Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Работа на тракторе

Публикация:
   Правила безопасности при работе на тракторе в сложных условиях

Читать далее:




Правила безопасности при работе на тракторе в сложных условиях

Общие сведения. Большую опасность представляет собой работа трактора на полях и дорогах, расположенных на склонах. Крутизна склонов характеризуется уклонами. Ее выражают в процентах или градусах угла склона.

На склонах, как правило, должны работать специальные тракторы, предназначенные для этой цели, но также допускается работа и равнинных тракторов — универсально-пропашных на склонах с углами до 8…9° и гусеничных общего назначения — до 12°.

Специальные тракторы — низкоклиренсные МТЗ-82Н и Т-40АН,

акторы со стабилизацией остова МТЗ-82К и крутосклонный гусеничный трактор ДТ-75К могут работать на склонах до 20°

Руководитель работ от администрации хозяйства перед выездом тракториста-машиниста в горную местность должен проинструктировать его о мерах безопасности при работе на гористых участках Кроме того, ему должна быть выдана на руки технологическая карта производства работ или наряд, где указывают маршрут движения. а также особенности безопасного выполнения работ в данных условиях.

Запрещается работать на склонах при большой влажности почвы при которой трактор может сползти под уклон. Также недопустима эксплуатация на полях с критическими склонами в ночное время.

Для обеспечения возможности быстрого выхода из кабины при аварийных ситуациях необходимо следить за тем, чтобы замки дверей кабины были исправными. Работа на тракторе, у которого неисправны замки дверей, недопустима.

Колесные тракторы, работающие на склонах, должны быть снабжены (по числу ведущих колес) деревянными клиньями или тормозными башмаками для предотвращения скатывания или скольжения машины при остановках.

В тех случаях, когда трактористам приходится в течение длительного времени работать на одних и тех же полях, крайне желательно заранее определить уклоны полей и дорог, чтобы можно было предварительно наметить маршрут движения и соответствующим образом подготовить агрегат.

Уклоны могут быть определены различными способами.

Первый способ. Для определения уклона служит эклиметр, который состоит из пластины, шарнирно укрепленной на бруске. На одном конце пластины находится транспортир, против нулевой отметки которого закреплена нить с отвесом.

Чтобы определить уклон поля или дороги, установите эклиметр в точке А так, чтобы брусок расположился по вертикали АВ. В точке Б поставьте вешку, сделайте на ней отметку в точке Г на высоте, равной длине бруска эклиметра АВ. Ослабив гайку крепления пластины, направьте ее верхнее ребро на точку Г. Закрепите планку и отсчитайте на транспортире по нити отвеса искомый угол.

Второй способ позволяет с достаточной точностью определить уклон (подъем). Для этого нужно встать лицом к подъему, выбрать на нем какой-нибудь предмет (камень, пень или поставить, например, ведро), который бы находился на уровне глаз (по горизонтали), после чего отмерить шагами по прямой линии расстояние до него. Затем разделить условное число 150 на число шагов и получить ответ в градусах. Пусть, например, число шагов оказалось равным 21.

Рис. 105. Определение уклонов полей или дорог эклиметром (а) и шагами (б):
1 — транспортир; 2 — пластина; 3 — брусок; 4 — отвес; а — угол подъема.

Рис. 106. Движение трактора поперек склона:
а — левое колесо попало в канавку; б — правое колесо наезжает на камень.

Движение трактора поперек склона опасно тем, что при этом возникает боковая сила Fon» стремящаяся опрокинуть трактор (рис. 106, а).

Особую опасность представляет собой дополнительная сила, возникающая при резком толчке, который испытывает трактор, если во время движения хотя бы одно из его задних колес попадает в выемку с отвесной стенкой или колесо наезжает на крутой бугорок (рис. 106, б), камень или кочку.

Следует иметь в виду, что опрокидывание трактора в подобных условиях может произойти не только при движении поперек склона, но и на ровном участке.

Опрокидывающая сила F0п, а следовательно, и возможность опрокидывания возрастают с увеличением скорости движения трактора, глубины выемки (высоты выступа) и угла склона.

Например, трактор «Беларусь» с колеей ведущих колес 1400 мм может опрокинуться, если во время движения поперек склона в 25° его заднее колесо попадет в выемку с отвесной стенкой глубиной 10 см. В то же время на склоне 20° это может произойти при глубине выемки 15,см, на склоне 15° — при 20 см, 10° — при 25 см и на склоне 5° — при глубине 30 см.

Тракторист, работающий на склонах, должен об этом помнить и быть очень внимательным, следить за дорогой, с тем чтобы вовремя заметить препятствие и объехать его только на низшей передаче.

Для контроля за углом склона и своевременного предупреждения тракториста о неожиданной опасности на тракторах, предназначенных для работы в горных условиях и на склонах, устанавливают специальные устройства для сигнализации предельно допустимого крена трактора.

Указатель крена (с клономер), устанавливаемый на низкоклиренсном колесном тракторе МТЗ-80Н, размещают в кабине тракториста на специальном кронштейне (рис. 107, а). Он состоит из металлического плоского основания, сферического днища и крышки, изготовленной из органического стекла с прокладкой между ними. Все это закрывается металлическим корпусом. Полость, образованная сферическим днищем и крышкой, заполнена жидкостью, состоящей из семи объемных частей глицерина и трех частей этилового спирта. Внутренняя поверхность сферического днища размечена на круговые зоны, обозначающие градусы наклона указателя. Центральная зона сферы от 0 до 20° окрашена в белый цвет, остальная ее часть — в красный. На дно сферического днища положен стальной шарик.

Рис. 107. Указатели крена трактора:
a — MT3-80H; б — T-40AHM; в — MT3-82K; г — креномер; 1 — сферическое днище; 2 — шарик; 3 — кронштейн; 4 — красная лампа; 5 — зеленая лампа; 6 — предохранитель; 7 — выключатель; 8 — барабан; 9 — трос; 10 — контакт; 11 —корпус; 12 — шкала.

Указатель крена подобной конструкции устанавливают также на гусеничном крутосклонном тракторе ДТ-75К с небольшими изменениями.

Принцип действия указателя крена состоит в том, что когда трактор, двигаясь поперек склона, наклоняется, отклоняется и указатель крена. При этом шарик перекатывается по днищу и по его положению можно определить угол крена.

Указатель крена (склономер), устанавливаемые и на тракторе Т-40АНМ (низкоклиренсном), действует несколько иначе. В нем есть электронное устройство, которое можно включать выключателем (рис. 107, б). При достижении трактором предельного угла наклона шарик, выкатываясь из гнезда, замыкает контакты и на щитке загорается красная лампа (в начале работы при включении этого прибора горит зеленая лампа) и одновременно включается звуковой сигнал. Электронный креномер защищен плавким предохранителем, установленным на панели сигнализатора.

Когда при движении трактора загораются попеременно то зеленая, то красная лампы, следует соблюдать особую осторожность. При достижении наклона в 20° работу следует прекратить, а трактор немедленно вывести из опасного участка.

Склономер, устанавливаемый на тракторах МТЗ-82К, устроен следующим образом. В корпусе (рис. 107, в) размещен барабан 8 с прикрепленной к нему шкалой. На барабане намотан трос, соединенный с коромыслом механизма выравнивателя трактора. В приборе имеется контакт, который по достижении трактором предельно допускаемого угла склона (20°) замыкает цепь сигнализации, одновременно включая сигнальную лампу на дополнительном щитке приборов и звуковую сигнализацию.

В исходное положение барабан возвращается специальной пружиной.

Простейший креномер состоит из шкалы и стрелки (рис. 107, г) с противовесом, установленной на оси. При наклоне трактора стрелка, оставаясь в вертикальном положении, укажет угол наклона. Такой указатель крена можно изготовить и разместить в кабине любого трактора для ориентировки водителя.

Тракторист, работая на склонах или выполняя транспортные работы на высоких скоростях, должен помнить об угрозе опрокидывания и внимательно следить за показаниями указателя крена и дорогой. Выемки или бугры нужно объехать, а если это почему-либо невозможно, то снизить скорость движения и проехать опасное место на малой скорости.

Движение трактора вдоль склона. Особую опасность представляет собой работа с цистерной-заправщиком (рис. 108. а) и с опрыскивателем (рис. 108,6). В этих агрегатах по мере расходования жидкости изменяется положение центра тяжести: из положения он перемещается в положение. Возникающие при этом дополнительные силы Fa стремятся опрокинуть агрегат. Для предотвращения опрокидывания нужно устанавливать . на передней части трактора добавочные грузы и работать на малых скоростях.

При преодолении крутых и скользких подъемов (спусков) в составе колонны идущий сзади трактор не должен начинать движение до тех пор, пока идущий впереди трактор не преодолеет подъем (спуск). Подъем необходимо преодолевать без остановок и переключения передач.

Движение трактора на спуске вызывает накат, т. е. он движется не за счет крутящего момента, передаваемого от двигателя, а за счет силы, равной Gsin а, где а — угол уклона, a G— сила тяжести трактора. Она возникает при движении под уклон (рис. 108, в).

Рис. 108. Движение трактора вдоль склона:
а — вверх с цистерной-заправщиком; б—вверх с опрыскивателем; в — вниз с прицепами; 1 и 2 — положения центра тяжести; 3 — добавочные грузы; 4, 5 и 6 — прицепы; F„— опрокидывающая сила.

Об этом тракторист всегда должен помнить и перед спуском под уклон с несколькими прицепами расцеплять тракторный поезд, а прицепы перевозить по одному.

Во время движения гусеничного трактора по спуску сила Gsin а при выключении правой рулевой муфты поворачивает трактор влево, и наоборот. Если на склоне нужно повернуть вправо, то следует выключить левый рычаг, а если влево — правый.

Если на прицепе или полуприцепе нет тормоза, то при спуске следует применять тормозные башмаки.

В том случае, когда на подъеме или спуске заглохнет двигатель трактора, то во избежание самопроизвольного движения трактора под уклон нельзя сразу выключать сцепление. Вначале следует поставить трактор на горный тормоз, затем затормозить прицеп, подложить под колеса трактора и прицепа деревянные клинья или тормозные башмаки, которыми должны быть снабжены колесные тракторы, работающие на горных участках дороги, и только после этого можно поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение и приступить к пуску двигателя.

Движение тракторов через водные преграды при отсутствии мостов и паромных переправ.

В летнее время при переезде трактора через реку необходимо выбрать место брода. Брод должен иметь твердое дно без крупных камней (галька, плотный песок). Глубина воды не должна превышать допускаемую для данного трактора, например для тракторов Т-150К—1000 мм, ДТ-75М — 600, МТЗ-80 — 850, Т-40М, Т-40АМ — 700 и Т-40АНМ — 600 мм.

Преодолевать брод нужно на низшей передаче, без рывков и поворотов, не изменяя частоту вращения коленчатого вала двигателя.

На реках с быстрым течением брод следует выбирать под углом не менее 30° к направлению течения для уменьшения захлестывания трактора водой, а при переезде горных рек — для снижения вероятности заклинивания ходовой части (для гусеничного трактора).

Переезд тракторов через замерзшие водоемы при неправильной организации переправы представляет собой серьезную опасность. Поэтому переезжать следует только в специально отведенных и обозначенных вешками или другими предметами местах, на низшей передаче в один ряд, без встречного движения. При этом нельзя резко тормозить, дверцы кабины должны быть открыты и в кабине должен находиться только один тракторист.

При отсутствии организованной переправы следует предварительно выбрать место. Оно должно иметь удобные пологие спуски к воде (льду), а лед — хорошо сопряжен с берегом.

На самой переправе лед должен быть ровным, без полыней и трещин и иметь толщину, достаточную для проезда трактора.

Лед не должен зависать над водой, что можно определить по уровню воды в лунке (рис. 109). Нормальный уровень должен находиться в лунке на высоте 0,8…0,9а, где а — толщина льда.

Толщину льда следует проверить на всем пути движения трактора. Для этого нужно пробить лунки по обе стороны переправы в 10 м от оси пути на расстоянии 10 м одна от другой и замерить толщину, которая должна соответствовать нормам безопасности.

Например, для переправы по слабому, крис-тально-прозрачному льду с вертикальными трубочками небольших размеров трактора К-701 необходимо иметь толщину льда при температуре окружающего воздуха —5 °С, равную 50-1,18 = 50 см.

Движение в тумане. Туман опасен тем, что тракторист, управляющий трактором, теряет не только видимость, но и ориентировку. В этом случае необходимо снизить до минимума скорость движения, периодически подавать звуковые сигналы и включить приборы.освещения.

Нередко туман встречается в виде относительно небольших полос в низинах и сырых местах. Ни в коем случае нельзя эти полосы преодолевать на большой скорости. Перед любым, даже самым малым участком пути, закрытым туманом, необходимо снизить скорость, включить наружное освещение и усилить наблюдение за дорогой. Надо иметь в виду, что туман искажает восприятие расстояний. Далекий, еле видимый красный огонек может неожиданно оказаться большим грузовым автомобилем, стоящим в нескольких метрах на пути трактора.

Движение в дождь и гололед. Особую опасность представляет собой начало небольшого дождя, когда первые упавшие на поверхность асфальтового пути капли создают своеобразную пыле-грязевую смазку. Коэффициент сцепления колес трактора с дорогой в этом случае уменьшается в 2…3 раза против мокрого асфальта после хорошего дождя. Такое же сцепление имеют колеса трактора с дорогой и при гололедице. В этих случаях следует плавно снизить скорость движения. В гололедицу запрещена буксировка механических транспортных средств (в том числе тракторов) на гибкой сцепке. При движении трактора во время дождя грязь оседает на стеклах кабины и осветительных приборов. По мере их загрязнения видимость дороги постепенно ухудшается, что тракторист замечает не сразу и только тогда, когда увидит какое-либо препятствие ближе, чем ожидал.

Рис. 109. Измерение толщины льда.

Поэтому с наступлением темноты необходимо периодически останавливаться и протирать стекла.

Переезд через канавы, бугры и другие препятствия на тракторах с навешенными на них машинами выполняйте только под прямым или небольшим (без навешенных машин) углом и при малой скорости.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Работа на тракторе

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Правила безопасности при работе на тракторе в сложных условиях"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства