Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные кузова

Публикация:
   Выполнение рисунков автомобиля

Читать далее:




Выполнение рисунков автомобиля

Этот параграф имеет целью:
а) познакомить уже умеющих рисовать с некоторыми приемами, упрощающими работу по изображению автомобиля на рисунках, и б) научить конструкторов изображению предметов в перспективе при помощи чертежных приемов.

До начала трудоемких работ над моделями и макетами изображение автомобиля в перспективе очень важно для представления о его внешности и о замысле конструктора.

Сущность изображения перспективы заключается в следующем. Наблюдателю, который стоит, например, на железнодорожном полотне и смотрит вдаль, кажется, что рельсы и телеграфные провода на горизонте сходятся в одной точке. Если между горизонтом и глазом наблюдателя поставить вертикальную прозрачную плоскость, которая называется картинной пл ос костью, то лучи, направленные из глаза наблюдателя на телеграфные столбы А, Бит. д., пересекают картинную плоскость в точках а, б. При этом величина изображения ближнего столба А больше величины изображения столба Б, а последняя больше величины столба В, хотя высоты столбов в действительности одинаковы. Такое уменьшение предметов по мере их удаления от точки зрения и от картинной плоскости соответствует изображению, воспринимаемому сетчаткой человеческого глаза. Столб, расположенный очень далеко от наблюдателя, представляется точкой на горизонте О. Горизонтальная плоскость, проходящая через эту точку О и точку зрения, называется плоскостью горизонта, а линия ее пересечения с картинной плоскостью — горизонтом. Линия пересечения плоскости земли с картинной плоскостью называется линией основания, или линией земли.

Рис. 1. Схема перспективного изображения.

Параллельные горизонтальные линии сходятся в одной точке на горизонте.

Вертикальные линии остаются вертикальными и на картинной плоскости.

Горизонтальные линии, параллельные картинной плоскости (шпалы, поперечины столбов) и перпендикулярные оси зрения, остаются горизонтальными и на картинной плоскости.

Так как горизонт и точка зрения (т. е. глаз наблюдателя) лежат в одной горизонтальной плоскости, то при построении перспективы расстояние между линией земли и горизонтом на картинной плоскости принимается равным заданному расстоянию от земли до глаза наблюдателя. Если наблюдатель стоит на земле, горизонт находится приблизительно на высоте 1500—1700 мм. В отдельных случаях желательно точку зрения на предмет (автомобиль) условно располагать несколько выше (например наблюдение из окна, с балкона) или снизу (с поверхности земли). Тогда горизонт соответственно поднимается или опускается.

Во избежание искажений рисунка расстояние от наблюдателя до картинной плоскости должно быть по крайней мере вдвое больше, чем наибольший размер наблюдаемого предмета.

Все построения и само изображение должны выдерживаться в одном масштабе. Например, для случая, аналогичного показанному на рис. 108, но с одним из столбов, лежащим в картинной плоскости, при высоте столба 4 м наблюдатель должен находиться на расстоянии не менее чем 8—9 м от картинной плоскости. В масштабе 1 : 10 ближайший столб будет иметь на изображении высоту 400 мм, горизонт будет находиться на высоте 150—170 мм от линии земли, а расстояние между картинной плоскостью и точкой зрения при построении должно быть взято равным 800—900 мм.

Если наблюдаемый предмет (например автобус) ни одной из своих основных осей пли вертикальных плоскостей не является параллельным картинной плоскости, перспективный чертеж будет угловым.

Если наблюдаемый предмет одной из своих основных осей пли вертикальных плоскостей параллелен картинной плоскости, перспективный чертеж будет параллельным.

Параллельная перспектива применима к автомобилю лишь в том случае, когда наиболее важная часть автомобиля расположена в центральной части изображения (например вид на автомобиль спереди). В других случаях перспектива получается несколько искаженной, во избежание чего следует картинную плоскость повернуть под некоторым углом к предмету.

Для того чтобы построить перспективу, нужно представить в ортогональных проекциях изображаемый предмет (достаточно в двух проекциях), положение наблюдателя (точку зрения) и картинную плоскость.

Рассмотрим план этого построения (рис. 109). Пусть предмет (автобус) расположен под углом 45° к картинной плоскости. Точка зрения Т находится на расстоянии 10 м от автобуса. После соединения отдельных характерных точек предмета лучами с точкой зрения на пересечении лучей с картинной плоскостью получаются точки, определяющие горизонтальные измерения будущего изображения. Так, боковина автобуса между гранями АВ и CD на изображении будет по длине равна отрезку ab — cd, а передок между гранями АВ и EF будет равен по длине отрезку ab — ef.

Далее приступают к построению изображения на отдельном листе. Наносятся линии земли и горизонта (Ik). Если наблюдатель стоит на земле, то горизонт наносится на расстоянии 15Q0—1700 мм (с соблюдением принятого в построении масштаба) от линии земли. В приводимом примере должны быть две точки схода для двух основных направлений в рассматриваемом предмете— точка схода для линий боковины ABCD и точка схода для линий передней стенки ABEF. В плане из точки зрения проводятся линии ТК и TL, параллельные боковине и передней стенке, до пересечения их с картинной плоскостью и откладываются расстояния АВ — К. и АВ — L от оси зрения на горизонте. Полученные точки k и I являются точками схода линий боковины и передней стенки автобуса. Ближайший к наблюдателю угол автобуса совпадает с осью зрения. Это позволяет отложить на оси зрения от линии земли высоту автобуса (Qi&i). При соединении точки Qi с точками схода k и I и при переносе на линии Qik и отрезков ab — cd и ab — ef получается изображение проекции автобуса на поверхность дороги. Из точек Ci и ei проводятся вертикальные линии до пересечения с линиями b\k и Ь\1, которые определяют удаленные от наблюдателя грани автобуса.

Рис. 2. Схема построения автобуса в перспективе.

Для нанесения профиля крыши GH на линию земли сносится точка G, и на вертикальной линии от G наносится точка g на нижней линии крыши. Дальнейшее построение ясно из чертежа.

Таким образом порядок построения перспективного изображения сводится к следующему:
1) предмет изображается в виде сверху под определенным углом к картинной плоскости;
2) намечается точка зрения; она соединяется лучами с точками, определяющими форму предмета;
3) находятся точки схода путем нанесения из точки зрения линий, параллельных основным осям предмета;
4) наносятся на изображении линии земли и горизонта;
5) отмечаются на горизонте точки схода;
6) строится изображение, начиная снизу, путем сноса пересечений лучей с картинной плоскостью на линии, проведенные от отдельных точек вертикального масштаба к точкам схода.

Для удобства построения и для экономии бумаги изображение и вспомогательные чертежи располагаются так, что изображение находится на сравнительно большом свободном пространстве между картинной плоскостью и точкой зрения, нанесенными на чертеже.

Булавки или тонкие гвозди, вбитые в чертежную доску в точках схода и в точке зрения, значительно облегчают работу. В остальном для построения не требуется никаких специальных приборов, кроме длинной хорошо выверенной линейки или рейсшины. Если не г рейсшины, можно пользоваться для засечек ниткой, привязанной к булавке и натягиваемой в необходимых местах. Сделав заметку по натянутой нитке, можно провести на нужном участке линию короткой линейкой.

Изображение автомобиля описанным способом в связи с кривизной его контуров и поверхностей — очень кропотливая работа. Поэтому кузовостроители нередко пользуются упрощенным способом построения перспективы, чему способствует сетка, нанесенная на чертеже общего вида автомобиля. Перспектива строится не для автомобиля, а для описанного вокруг автомобиля параллелепипеда, на гранях которого нанесена сетка. Затем на грани изображенного в перспективе параллелепипеда по клеточкам наносятся изображения бокового вида, вида спереди или плана автомобиля, которые получаются при этом несколько искаженными. После этого из точек на отдельных проекциях проводят линии в соответствующие точки схода. На пересечении этих линий лежат точки поверхности автомобиля, изображенного в перспективе. Пространственное изображение является как бы третьей проекцией предмета, построенной на основании двух других (виды сбоку и спереди или вид сбоку и план). Построение производится вчерне на пергамине, а затем изображение передавливается на рисовальную бумагу.

Рис. 3. Построение параллелепипеда с нанесенной на нем сеткой в перспективе.

Для построения параллельной перспективы нужно начертить проекцию сетки в плане и в виде спереди и сзади, причем продольные линии сетки в плане должны быть направлены параллельно горизонту. Дальнейшее построение не отличается от вышеописанного.

Построение перспективного изображения автомобиля можно упростить, заготовив чертежи параллелепипеда с сеткой, расположенного под различными углами к картинной плоскости. В табл. 20 даны размеры для построения в масштабе 1 : 10 клеток параллелепипеда длиной до 6 м (наибольшие размеры легкового автомобиля). На рис. 4 приведен ряд примеров различных положений автомобиля, получающихся на рис
унке при пользовании этой таблицей.

Описанными методами можно построить перспективное изображение автомобиля с большой точностью. Однако не умеющий рисовать потребует на такое построение много времени, так как он должен будет строить в перспективе все линии рисунка. Но такие рисунки нужны тогда, когда законченного чертежа формы еще нет и конструктор, пользуясь чертежными (а це художественными) приемами, производит лишь наметки размещения основных объемов автомобиля, их границ, расположения колес, фар, дверей и т. д. Рисунок автомобиля является результатом дальнейшей художественной работы. Перспективное изображение помогает нарисовать автомобиль более точно, чем это было бы сделано на-глаз.

Автомобиль имеет блестящую поверхность и обычно отчетливо отражает окружающие предметы, их цвет, освещенность или затемнение. Поэтому очень удобно рисовать автомобиль на темной бумаге и не покрывать краской поверхность автомобиля, (считая, что поверхность отражает окружающий ее цвет фона), а накладывать краску только на освещенные места, блики (белая гуашевая краска), неблестящие части (шины, внутренняя обивка).

Для изображения автомобиля удобно применять распылитель (аэрограф), цветные карандаши или пастель. В некоторых случаях рекомендуется рисунок выполнять на белой бумаге, раскрашивать не слишком ярко акварелью (без подробностей) и протирать графитным порошком с помощью ватки; в наиболее затененных местах наносится более плотный слой графита. Затем освещенные места расчищаются резинкой, а блики—острым ножом; окончательная отделка рисунка производится гуашью, причем основные поверхности кузова остаются нетронутыми краской.

Много затруднений для изображения доставляют колеса автомобиля. Незначительная неточность в изображении колеса может исказить внешний вид автомобиля и сделать всю работу художника неудовлетворительной.

Рис. 4. Различные положения автомобиля в перспективном изображении.

Каждое положение, параллелепипеда может быть использовано для четырех изображений автомобиля: двух видов под углом спереди и двух — сзади, из которых один с высоким и один с низким уровнем горизонта (изображения показаны условно в опрокинутом виде).

Рис. 5. Pисунок автомобиля на темном фоне.

Рис. 6. Эллиптические лекала.

Таблица 1
Приближенные размеры перспективной сетки

Рис. 7. Сечение колеса и его изображение с помощью эллиптических лекал.

Рис. 8. Различное взаимное расположение одних и тех же эллипсов.

Каждая линия колеса должна быть не овалом, как это нередко делается художниками, а эллипсом. Для облегчения рисования эллипсов служит набор особых лекал с прорезанными в них эллиптическими отверстиями различного размера и с различными соотношениями ширины и длины, соответствующими изображению колеса при поворотах с углами 15, 20, 30, 40, 45, 60 и 70’. По краям отверстий должны быть помещены оси эллипса для точного взаимного расположения кривых при вычерчивании. При накладывании каждого эллипса на изображение нужно следить за параллельностью осей начерченным ранее осям и за сдвигом эллипсов в соответствии с рельефом колеса. Некоторое искажение сдвига на рисунке может быть полезно для создания впечатления правильного положения колеса по отношению к корпусу автомобиля, даже если имеющиеся лекала не вполне соответствуют этому. Нужно учитывать, что положение переднего и заднего колес изображается относительно оси зрения под разными углами, причем плоскость заднего колеса должна быть всегда параллельной вертикальной плоскости симметрии автомобиля, а переднее колесо может быть повернуто.

Рис. 9. Изображение задних и передних колес с помощью эллиптических лекал:
а — изображение передних и задних колее теми же эллипсами: 6 — изображение с поворотом переднего колеса.

Изображая автомобиль в профиль, можно для подчеркивания выпуклости колеса и для усиления перспективы вычерчивание их производить с помощью циркуля при некотором смещении центров окружностей. Этот прием применим и в том случае, когда рисунок автомобиля построен не в перспективе, а по чертежу. Достаточно немного сместить центры отдельных окружностей колеса и показать видимые из-за колес и стоек ближайшей стороны (например левой) правые колеса и стойки, чтобы изображение на рисунке приобрело объемный вид.

Рис. 10. Смешение центров окружностей при вычерчивании колеса на боковом виде азтомобпля <см. также рис. 10, 12, 17, 21 и 22).

При окончательном оформлении проекта рисунки тщательно отделываются, окантовываются и помещаются под стекло. Эскизы приборов и арматуры делаются примерно в натуральную величину. Изготовляется рисунок внутреннего вида автомобиля иногда с двух-трех точек зрения — вид в Зи сзади на сиденья и щит приборов, вид заднего отделения и вид через открытые двери.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные кузова

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Выполнение рисунков автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства