Состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из Требований нормативно-технической документации является неисправным состоянием (неисправностью). Основная часть неисправностей возникает при эксплуатации автомобиля вследствие процессов трения деталей, старения материала деталей коррозии, кавитации, уеталости, деформации деталей и т. д. Эти и другие вредные процессы влекут за собой изнашивание и повреждение деталей. Изнашивание детали — это процесс постепенного изменения ее размеров при трении вследствие отделения с поверхности трения материала или ее остаточной деформации Результатом изнашивания является износ детали, определяемый измерением размеров с помощью инструментов и приборов, взве шиванием, внешним осмотром и т. д. С износом связано изменение размеров и формы детали, нарушение взаимного положения деталей в сборочной единице, изменение шероховатости поверхности детали, ее механических свойств, структуры, износостойкости, образование на трущихся поверхностях царапин, трещин, зади-ров и т. п.
Трение при взаимном перемещении деталей подразделяется, на трение скольжения (например, в паре поршневое кольцо — гильза цилиндра) и трение качения (например, в паре кольцо и шарик подшипника).
Абразивное изнашивание — процесс механического изнаши вания материала в результате в основном режущего или цара пающего действия на него твердых частиц, находящихся.в свободном или закрепленном состоянии. Абразивному изнашиванию подвергаются диски сцеплений, накладки тормозных колодок, тормозные барабаны и т. д.
Гидроабразивное (газоабразивное) изнашивание — это абразивное изнашивание в результате действия твердых частиц, взвешенных в жидкости (газе.) и перемещающихся относительно изнашивающегося тела. Гидроабразивному и абразивному изнашиванию подвергаются внутренние поверхности крыльев, брызговиков.
Газоабразивное изнашивание наблюдается на наружных поверхностях машин: повреждение лакокрасочного покрытия и стекол в виде царапин от воздействия абразивных частиц, движущихся с высокой скоростью относительно машины.
Гидроэрозионное (газоэрозионное) изнашивание — механическое изнашивание в результате воздействия потока жидкости (газа). Гидроэрозионному изнашиванию подвержены детали топливных, масляных, водяных насосов, гидроприводов тормозов, гидроусилителей. В этом случае поток жидкости, обладающий высокой скоростью и давлением, разрушает поверхностную окисную пленку деталей, вызывает эрозионное разрушение материала.
Газоэрозионному изнашиванию подвергаются днища поршней, поверхности камер сгорания, гильз цилиндров, рабочие фаски клапанов, внутренние поверхности деталей системы выпуска отработавших газов.
Кавитационное изнашивание — гидроэрозионное изнашивание при движении твердого тела относительно жидкости, при котором пузырьки газа захлопываются вблизи поверхности, что создает местное повышение давления или температуры. Кавитационное изнашивание характерно для внутренних поверхностей корпусов водяных насосов, водяных полостей блоков цилиндров и головок цилиндров.
Усталостное изнашивание — механическое изнашивание в результате усталостного разрушения при повторном деформирований микрообъемов материала поверхностного слоя. Наиболее часто усталостное изнашивание проявляется на деталях подшипников качения и зубьях шестерен. Усталостное изнашивание является следствием повторного воздействия на микровыступы трущихся поверхностей. Отделение частиц происходит также в результате наклепа поверхностного слоя, который становится хрупким и разрушается.
Следует различать контактную усталость поверхностных слоев, которая возникает при чистом качении и проявляется в развитии местных очагов разрушения (пнттинг), и усталостное изнашивание, когда при трении скольжения отделение микрообъемов поверхностей связано с усталостной природой разрушения.
Изнашивание при фрётинге — механическое изнашивание соприкасающихся тел при малых колебательных относительных перемещениях. Изнашиванию при фретинге подвергаются посадочные поверхности поворотных цаг!ф, шестерен.
Изнашивание при заедании — изнашивание в результате схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую и воздействия возникших неровностей на сопряженную поверхность.
Изнашиванию при заедании. подвержены поверхности пар скольжения, работающие при высоких скоростях и недостаточной смазке, например шейка коленчатого вала — вкладыш подшипника при повреждении системы смазки.
Окислительное изнашивание — коррозионно-механическое изнашивание, при котором основное влияние на изнашивание имеет химическая реакция материала с кислородом или окисляющей окружающей средой. Окислительное изнашивание возникает при образовании на поверхности трения защитных пленок в результате взаимодействия материала с кислородом или окисляющей окружающей средой и последующего разрушения этих пленок механическим воздействием с повторением процесса. Окислительному изнашиванию подвергаются цилиндры, шейки коленчатых валов и другие детали, работающие при тренйи скольжения.
Изнашивание при фретинг-коррозии — коррозионно-механическое изнашивание соприкасающихся тел при малых колебательных относительных перемещениях. На участках, поврежденных фре-тинг-коррозией, протекают процессы схватывания, абразивное разрушение, усталостно-коррозионные разрушения. Этот процесс наблюдается в местах контакта плотно сжатых деталей, если в результате вибраций между их поверхностями возникают микроскопические смещения сдвига.
Электроэрозионное изнашивание — эрозионное изнашивание поверхности в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока. Этот вид изнашивания характерен для клёммовых и штепсельных соединений деталей системы электрооборудования, например электропровод — клемма.
Кроме изнашивания, причинами повреждений деталей могут быть усталость и старение. Многие из деталей машин, поступающих в ремонт, имеют усталостные повреждения и разрушения, например трещины листов рессор, коленчатых валов.
Неметаллические материалы (резина, полимеры, лакокрасочные покрытия и др.) подвергаются старению, в, результате которого теряют свои эксплуатационные качества. Например, на резиновых уплотнителях появляются трещины, сальники теряют упругость, хлорвиниловая изоляция теряет диэлектрические свойства.
Измерение штангеизубомером или прошаблонами материала и линейным износом. Скорость изнашивания определяется отношением величины износа ко времени, в течение которого он возник. Интенсивность изнашивания определяется отношением величины износа к объему выполненной работы или к пройденному пути. Напрймер, интенсивность изнашивания гильз цилиндров равна 2—7 мкм, шеек коленчатого вала 0,5—2 мкм на 1000 км пробега автомобиля.
Износы и повреждения деталей приводят к отказам деталей, сборочных единиц и автомобиля в целом. Отказы могут быть внезапными или постепенными. Внезапные отказы могут проявляться в виде поломок деталей, трещин, деформации деталей. Примерами могут служить поломка коленчатого вала двигателя, трещина стенки водяной рубашки блока цилиндров, смятие элементов кабины и т. п. Постепенные отказы могут быть следствием постепенного накопления неисправностей вследствие износа, коррозии, усталости или старения. Например, постепенный износ деталей в сопряжении гильза цилиндра — поршневое кольцо сначала приводит к ухудшению технического состояния автомобиля, т. е. уменьшаются мощность двигателя, скорость движения автомобиля, увеличивается расход топлива и т. п. По мере изнашивания износ деталей достигает предельных значений, при которых работа двигателя становится невозможной или экономически нецелесообразной.
Технические условия на ремонт деталей разрабатываются на каждую марку автомобиля в виде самостоятельного нормативно-технического документа или как раздел Руководства по ремонту и содержат требования по дефектации деталей. Они представляют собой карты на деталь (сборочную единицу), в которых приведен эскиз детали, данные о ее материале и твердости поверхности. В карте перечислены возможные дефекты детали и по каждому из них приведены способы установления дефекта и средства контроля,, размеры по рабочему чертежу и допустимый без ремонта, а также заключение о дальнейшем использовании детали. В результате дефектации деталь может быть отнесена к одной из трех групп: годная, требующая ремонта, негодная.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Потеря работоспособности деталей и их дефектация"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы