Полиспастом называется система из подвижных и неподвижных блоков, огибаемых гибким тяговым органом, и служащая для выигрыша в силе (силовая) или скорости (скоростная).
Кратность полиспаста (выигрыш в силе) определяется как отношение числа ветвей, на которых подвешен груз, к числу ветвей, прикрепленных к тяговому устройству (барабан лебедки, гидроцилиндр).
Полиспасты могут быть одинарными и сдвоенными.
В сдвоенных полиспастах оба конца каната закрепляются на барабане лебедки (мостовые, козловые краны), что обеспечивает равномерную нагрузку на опоры барабана и подъем груза без раскачивания в горизонтальной плоскости.
В транспортном строительстве силовые полиспасты применяются как самостоятельные устройства для натяжения несущих тросов, контактных проводов и выполнения Других монтажных работ при сооружении контактной сети и линий связи.
Для подвешивания грузов к гибким органам подъемных механизмов и для крепления специализированных грузозахватных устройств используют грузовые крюки и петли.
Штучные грузы устойчивой формы перемещают при помощи строп, клещей, контейнеров и других устройств, а сыпучие и тестообразные — при помощи бункеров и бадей, оснащенных устройствами для крепления их к крюкам и петлям.
Грузозахватные устройства должны быть надежны, долговечны, удобны в эксплуатации и обеспечивать быстрый захват груза и его освобождение.
Крюки по форме подразделяются на однорогие (рис. 2, а) и двурогие ( рис. 2, б, в).
Однорогие крюки (ГОСТ 6627—66) грузоподъемностью от 0,25 до 75 тс и двурогие (ГОСТ 6628—63) грузоподъемностью от 5 до 75 тс изготовляются ковкой или штамповкой из низкоуглеродистой стали с последующим отжигом для снятия внутренних напряжений.
Двурогие крюки большей грузоподъемностью изготовляются (ГОСТ 6619—65) набором из стальных пластин.
Согласно правилам Госгортехнадзора грузовые крюки всех стреловых монтажных и башенных кранов, а также кранов, поднимающих грузы в контейнерах, бадьях и другой таре, соединенной с крюком скобой или другими жесткими элементами, должны быть с предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадание съемного грузоподъемного устройства.
Грузовые крюки соединяют с гибким грузовым органом крюковыми обоймами нормальной или укороченной конструкции. Последние разрешают несколько увеличить высоту подъема груза.
Крюковая обойма имеет следующее устройство. В щеках обоймы закреплены при помощи стопорных планок ось блока грузоподъемного полиспаста и вращающаяся вокруг продольной оси траверса. Хвостовик крюка вставлен в отверстие траверсы и закреплен гайкой.
Во избежание самопроизвольного отвинчивания гайка стопорится планкой. Согласно правилам Госгортехнадзора крюки грузоподъемностью свыше 3 тс должны устанавливаться на закрытой шариковой опоре.
Стропы изготовляются из отрезка каната или цепи, на концах которых крепятся крюки или крюк с коушем. Они могут представлять собой и замкнутую петлю без крюков.
Не рекомендуется увеличивать угол а свыше 45°, так как это приводит к резкому увеличению усилий в стропе и горизонтальных сжимающих усилий, действующих на поднимаемый груз.
Подъемные электромагниты постоянного тока применяются для перегрузки стальных и чугунных грузов и представляют собой стальной литой корпус, круглой (тип М) или прямоугольной (тип ПМ) формы, внутри которого помещена катушка. Электромагнит подвешивается цепями к крюку крана.
Выпускаются электромагниты грузоподъемностью до 30 тс. Подъемная сила магнитов сильно колеблется в зависимости от типа, формы, магнитных свойств и температуры груза. Так, магнит поднимает металлической стружки по весу в 60—80 раз меньше максимального веса следующих основных частей: ребристого шкива, закрепленного на валу реверса на скользящей шпонке, и диска, оборудованного двухконусными фрикционными колодками, пружины и хомута. Писк приварен к ступице конической шестерни, установленной на валу на подшипниках качения.
При включении муфты перемещающийся внутри вала шток чекой 5 нажимает на ступицу шкива, сдвигая его вправо, и шкив, прижимаясь к фрикционным колодкам диска, приводит в движение шестерню.
Муфта включается под действием пружины. Отход шкива от двух конусных колодок на 1—1,5 мм регулируется винтами, упирающимися в хомут, жестко закрепленный на валу реверса. Недостатком конической муфты является значительное осевое усилие, передаваемое ею на вал при включении.,
Реверсы применяются в строительных и грузоподъемных машинах для изменения направления движения механизмов, имеющих групповой привод.
Реверсивный механизм может быть создан с применением конических и цилиндрических шестерен, а также сочетания шестеренчатой и цепной передач.
Конический реверсивный механизм применяется для изменения направления движения валов I или II. Конические шестерни закреплены на валу свободно и могут включаться поочередно фрикционными или кулачковыми муфтами. Шестерня 3 закреплена на валу II жестко.
При вращении вала по часовой стрелке включение шестерни вызывает вращение вала по часовой, а включение шестерни — против часовой стрелки. От вала II движение передается на реверсируемый механизм. Конические реверсы широко применяются в грузоподъемных и строительных машинах для реверсирования поворотного и ходового механизмов.
В реверсе с цилиндрическими шестернями (рис. 9, б) вращение от шестерни приводного вала I передается на шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении и оснащенные муфтами для соединения с соответствующими валами II и III. При поочередном включении муфт жестко закрепленные на валах II и III шестерни 4 и 5 вращаются в разные стороны и через шестерню 6 вращают вал IV реверсируемого механизма.
В реверсе, состоящем из шестеренчатой и цепной передач (рис. 9, в), движение от шестерни приводного вала передается на находящиеся в постоянном зацеплении шестерни, оснащенные муфтами для соединения с валами II и III. Валы II и III, кроме того, соединены между собой цепной передачей. Вал III получает разнонаправленное движение, соединяясь при поочередном включении муфт шестерен с шестерней непосредственно или с валом II через цепную передачу.
В реверсивных механизмах такого типа шестеренчатая передача применяется обычно для осуществления рабочего движения, требующего значительных усилий, а цепная—для вспомогательной операции (возвращения рабочего органа в исходное положение).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Полиспасты транспортного строительства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы