В процессе эксплуатации погрузочно-разгрузочные машины могут выполнять грузовые операции или простаивать вследствие производства плановых и непредвиденных мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту, а также по другим причинам. Продолжительность времени, в течение которого машины непрерывно используются, а также затраты времени и труда по поддержанию машин в работе характеризуют их надежность. Машины с низкими показателями надежности часто и на длительное время выбывают из эксплуатации, требуют постоянного вмешательства обслуживающего персонала с целью замены вышедших из строя деталей, регулировки тормозов, муфт, рычагов управления и пр.
Машины, обладающие высокой надежностью, в течение плановых периодов работы не нуждаются в проведении технического обслуживания и ремонта, имеют мало точек смазки и типоразмеров крепежных деталей; узлы, требующие повышенного внимания персонала по обслуживанию, размещаются в легкодоступных и полностью безопасных местах. Высокая надежность машин позволяет почти полностью отказаться от внеплановых простоев по техническим причинам, а предусмотренные системой обслуживания и ремонты проводить через большие промежутки времени или после наработки значительного объема груза.
С точки зрения надежности важны возможные состояния, в которых может находиться в условиях эксплуатации машина. Таких состояний нормативно-технической документацией рекомендуется различать пять: исправное и неисправное, работоспособное и неработоспособное, а также предельное.
При нахождении машины в исправном состоянии она должна соответствовать всем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации. В неисправном состоянии машина не соответствует хотя бы одному из требований указанной документации.
Работоспособное состояние — это состояние машины, при котором она имеет все параметры, характеризующие ее способность выполнять заданные функции в пределах, соответствующих требованиям нормативно-технической и конструкторской документации. Неработоспособное состояние определяется таким состоянием машины, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и конструкторской документации.
Предельное состояние машины характерно тем, что дальнейшее ее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно либо восстановление его исправного или работоспособного состояния также невозможно или нецелесообразно.
Надежность — свойство машины сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является сложным свойством, которое в зависимости от назначения конкретной машины и условий ее применения состоит из сочетаний следующих свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение заданного времени или некоторой наработки. Наработка погрузочно-разгрузочных машин обычно измеряется объемом перегружаемого груза за определенный отрезок времени. При рассмотрении безотказности машин важное значение имеет понятие отказа, которое определяется как событие, заключающееся в нарушении работоспособности машины. С появлением отказа наступает неработоспособное состояние машины и она теряет способность выполнять заданные функции. В отличие от отказа в результате повреждения машина из исправного состояния переходит в работоспособное. Таким образом, при наличии повреждений машина может выполнять функции, определенные ее назначением, а при наступлении отказа машина нуждается в восстановлении исправного или работоспособного состояния.
Долговечность — свойство машины сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Обычно в качестве показателей долговечности применяется технический ресурс или срок службы.
Ремонтопригодность — свойство машины, заключающееся в ее приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Сохраняемость — свойство машины сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования.
Для количественной оценки надежности машин обычно используется система показателей. Показатели надежности, определенные на основе эксплуатационной информации, применяются при оценке технического уровня серийно выпускаемых машин, нормировании надежности аналогичных по конструкции машин, сравнении их конструктивных вариантов и схем механизации, технико-экономических обоснованиях мероприятий по повышению надежности машин, разработке систем и планировании технического обслуживания и ремонтов, а также при формировании требований заказчиков к заводам-изготовителям по вопросам качества машин.
Для подъемно-транспортных машин, к числу которых относится большинство погрузочно-разгрузочных машин, используемых на железнодорожном транспорте, установлены следующие показатели надежности.
1. Наработка на отказ — отношение наработки машины за период наблюдения к числу отказов за время этой наработки.
Расчет этого показателя может вестись дифференцированно в зависимости от вида отказа: наработка на внезапный отказ или наработка на постепенный отказ. Для внезапного отказа характерно скачкообразное изменение значения одного или нескольких заданных параметров машины (выход из строя электродвигателя из-за повреждения обмотки, прокол камеры колеса автопогрузчика и др.). Постепенный отказ характеризуется постепенным изменением значений одного или нескольких параметров машины и наступает при выходе этих параметров за установленные пределы (изнашивание ходовых колес кранов, изменение диаметра проволок грузового каната и пр.).
2. Удельная суммарная оперативная продолжительность ремонтов— отношение средней суммарной оперативной продолжительности текущих ремонтов к заданной наработке машины. В этом показателе под суммарной оперативной продолжительностью текущих ремонтов понимают часть средней суммарной продолжительности плановых и внеплановых текущих ремонтов. При определении оперативного времени ремонта (технического обслуживания) из общего времени, затраченного на проведение ремонтов, исключаются подготовительно-заключительное, дополнительное и время ожидания ремонта. В составе оперативной продолжительности ремонтов или технического обслуживания учитывается только основное и вспомогательное время.
3. Удельная суммарная оперативная продолжительность устранения внезапных отказов — отношение средней суммарной оперативной продолжительности устранения внезапных отказов к заданной наработке.
4. Удельная суммарная оперативная трудоемкость текущих ремонтов, капитальных ремонтов и технического обслуживания. Каждый из этих трех показателей определяется отношением средней суммарной оперативной трудоемкости рассматриваемых ремонтов или обслуживании к заданной наработке.
5. Удельная суммарная стоимость текущих ремонтов или технического обслуживания — отношение средней суммарной стоимости текущих ремонтов или технического обслуживания к заданной наработке.
6. Средний ресурс до первого капитального ремонта (до списания)— среднее значение срока службы машины до первого капитального ремонта (до списания).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Показатели надежности погрузочно-разгрузочных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы