарнирно соединен с нижним концом вертикального стержня.
Перед разгрузкой коника стопорную чеку повертывают, чтобы паз в чеке встал против нижнего конца стержня, дав тем самым возможность стержню двигаться в вертикальной плоскости. Затем съемной рукояткой повертывают рычат вокруг оси 6 таким образом, чтобы вертикальный стержень, переместившись вверх вдоль стойки, повернул поворотное звено захвата вокруг шарнира, отсоединив тем самым увя-зочную цепь этой стойки. После этого можно включить гидравлический привод самосвального механизма.
Полуприцеп-лесовоз самосвальный с задней разгрузкой ППС-0706 (рис. 3, разработчик НПО Автотранстехника Минавтотранса БССР) предназначен для перевозки и механизированной разгрузки леса и пиломатериалов. Работает в сцепе с автомобилем-тягачом ЗИЛ-130В1. Его отличительной особенностью является разгрузка перевозимого леса на заднюю сторону с помощью подвижной тележки, смещающейся тросовой лебедкой. Рама полуприцепа сзади имеет специальный наклонный лист. При использовании полуприцепа-лесовоза ППС-0706 время на разгрузку подвижного состава сокращается более чем в 2 раза по сравнению с применяемым на тех же перевозках стандартным полуприцепом ОдАЗ-885.
Повышение производительности подвижного состава при перевозках лесоматериалов в условиях города является одной из основных задач работников автотранспорта столицы. С этой целью они сформировали и успешно используют при перевозках леса длиной до 6 м автопоезд повышенной грузоподъемности в составе автомобиля ЗИЛ-133ГЯ с специальным оборудованием У-194 (проект НПО Глав-мосавтотранса) и прицепа, выполненного на шасси универсального полуприцепа ОдАЗ-885, с подкатной поворотной тележкой У-193 (проект НПО Главмосавтотранса).
Грузоподъемность такого автопоезда составляет 16 550 кг при собственной массе всех его составных звеньев 13 030 кг. Удельная мощность автопоезда 7,1 л. с./т. За одну ездку на автопоезде может перевозиться более 30 м3 лесоматериалов. По сравнению с автопоездами в составе автомобиля-тягача ЗИЛ-130В1 и переоборудованного полуприцепа ОдАЗ-885 грузоподъемность автопоездов-лесовозов увеличивается более чем в 2 раза. Кроме того, использование в качестве тягача автомобиля ЭИЛ-133ГЯ с дизельным двигателем (КамАЗ-740) дает существенную экономию топлива на данных перевозках, что имеет особое значение при эксплуатации подвижного состава в городских условиях.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Перевозка леса и пиломатериалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы