После того как разработаны форма и компоновка кузова (и автомобиля в целом), приступают к составлению рабочих чертежей опытного образца, а затем и серийного кузова. Процесс рабочего проектирования делится на ряд этапов:
1) разработка плазового чертежа поверхности кузова и выбор типа узлов кузова и деталей его внутреннего устройства;
2) предварительная разработка конструкции кузова; разработка конструкции кузова на плазовом чертеже; выпуск шаблонов и эскизов для изготовления болванок и выпуск чертежей сидений и другого оборудования;
3) выпуск рабочих чертежей корпуса кузова для опытного образца;
4) постройка опытного образца;
5) уточнение плазового чертежа по опытному образцу, уточнение рабочих чертежей по опытному образцу и по уточненному плазовому чертежу, выпуск чертежей болванок для штампов (главных моделей);
6) изготовление болванок для штампов (главных моделей) и выпуск комплекта рабочих чертежей.
Для разработки чертежей узлов и деталей кузова необходимо прежде всего создать чертеж его поверхности в соответствии с утвержденным макетом, а также выбрать основные сечения узлов кузова. Особенности этих этапов проектирования были разобраны в гл. IV и V. После этого разработанные чертежи конструкции узлов наносятся на плаз, где уже имеются линии сечений поверхности.
На предварительном плазовом чертеже отдельные детали конструкции кузова наносятся не полностью, а лишь с теми подробностями, какие необходимы. На окончательном же плазовом чертеже каждая деталь корпуса кузова наносится полностью во всех проекциях. В некоторых случаях на свободных участках плаза (оконные и дверные проемы и т. п.) вблизи от рабочего положения детали даются дополнительные проекции, виды по стрелке, сечения детали. Каждая деталь отдельно изображается на плазе так, что все контурные линии детали чертятся сплошной линией, а все невидимые линии детали — пунктиром. Для всех деталей, изготовляемых штамповкой, на плазе наносятся очертания их внутренних поверхностей для обеспечения точного изготовления пуансона штампа. Наружная поверхность пуансона должна соответствовать внутренней поверхности детали.
На плазе изображают также контуры двигателя, трансмиссии, руля, колес, подвески, точки их крепления к кузову (если кузов несущий), точки крепления кузова к раме.
Выкопировка контуров деталей с предварительного плаза производится без простановки размеров, определяющих их поверхность. Детали подгоняются к соответствующим болванкам. Размеры даются только габаритные, а также на отбортовки, вырезы, отверстия. Такие выкопировки являются не чертежом, а эскизом детали, вычерченным в масштабе. Чертеж с указанием размеров выпускается после постройки опытного образца и разработки окончательного плазового чертежа. Работу по выпуску рабочих чертежей целесообразно разделять следующим образом: конструктор делает точный чертеж-выкопировку и проставляет выносные и размерные линии, а размеры проставляет квалифицированный контролер, который одновременно проверяет правильность и чертежа, и плаза. Такой метод дает экономию времени в работе конструкторского бюро и обеспечивает точность чертежей.
Описанные приемы и последовательность разработки чертежей кузова не относятся к чертежам сидений, арматуры и других деталей внутреннего устройства кузова, которые не связаны с его поверхностью. Выпуск рабочих чертежей на эти узлы и детали может быть начат, как только будут определены места их крепления в кузове.
Одновременно с нанесением конструкции на плаз составляется оглавление спецификации кузова, и работа над отдельными узлами распределяется между сотрудниками.
Министерством автомобильной и тракторной промышленности Союза ССР разработаны подробная инструкция по составлению спецификаций автомобиля и единая система нумерации деталей, узлов, агрегатов и моделей автомобилей. Автомобиль состоит из ряда типовых узлов и агрегатов, а узлы и агрегаты — из типовых сборок (групп) и подсборок (подгрупп), сборки и подсборки — из ряда деталей. Каждому узлу, агрегату, группе, подгруппе и детали присвоен типовой номер независимо от их конструктивного выполнения. Кроме того, оставлены незаполненными номера, которые могут появиться дополнительно. Спецификация каждой подгруппы имеет собственную нумерацию листов, что позволяет, не нарушая общего порядка в спецификации автомобиля, включать в нее новые подгруппы.
Номер каждой детали, сборочного чертежа, узла, агрегата состоит из номера автомобиля (два-три знака) и семизначного числа, отделенного от номера автомобиля черточкой и включающего номер группы (два знака), номер подгруппы (два знака) и номер детали или сборки (три знака), например 20-53 03 016 — дверца вещевого яшика в сборе; здесь 20 определяет модель автомобиля — ГАЗ М-20; цифра 53 — группу «Передняя часть» (передок); 03 — подгруппу «Вещевой ящик» и 016 — номер сборки.
Между обозначениями номеров группы, подгруппы и сборки (детали) черточки не ставятся, но при чтении номера следует говорить: «двадцать — пятьдесят три — ноль три — ноль шестнадцать».
На чертежах и в спецификации названия узлов и деталей указываются в единственном числе независимо от количества деталей или узлов, применяемых в данном кузове («Сиденье пассажира», а не «Сиденья пассажира»). В начале названия ставится имя существительное («Стекло боковое», а не «Боковое стекло»). Сокращения слов в названиях не допускаются, кроме слов «правый» и «левый» (можно «прав.» и «лев.»). Левым деталям присваиваются нечетные номера, правым — четные, причем левые записываются после правых.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Порядок рабочего проектирования кузова автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы