Основными функциями управления расходом ТСМ являются планирование и нормирование. С помощью нормирования устанавливаются нормы расхода ТСМ, отражающие объективное значение их расхода с учетом конкретных эксплуатационных условий. На основе норм осуществляется планирование потребности в ТСМ, которая представляет собой минимальный уровень их расхода, необходимый для обеспечения деятельности предприятия.
При нормировании топлива используется линейная норма — показатель линейного расхода топлива на 100 км пройденного пути (л/100 км). За рубежом применяют обратный’ показатель, характеризующий пробег автомобиля на единице объема или массы топлива (км/л, км/кг). Линейная норма используется при планировании, учете и контроле расхода топлива на АТП по конкретным маркам автомобилей.
Показателем для планирования потребности в топливе для парка автомобилей является его удельный расход на единицу выполняемой работы. С помощью этого показателя обосновываете^- потребность в топливе, распределяются его лимиты и анализируется эффективность использования.
Рассмотренные показатели являются технологическими, т. е. предназначены для планирования расхода топлива на выполнение транспортного процесса. Расход топлива и смазочных материалов на капитальный ремонт автомобилей, гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с выполнением перевозок, устанавливаются отдельно.
До 1960 г. нормы устанавливали расход топлива только на пробег автомобиля. С 1960 г. была введена более совершенная система нормирования, учитывающая наряду с пробегом выполненную транспортную работу, расстояние перевозок, дорожные и климатические условия. С тех пор эта система совершенствуется с учетом новых моделей автомобилей, расширения видов используемого топлива и уточнения номенклатуры и порядка применения поправочных надбавок.
Линейные нормы (л/100 км для жидкого или м3/100 км для газового топлива) устанавливаются централизованно для каждой марки парка эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью системы поправочных коэффициентов. Линейные нормы предназначены для расчетов с водителями, оперативной и статистической отчетности, а также служат базой для расчета удельного расхода. Используются три вида линейных норм: норма на 100 км пробега (учитывает расход топлива на весь пробег), норма на 100 тонно-километров (т . км) транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении с грузом) и норма на езду с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).
При работе автомобилей с прицепами (автопоезда) норма расхода топлива на транспортную работу по величине остается такой же, как и для одиночного автомобиля, но распространяется на всю транспортную работу, выполняемую автопорздом. Норма расхода топлива на 100 км пробега увеличивается на каждую тонну собственного веса прицепов в соответствии с видом используемого топлива.
Для грузовых автомобилей с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается расход топлива на каждую ездку с грузом в следующем размере: бензина или дизельного топлива 0,25 л; при газодизельном режиме— 0,2м3 природного газа и 0,1 л дизельного топлива; Для автомобилей-самосвалов БелАЗ — 1л.
Для легковых автомобилей, автобусов и грузовых таксомоторов, а также грузовых автомобилей, выполняющих транспортную работу, не учитываемую в т-км (с почасовой оплатой), нормы расхода топлива установлены на 100 км пробега.
Для специализированных автомобилей автопогрузчики, телескопические вышки, компрессоры нормы расхода топлива на передвижение устанавливаются исходя из линейных норм, утвержденных для базовой модели автомобиля, и повышения (снижения) нормы: на 2 л по бензиновым, 2,5 л — газобаллонным (СНГ), 1,3 л дизельным, 2 м3 газовым (СПГ), 1,2 м3 газа и 0,25 л дизельного топлива — газодизельным автомобилям на каждую тонну превышения (снижения) веса специализированного автомобиля против базового. Кроме этого, устанавливается дополнительная норма на работу оборудования: на одну операцию (наполнение и слив цистерны, подъем и спуск вышки); на 1 машино-час работы (холодильной уста-* новки, автокрана, автопогрузчика); на 100 км пробега при работающем специальном оборудовании (поливка, подметание, очистка улиц от снега).
При нормировании расхода топлива обязательно учитываются условия работы автомобиля с помощью коэффициентов надбавок и снижения. Предельные значения этих коэффициентов установлены централизованно для всего народного хозяйства. Их конкретные величины (но не превышающие предельных значений) определяются советами министров союзных республик, советами министров автономных республик, облисполкомами, крайисполкомами или руководителями АТП дифференцированно, исходя из реальных условий эксплуатации. Предельные значения надбавок должны устанавливать только в исключительно тяжелых условиях работы при действительной необходимости.
В связи с постоянным выпуском автомобилей новых моделей и модификаций линейные нормы регулярно пересматриваются. В системе Минавтотранса РСФСР с 1 июля 1989 г. действуют новые «Линейные нормы расхода топлива для автомобильного транспорта», которые могут использоваться в качестве рекомендуемых на предприятиях других министерств и ведомств. Для автомобилей, нормы расхода топлива для которых отсутствуют, нормы устанавливаются самостоятельно министерствами и ведомствами СССР, а также советами министров союзных республик. Такие нормы получили название временных линейных норм.
Исходными данными для расчета удельного расхода автомобильного топлива являются: структура автомобильного парка за отчетные и на планируемый годы, данные по грузоподъемности (вместимости) автомобилей, их минимальные нормы расхода топлива, объем транспортной работы и общий пробег автомобилей за отчетный и на планируемый годы, фактический расход топлива за отчетный год.
В качестве единицы измерения удельного расхода топлива наибольшее распространение получили: на грузовых перевозках—г/т-км, автобусных—г/п-км, таксомоторных— г/пл-км.
В последние годы широкое распространение получил прогрессивный метод нормирования топлива — маршрутное нормирование. Маршрутная норма — это минимальный расход топлива на конкретном установившемся маршруте работы автомобиля, отражающий его специфические особенности (дорожные, транспортные и др.). Маршрутная норма устанавливается экспериментально — путем систематических замеров расхода топлива в процессе эксплуатации автомобиля, либо расчетным путем с помощью различных методик.
В управлении расходом смазочных материалов используется индивидуальная норма и удельный расход. Индивидуальной нормой называется установленная величина расхода масла на 100 л планируемого расхода топлива автомобиля данного типа и данной возрастной группы в процессе его эксплуатации. Для жидких масел (моторных, трансмиссионных, специальных) она устанавливается в единицах объема — литрах, а пластичных смазок — в единицах массы — килограммах.
При выполнении расчетов для специальных масел необходимо выделить автомобили, оборудованные гидромеханическими коробками передач и учитывать дополнительную норму (до 0,3 л).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Планирование и нормирование расхода ТСМ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы