Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные эксплуатационные материалы

Публикация:
   Понятие о химическом составе и структуре углеводородов нефти

Читать далее:




Понятие о химическом составе и структуре углеводородов нефти

В химическом отношении нефть представляет собой сложную жидкость, состоящую преимущественно из углеводородов, т. е. соединений углерода с водородом. Суммарное содержание углерода и водорода в нефти около 97—98% (по массе), в том числе углерода 83-87% и водорода 11 — 14%.

Основу нефти составляют жидкие углеводороды, в которых растворены газообразные и твердые углеводороды. Кроме углеводородов, в состав нефти входят (2—3% по массе) химические соединения содержащие кислород, серу и азот, а также свободная сера.

Многочисленные углеводороды, входящие в состав нефти, различаются молекулярной массой, количеством атомов углерода и водорода в молекуле, характером валентных связей между атомами углерода, строением.

Молекула самого простого углеводорода нефти — метана — содержит один атом углерода.

Углеводороды циклической и нормальной структуры, изомерные и неизомерные, предельные и непредельные проявляют себя в топливах и маслах по-разному.

Все углеводороды нефти условно подразделяются на следующие группы (классы, ряды): парафиновые (алканы), нафтеновые (цикланы) и ароматические (бензольные). Однако значительная часть углеводородов нефти имеет смешанное (гибридное) строение Самого разнообразного сочетания. Гибридные углеводороды делят на три группы: парафино-циклопарафино ше, парафпно-ароматические и парафино-циклопарафино-ароматнческие.

Углеводороды всех групп с большой молекулярной массой имеют изомеры. У гибридных углеводородов особо большое число изомеров.

Парафиновые углеводороды (СпН2п+2) присутствуют в нефти в больших количествах, преимущественно в низкокипящих фракциях, относятся к предельным и имеют цепную структуру. Входящие в этот ряд метан (СН4), этан (С2Нв), пропан (CaHs) и бутан (С4Н10), нормальных условиях, т. е. при давлении 760 мм рт. ст. п температуре 0 °С, находятся л газообразном состоянии.

Парафиновые углеводороды с С8Н12 до С Н3, при нормальных условиях находятся D жидком состоянии, а начиная с С17Н36— в твердом.

Изомерные парафиновые углеводороды улучшают качество бензинов (детонационную стойкость), а нормальные углеводороды парафинового ряда улучшают качество дизельных топлпв (самовоспламеняемость).

Нафтеновые углеводороды (СПН2П) присутствуют в нефтепродуктах в значительных количествах. Их содержится2 как правило, больше в тяжелых фракциях нефти. Они имеют циклическую структуру, обладают большей стойкостью против окисления при высоких температурах, чем нормальные парафиновые углеводороды, и имеют более высокую температуру кипения при сопоставимых молекулярных массах.

Присутствие легких нафтеновых углеводородов желательно в автомобильных топливах для карбюраторных двигателей, а нафтеновые углеводороды с более сложной структурой (имеющие длинные боковые цепи) улучшают качество смазочных масел, в частности понижают их температуру застывания.

Ароматические углеводороды также относятся к циклическим углеводородам с шестичленным кольцом, но с тремя двойными валентными связями, чередующимися с простыми.

Однако двойные связи в циклическом кольце ароматических углеводородов химически более стойки, чем двойные связи в парафиновых углеводородах.

Поэтому они меньше окисляются и осмоляются. В нефти значительно меньше содержится ароматических углеводородов, чем нафтеновых и парафиновых, как правило, не более 25%.

Ароматпчески^углеводороды, более сложные, чем бензол, имеют, кроме кольца, одну или несколько цепей, благодаря которым образуются изомеры. Их присутствие желательно в бензине и нежелательно в дизельном топливе. Однако и в бензине содержание ароматических углеводородов ограничивается вследствие того, что они способствуют нагарообразованию, которое примерно в 3 раза больше, чем при парафиновых углеводородах, имеющих одинаковую температуру кипения.

В состав продуктов переработки нефти могут входить непредельные парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды. В их молекулах имеется одна, две пли более двойных связей между атомами углерода.

Рис. 1. Влияние содержания ароматических углеводородов бензинов иа нагарообразовапио в камере сгорания двигателя: 1 — бензин без ТЭС; 2 — бензин с 0,82 г ТЭС/кг

Непредельные парафиновые углеводороды, имеющие одну двойную связь, называют олефинами (СПН2П), а с двумя двойными связями — диолефинамн.

Эти углеводороды (особенно диолефины), являясь непредельными, легко окисляются и осмоляются, так как их двойные связи неустойчивы и склонны к превращению в простые связи с одновременным присоединением атомов кислорода, атомов других элементов и молекул непредельных углеводородов. Присутствие олефиновых и дио-лефиновых углеводородов в автомобильных топлпвах нежелательно.

Соединения, содержащие кислород, серу и азот. Наличие этих соединений в автомобильных топливах и маслах ухудшает качество последних, повтому их содержание в нефти также нежелательно.

Кислород с углеводородами нефти образует смолисто-асфальте-новые вещества (до 90% всего кислорода) и органические (нафтеновые) кислоты1. Его содержание в нефти составляет 0,1 —1,3%.

Органические кислоты вызывают коррозию деталей прежде всего из цветных металлов (исключая алюминий), а смолисто-асфальтеновые вещества способствуют образованию отло -келий на поверхности деталей, стенках каналов и трубопроводов, а также ухудшают другие эксплуатационные качества нефтепродуктов.

Смолисто-аефальтеповые вещества подразделяются на нейтральные и кислые нефтяные смолы, асфальтены, карбены и карбоиды. Они придают нефти и нефтепродуктам темный цвет.

Нейтральные смолы — тягучие полужидкие вещества, представляющие основную массу нефтяных смол, хороню растворимы в легком бензине, маслах, а кислые нефтяные смолы, находящиеся в полутвердом состоянии, содержатся в небольших количествах, растворимы в спирте п ацетоне, но не растворимы в бензине и других легких фракциях нефти.

Асфальтены, карбены и карбоиды представляют собой твердые вещества. Асфальтены не растворимы в легких фракциях нефти и спирте, но набухают в тяжелых ее фракциях, в бензоле и других органических растворителях. В пефти содержится их значительно меньше, чем смол.

Карбенов и карбоидов в нефти очень мало. Они образуются при термической переработке нефти, в нефтепродуктах нерастворимы.

Смолисто-асфальтеиовыс вещества и прежде всего асфальтены, карбены и карбоиды понижают смазывающую способность, повышают нагарообразование и ухудшают другие эксплуатационные свойства масел.

Сера представляет собой главную примесь нефти, ухудшающую качество нефтепродуктов и прежде всего бензинов и дизельных топлив. Она вызывает коррозию деталей п понижает некоторые другие показатели качества тонлив.

Сера, присутствующая в нефти и нефтепродуктах, по коррозионному воздействию па металл подразделяется на активную и неактивную (неносредственно не вызывающую коррозию).

Подавляющее количество серы входит в состав смолистых веществ. Поэтому 70—90% всех сернистых соединений приходится на долю мазута и гудрона.

Наличие некоторых сернистых соединений в нефти и нефтепродуктах придает им специфически неприятный (сероводородный) запах.

Азот содержится в малых количествах (как правило, не более 0,3%) преимущественно в тяжелых фракциях нефти. На качество нефтепродуктов азот существенного влияния не оказывает, не считая повышенного смолообразования под действием некоторых азотистых соединений при хранении дизельного топлива.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные эксплуатационные материалы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Понятие о химическом составе и структуре углеводородов нефти"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства