Существовавшие ранее методы строительства дорог заключались в том, что вся длина строящейся дороги разбивалась на несколько участков и в пределах этих участков начиналось сооружение различных элементов дороги. В первую очередь сооружались земляное полотно и элементы водоотводной системы — боковые кюветы, водопропускные трубы и лотки, нагорные канавы и т. д. Затем по мере готовности земляного полотна в разных местах и в разные сроки начинались работы по укладке дорожных оснований и покрытий.
Одновременно велись также работы по строительству крупных искусственных сооружений — мостов через большие реки и путепроводов в местах пересечений с другими автомобильными и железными дорогами, а также строительство стационарных пунктов, служебных и жилых зданий для эксплуатационного персонала.
В заключение производились отделочные работы — установка столбов линий связи, дорожных знаков и указателей, отделка дерном откосов насыпей и выемок, посадка снегозащитных и декоративных лесонасаждений и т. п.
Такой метод строительства, несмотря на известную технологическую последовательность, обладает рядом недостатков, а именно: рассредоточение (распыление) строительных материалов и средств механизации по ряду строительных участков; трудность управления рассредоточенными участками строительства и контроля за ходом работ; отсутствие единых сроков выполнения работ на трассе, вследствие чего открытие дороги для сквозного движения затягивается иногда на длительный срок; не согласованность строительства искусственных сооружений с земляными работами, что задерживает сроки выполнения и тех и других; трудность создания культурно-бытовых условий для строителей и ряд других недостатков.
В послевоенные годы в СССР начал внедряться поточный метод дорожностроительных работ, при котором все операции выполняются в строгой последовательности, одна за другой, в виде непрерывного потока, что и было положено в основу названия этого нового метода строительства.
Поток обеспечивается несколькими специализированными отрядами, причем каждый отряд выполняет одну определенную операцию в известной последовательности.
Последний отряд потока оставляет за собой участок полностью готовой для движения дороги. Производительность отрядов подобрана так, что за одну смену заканчивается строительством участок определенной длины. В зависимости от местных грунтовых, топографических и климатических условий длина участка дороги, сооружаемая отрядом за одну смену, колеблется в пределах от 0,2 до 0,5 км.
При поточном методе все дорожностроительные работы разделяются на две основные категории: линейные и сосредоточенные.
Линейные работы состоят из непрерывно повторяющихся технологических операций, объем и трудность которых приблизительно равномерно распределены по протяжению дороги.
Последовательность строительных операций при поточном методе принимается следующая:
1) строительство малых искусственных сооружений — водопропускных труб и лотков, малых мостов, боковых съездов и т. п.;
2) сооружение земляного полотна и водоотводящих канав и кюветов;
3) устройство основания;
4) укладка и уплотнение покрытия;
5) отделочные работы — установка столбов дорожных знаков, отделка откосов, посадка лесонасаждений.
Сосредоточенные работы являются большими и неравномерными по объему и трудоемкости и размещены в отдельных местах вдоль трассы.
К этим работам относятся:
1) земляные: работы по сооружению местных высоких насыпей и глубоких выемок, например при подходах к крупным мостам;
2) строительство больших мостов и путепроводов;
3) строительство стационарных пунктов, бензозаправочных станций, служебных и жилых зданий для эксплуатационного персонала и т. п.
Как правило, все сосредоточенные работы должны заканчиваться до подхода специализированных отрядов, выполняющих линейные работы. Поэтому сосредоточенные работы планируются и выполняются раньше работ линейных.
Отряды, выполняющие линейные работы, обычно состоят из нескольких бригад или звеньев, работающих на определенных операциях строительного процесса, например: бригады бульдозеров и скреперов, сооружающих земляное полотно; звенья автогрейдеров, профилирующих насыпи, выемки и водоотводящие канавы; колонны автомашин, подвозящих на трассу щебень для дорожного основания; звенья грейдеров или других машин, распределяющих и планирующих основание и т. д.
Специализированные подразделения для линейных работ — бригады, звенья, колонны—комплектуются машинами, механизирующими данную строительную операцию. Количество машин должно соответствовать заданной сменной производительности специализированного подразделения. Кроме того, подразделениям придаются автотранспортные средства, обеспечивающие вспомогательные работы (например доставку к месту работ горючесмазочных материалов) и необходимые средства и материалы для полевого ремонта дорожностроительных машин.
Рис. 204. Календарный график работ:
1 — линейные земляные работы; 2 — постройка основания; 3 — устройство покрытия; 4— отделочные работы; 5 — сосредоточенные земляные работы; 6 — небольшие мосты и трубы; 7 — большие мосты; 8 — строительство производственных предприятий;
9 — гражданские линейные здания
Сосредоточенные строительные работы планируются соответственно их объему и применительно к местным условиям. Состав подразделений, выполняющих сосредоточенные работы, комплектуется в зависимости от объема и сроков работ, а также от характера и условий данного строительного объекта.
При поточном методе строительства работы выполняются по календарному графику (рис. 204). На графике, кроме плана трассы, указываются все виды и объекты строительных работ, а также определяются сроки начала и конца работ на каждом строительном объекте. Все сосредоточенные работы планируются так, чтобы они оканчивались раньше прохода специализированных отрядов, выполняющих и заканчивающих весь комплекс линейных дорожностроительных работ.
Последовательность работ при строительстве участка дороги показана на рис. 205.
Рис. 205. Технологическая схема дорожносгроительного потока
В равномерном темпе .строительства заключается основное достоинство поточного метода. Благодаря этому обеспечивается планомерная работа всех основных и вспомогательных звеньев — линейных специализированных подразделений, карьеров, битумных баз и смесительных заводов.
Качество работ повышается благодаря тому, что за подразделениями закреплены определенные специализированные технологические операции в отличие от существовавших методов строительства, при которых за подразделениями закреплялся район или участок работ.
Поточным методом строятся автомагистрали.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Поточный метод дорожного строительства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы