Разработка формы автомобиля составляет значительный объем в общей работе по проектированию автомобильного кузова. В процессе этой работы составляются и изготовляются:
1. Композиционные эскизы и рисунки формы в уменьшенном масштабе.
2. Макеты автомобиля в уменьшенном масштабе.
3. Чертеж (а иногда и рисунок) формы автомобиля в натуральную величину.
4. Предварительный макет автомобиля в натуральную величину.
5. Окончательный макет.
6. Плазовый чертеж поверхности.
7. Главная модель.
8. Эскизы арматуры, щита приборов и т. д. Модели и макеты арматуры.
9. Окончательные рисунки, модели и композиционные чертежи.
Эскизы и рисунки формы в уменьшенном масштабе выполняются в нескольких вариантах и служат для предварительной увязки формы с намеченной компоновкой автомобиля, для изображения на бумаге основной идеи оформления, для выбора и утверждения той или иной формы к дальнейшей разработке. Чтобы рисунки давали правильное представление о будущем автомобиле, они должны быть нарисованы с точным соблюдением законов перспективы и тщательно отделаны.
Однако с помощью небольших рисунков нельзя найти все переходы формы и тем более нельзя определить характер поверхности кузова на том или ином участке. Переходы формы начинают обнаруживаться на макете автомобиля, построенном в уменьшенном масштабе. Следует предостеречь конструкторов от окончательного суждения о форме автомобиля по малому макету и тем более по чертежу в уменьшенном масштабе. Рис. 107 наглядно показывает различие между изображениями формы одного и того же автомобиля на чертеже и на рисунке. Чертеж, так же как и малая модель, дает искаженное представление о форме предмета. Сравнение малой модели и автомобиля показывает, в частности, что все кривые и наклонные поверхности модели, будучи увеличены до натуральной величины, производят впечатление более плавных и более наклонных, чем это было задумано художником. Действительно, поверхность крыла с радиусом кривизны (на модели в масштабе 1 : 5) 60—70 мм, которая не режет глаз своей округлостью, на автомобиле будет иметь огромный радиус кривизны 300—350 мм. Поэтому предварительным рисунком формы и малой моделью должен пользоваться только узкий круг специалистов, имеющих опыт сопоставления чертежей и моделей с действительными автомобилями, построенными по этим чертежам и моделям.
Рис. 1. Изображение автомобиля на чертеже и на рисунке:
а — чертеж (вид сбоку); б — вид в плаче, показана точка зрсн: я наблюдателя; в — рисунок.
В процессе проектирования формы для экономии средств и времени не следует изготовлять отделанных моделей автомобиля из дерева и металла. Такие модели могут быть сделаны по окончании проектирования, а для работы над формой наиболее удобны модели из пластилина в масштабе 1 : 5 натуральной величины.
После лепки пластилиновых моделей делается чертеж формы в натуральную величину на вертикальной доске с нанесенной на ней сеткой, соответствующей сетке на компоновке. Не следует смешивать этот чертеж с плазовым чертежом (см. ниже). Чертить удобнее всего на темной доске мелками с помощью длинных лекал и гибких реек. Такой большой чертеж дает достаточно полное представление о форме будущего автомобиля. Это представление может быть более отчетливым, если сделать еще крупный перспективный рисунок автомобиля, но такой рисунок, если он будет тщательно выполняться, является трудоемким и дорогостоящим.
Наиболее же точное представление о форме автомобиля может дать только макет его формы в натуральную величину.
Сначала такой макет выполняется из пластилина, а затем, после уточнения всех деталей поверхности, его изготовляют из дерева или гипса с металлической арматурой, стеклами, окраской нитролаком. Наиболее удобный материал для изготовления макета — гипс на деревянном каркасе.
Только такой макет должен служить образцом для окончательного принятия к производству формы автомобиля.
Для чего необходим такой сложный процесс разработки формы? Во-первых, для того, чтобы внешний вид автомобиля отвечал высоким требованиям советского потребителя. Во-вторых, для тщательного дальнейшего согласования размеров и конфигурации всех деталей и узлов кузова, так как организация серийного или массового выпуска кузовов требует больших материальных затрат на подготовку производства, изготовление дорогостоящих штампов, приспособлений, инструмента и т. д.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Порядок проектирования формы автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы