Общие сведения
Трактор по своим технико-экономическим показателям мало отличается от автомобиля. На тракторе, как и на автомобиле, ездят по дорогам общего пользования. Поэтому тракторист должен знать и неуклонно выполнять «Правила дорожного движения».
В первом разделе «Правил дорожного движения» четко определена терминология. В качестве примера приведем некоторые понятия.
Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
Преимущество — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника движения изменить направление движения или скорость.
Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо для разгрузки или погрузки транспортного средства.
Стоянка — прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин, если это не связано с посадкой или высадкой пассажиров либо с разгрузкой или загрузкой транспортного средства.
Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя.
Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Общие обязанности водителеи
Тракторист перед выездом обязан проверить исправность и комплектность своей машины, а также наличие топлива, масла и охлаждающей жидкости. Он должен иметь при себе удостоверение на право управления трактором, регистрационный документ на трактор, путевой лист4соответствующего образца и документ на перевозимый груз.
Путевой лист и регистрационный документ следует предъявлять по требованию инженеров-инспекторов Госсельтехнадзора, работников милиции, внештатных инспекторов, военных автоинспекторов, дружинников и работников железнодорожных переездов.
Эксплуатация тракторов без технического талона запрещена.
Трактористу, выезжающему на полевые, мелиоративные работы на территории своего колхоза или совхоза, надо иметь при себе оформленный рабочий наряд, в котором указан участок работы.
При перевозках любых грузов водителю выдается товарно-транспортная накладная или документ, заменяющий ее.
Тракторист не имеет права передавать управление трактором кому бы то ни было, даже лицам, имеющим право управления тракторами, если их фамилии не указаны в путевом листе или рабочем наряде.
При движении трактора в колонне в светлое время суток должен быть включен ближний свет фар. Если тракторист оказался участником дорожного происшествия, то он обязан немедленно остановить свой трактор (независимо от того, по чьей вине произошла авария и каковы ее результаты), включить аварийную световую сигнализацию, а при ее отсутствии выставить знак аварийной остановки и не трогать с места трактор и другие предметы, имеющие отношение к происшествию. Далее он обязан оказать помощь пострадавшим, сообщить о случившемся ближайшему работнику милиции и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов и только после их разрешения продолжать движение, а если это невозможно, то принять меры по доставке трактора на базу.
Совершенно недопустимо уехать с места происшествия, не оказав помощи пострадавшим и не выяснив причины в установленном порядке.
Дорога и дорожная разметка
Дорога — это любая используемая для движения дорога, улица, переулок и т. п. по всей ширине (включая тротуары, оборины и разделительные полосы). Она состоит из трех главных элементов: проезжей части, обочин и кюветов. Для постройки загородной дороги выделяется полоса, называемая полосой отвода.
Проезжая часть — часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых служат разделительные полосы. Трамвайный путь считается границей проезжей части, предназначенной для движения безрельсовых транспортных средств.
Полоса движения — любая продольная полоса троёзжей части, обозначенная или не обозначенная посредством разметки и имеющая ширину, достаточную для движения в-один ряд механических транспортных средств.
Автомобильная дорога — сложное и очень дорогое инженерное сооружение, поэтому все участники движения и в особенности трактористы, управляющие весьма тяжелыми машинами, идущими часто с самыми различными прицепами, должны проявлять большую осторожность, стараясь ни в коем случае не повредить дорожное покрытие, а также обочины и кюветы, расположенные по краям дороги.
Рис. 112. Горизонтальная разметка дороги:
а, б, в и г — варианты.
В целях улучшения организации дорожного движения на автомобильных дорогах применяют горизонтальную и вертикальную разметки — линии и надписи и иные обозначения, нанесенные на проезжей части дороги, бордюрах и других элементах дорог и дорожных сооружениях (мостах, тоннелях и т.д.).
Разметку выполняют красками, а также термопластичными массами белого цвета, кроме трех линий желтого цвета: 1.4; 1.10; 1.17.
Горизонтальную разметку выполняют различными линиями, обозначенными в стандарте цифрами от 1.1 до 1.23 (где 1 — горизонтальная разметка, а второе число после точки означает порядковый номер разметки в группе).
В числе применяемых разметочных линий рассмотрим следующие.
Узкая сплошная линия 1.1 (рис. 112, а) разделяет транспортные потоки противоположных направлений, обозначения границ полос движения в опасных местах на дорогах и др.
Эту линию пересекать запрещено, кроме случая, когда линия 1.1 обозначает край проезжей части дороги.
Узкая прерывистая линия 1.5 служит для разделения транспортных потоков, пересекать такую линию разрешается с любой стороны.
Узкая прерывистая линия 1.6 указывает на приближение к сплошной линии 1.1. Пересекать эту линию разрешается с обеих сторон.
Две параллельные узкие линии, из которых одна сплошная, другая прерывистая 1.11 (рис. 112,6), служат для разделения транспортных потоков противоположных направлений и обозначения полос движения в попутном направлении. Пересекать эти линии разрешено только со стороны прерывистой черты.
Двойная сплошная линия 1.3 (рис. 112, в) разделяет транспортные потоки противоположных направлений при четырех полосах или многополосном движении в обоих направлениях; пересекать разметку запрещено.
Узкая линия желтого цвета 1.4 показывает, что в этом месте запрещена остановка.
Поперечная сплошная линия 1.12 (рис. 112, г) указывает место остановки транспортных средств — стоп-линия перед перекрестком.
Указательные стрелки 1,18 показывают направление движения по полосам.
Вертикальная разметка обозначает поверхности дорожных сооружений: опор мостов, нижнего края пролетного строения мостов и путепроводов, круглых тумб, сигнальных столбиков, боковых поверхностей ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, боковых поверхностей ограждений дорог на других участках и т. д.
Вертикальную разметку наносят полосами черного и белого цвета. Многие обозначения разметки на участках дорог, не имеющих искусственного освещения, дополняются светоотражающими материалами и световозвращателями.
Встречаются случаи, когда значение линий разметок противоречит установленным в этом месте дорожным знакам. В этом случае тракторист должен руководствоваться указаниями дорожного знака.
Дорожные знаки
Дорожные знаки — наиболее распространенные и достаточно эффективные средства организации движения.
Все дорожные знаки разделены на семь групп: предупреждающие; приоритета; запрещающие; предписывающие; информа-ционно-указательные; сервиса; дополнительной информации (таблички). Всем знакам присвоен соответствующий номер. Он состоит из номера группы, порядкового номера знака в группе, порядкового номера разновидности (если есть), разделенных точками.
Каждая группа знаков отличается формой, цветом, размером и обозначением.
Для видимости знаков в темное время суток применяют внутреннее освещение, а также светоотражательные и люминесцентные Устройства.
Тракторист обязан знать значения всех дорожных знаков. Ниже дается краткое описание каждой группы знаков, наиболее важных для трактористов с точки зрения обеспечения безопасности движения.
Предупреждающие знаки предназначены для оповещения водителей об опасных местах на пути движения.
В эту группу включено 43 знака преимущественно треугольной формы с красной каймой и желтым или белым полем, на котором черным цветом изображен символ знака.
Предупреждающие знаки устанавливают перед опасными участками дороги, вне населенных пунктов за 150…300 м, а в населенных пунктах — за 50…100 м. Ряд знаков вне населенных пунктов, таких, как 1.1; 1.2; 1.9; 1.10; 1.21 и 1.23, повторяются. Второй знак размещают на расстоянии не менее 50 м от начала опасного участка.
В некоторых случаях знаки могут быть расположены и на иных расстояниях от опасного участка дороги, тогда это расстояние указывается на табличке, укрепленной под знаком.
Рассмотрим, каким должен быть порядок действий тракториста при встрече с некоторыми предупреждающими знаками, чтобы была обеспечена безопасность движения.
Рис. 113. Применение предупредительных знаков: а, б. в и г — варианты.
1.6. «Пересечение равнозначных дорог» (рис. 113, а). Этот знак предупреждает водителя о том, что впереди находится пересечение с равнозначной дорогой.
Подъезжая к такому перекрестку, тракторист должен снизить скорость движения, быть готовым к немедленной остановке своего трактора в том случае, если движение через перекресток по каким-либо причинам будет затруднено, пропустить транспорт, приближающийся справа (пункт 15.2 «Правил дорожного движения»), и только после этого проезжать перекресток в нужном направлении.
1.13. «К р у т о й спуск» (рис. 113, б) — знак сообщает водителю о том, что впереди имеется спуск с уклоном, значение которого указано на знаке в процентах, например 10%.
На крутом спуске гораздо труднее остановить трактор, чем на горизонтальном участке пути, так как действие силы тяжести трактора увеличивает его тормозной путь. На уклоне дороги, перед которым установлен знак 1.13, где встречный разъезд затруднен, водитель трактора, движущегося под уклон (на спуске), должен уступить дорогу транспортному средству, движущемуся на подъем.
На спуске тракторист обязан вести свой трактор на пониженной передаче с уменьшенной подачей топлива и возможно точнее по правой стороне проезжей части дороги.
1.14. «Крутой подъем» (рис. 113, б) — знак предупреждает тракториста о том, что он должен провести свой трактор на подъеме, как правило, без остановки, для чего в начале подъема ему следует выбрать одну из пониженных передач, которая бы и обеспечила выполнение такого движения. А в случае остановки тракторист должен удержать трактор в таком положении тормозами, без откатывания назад.
1.2. «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (рис. 113, в). Железнодорожные переезды особенно опасны тем, что на них возможны столкновения с поездами. Для более надежного предупреждения водителей транспортных средств вне населенных пунктов знак 1.2 дублируют, т.е. устанавливают Два знака. Кроме того, в дополнение к ним располагают знаки 1.4.3 и 1.4.1 под знаками 1.2 и посередине между ними знак 1.4.2.
1.18.1 «Сужение дороги». Этот знак предупреждает водителей транспорта о том, что впереди проезжая часть дороги сужена (съезд на мост, ремонт дороги и др.). На таком участке дороги тракторист должен быть особенно внимательным, снизить скорость движения и правильно проехать суженное место.
1.19. «Двустороннее движение» (рис. 113, г) —знак показывает участок дороги (проезжей части) со встречным движением, которому предшествовал участок дороги (проезжей части) с односторонним движением.
Тракторист должен при этом значительно снизить скорость и Держать свой трактор ближе к краю дороги, чтобы освободить путь встречному транспорту.
Знаки приоритета служат для установления очередности проезда перекрестков или узких участков дорог, где одновременное движение в обоих направлениях невозможно. В эту группу включено девять знаков, имеющих различную форму и окраску.
Рис. 114. Применение знаков приоритета: а, б, в и г — варианты.
Знаки приоритета размещают: 2.1 и 2.2 соответственно в начале и конце главной дороги. Знак 2.1 может повторяться перед перекрестками. Знаки 2.3.1 …2.3.3 устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии 150…300 м, а в населенных пунктах — 50…100 м от перекрестков. Знаки 2.4 и 2.5 — непосредственно перед перекрестком, а 2.6 и 2.7 — перед узким участком дороги.
Рассмотрим необходимые действия тракториста при встрече с некоторыми знаками приоритета.
2.1. «Главная дорога». Этот знак информирует водителя о том, что он въезжает на главную дорогу по отношению ко всем, ее пересекающим. Двигаясь от места установки знака по данному участку, водители имеют преимущественное право проезда на всех перекрестках по отношению к любому транспортному средству, выезжающему с боковой дороги.
Знак 2.1 может повторяться перед перекрестками, чтобы подтвердить преимущественное право проезда. В местах, где главная дорога меняет свое направление, знак 2.1 дополняют табличкой, например так, как это показано на рисунке 114, а.
Таким образом, в ситуации, показанной на этом рисунке, первым должен проехать трактор, а затем легковой автомобиль.
2.3.1. «Пересечение с второстепенной дорогой»—знак предупреждает водителя о том, что дорога, по которой он едет, является главной и на данном перекрестке он пользуется преимущественным правом движения. Однако, подъезжая к такому перекрестку (рис. 114, б), тракторист, хотя и имеет право первоочередного проезда, должен при этом соблюдать повышенную осторожность для того, чтобы при возникновении обстоятельств, затрудняющих проезд перекрестка, можно было немедленно остановить трактор. В данной ситуации первым проезжает трактор, а вторым — автобус.
2.4. «Уступите дорогу» — знак обязывает водителей транспортных средств, выезжающих на главную дорогу или пересекающих ее, вначале пропустить транспортные средства, движущиеся по главной дороге. Так, на рисунке 114, а и б легковой автомобиль и автобус могут выезжать на перекресток только после того, как проедут трактора.
2.5. «Д вижение без остановки запрещено» — знак обязывает водителей остановиться в том месте, где он установлен (даже в том случае, если ничто не мешает движению), пропустить транспортные средства, мешающие дальнейшему движению, и только после этого продолжать движение.
Таким образом, в ситуации, показанной на рисунке 114, в, первым проезжает автомобиль, трактор стоит и только после проезда автомобиля начинает свое движение.
2.6. «Преимущество встречного движения». Подъезжая к такому знаку, водитель обязан пропустить встречный транспорт и только после этого начинать свое движение. Так, водитель легкового автомобиля (рис. 114, г) обязан пропустить трактор, а потом уже ехать дальше.
2.7. «Преимущество перед встречным движение м». Этот знак дает преимущество транспорту, проезжающему узкое место дороги, перед встречными машинами. Зная это, тракторист (рис. 114, г) первым проезжает узкое место.
Запрещающие знаки запрещают водителю определенные действия. Все они имеют форму круга, окаймленного красной полосой, кроме знаков 3.21, 3.23, 3.25 и 3.31. Фон знаков желтый или белый, а у знаков 3.27, 3.28, 3.29 и 3.30 — синий. В группе 33 знака.
Запрещающие знаки устанавливают непосредственно перед участками дорог, на которых вводится или отменяется ограничение.
Действие знаков 3.18.1 и 3.18.2 распространяется на пересечение проезжих частей, перед которыми они размещены, а знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26…3.30 —от места установки знака до ближайшего перекрестка со знаком, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестков — до конца населенного пункта.
Действие знаков 3.10, 3.27…3.30 распространяется только на ту сторону дороги, на которой они находятся.
Рассмотрим некоторые примеры действия запрещающих знаков, приведенные на рисунке 115.
3.1. «Въезд запрещен» — знак запрещает въезд на учас-ток дороги всех транспортных средств, в том числе и трактора, изображенного на рисунке 115, а. К объекту, расположенному за знаком, можно подъехать из боковых проездов или с противоположной стороны.
Рис. 116. Примеры действия предписывающих знаков:
а, б, в и г — варианты.
4.3. «Круговое движение» (рис. 116, г). Разрешено движение только в указанном стрелками направлении.
Информационно-указательные знаки вводят определенный режим движения, сообщают об особенностях дорожной обстановки и расположения различных объектов на пути следования.
В эту группу входят 64 знака прямоугольной формы. Их устанавливают на автомагистралях (имеют зеленый фон), на любой другой дороге вне населенных пунктов — синий и на улицах населенных пунктов — белый.
Знаки сервиса информируют о расположении на трассе или в непосредственной близости от нее различных объектов.
В группе сервиса двенадцать знаков. Они сделаны в виде прямоугольников синего цвета, в средней части которых изображены черной краской символы, поясняющие их назначение. Исключение составляют знаки, указывающие на лечебные учреждения, которые обозначают красным крестом.
Знаки сервиса располагают непосредственно у обозначаемых ими объектов или заблаговременно с указанием в нижней части знака расстояния до объекта.
Знаки могут находиться и на поворотах к объектам. В этом случае направление указывается стрелкой внизу.
Знаки дополнительной информации (таблички) служат для уточнения или ограничения действия знаков других групп, т. е. они самостоятельно не применяются, а только в сочетании с другими знаками.
Рис. 117. Применение знаков дополнительной информации (таблички):
а, б, в и г — варианты.
Таблички располагают напосредственно под знаками. Исключение составляют таблички 7.2.2…7.2.4 (зона действия знака), когда их используют со знаком, запрещающим остановку или стоянку. В этом случае, если знак размещен над проезжей частью или повешен на консольной опоре, табличку нужно располагать сбоку так, чтобы сам знак находился ближе к середине проезжей части.
Все таблички имеют белое поле с черными или красными символами.
На рисунке 117 показаны примеры применения знаков дополнительной информации.
7.1.1. «Расстояние до объекта» (рис. 117, а). Знак указывает, что знак 1.6 установлен в 200 м от перекрестка дорог.
7.2.2. «Зона действия». Как показано на рисунке 117,6, стоянка разрешена на протяжении 10 М от места установки знака.
7.3.2. «Направление действия» (рис. 117, в). Табличка показывает, что действие знака 3.2 распространяется на левую улицу, примыкающую к дороге, на которой установлен знак.
7.5.5. «Время действия» (рис. 117, г). В данном случае видно, что знак 3.27 действует только по субботним, воскресным и праздничным дням с 8.00 до 17.30, а в остальное время его действие прекращается.
Cигналы регулирования дорожного движения
Дорожное движение регулируется сигналами светофора, жестами рук или положением корпуса регулировщика.
Сигналы светофора. Основной тип светофора, применяемый для регулирования очередности движения на перекрестках, — трех-секционный, имеющий вверху красный, в середине желтый и внизу зеленый сигналы.
Зеленый круглый сигнал разрешает движение.
Зеленый сигнал в виде стрелки (стрелок) на черном фоне разрешает движение в указанных направлениях. Такое же значение этот сигнал имеет и в дополнительных секциях.
Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов.
Желтый мигающий сигнал или два желтых попеременно мигающих разрешают движение и информируют о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода.
Красный сигнал, в том числе мигающий, или два попеременно мигающих красных сигнала запрещают движение.
Красный и желтый сигналы, включенные одновременно, запрещают движение и информируют о предстоящем включении зеленого сигнала.
Если сигналы светофора выполнены в виде силуэта человека, то их действие распространяется только на пешеходов.
Сигналы регулировщика. Регулировщик регулирует дорожное движение жестами рук и положением своего корпуса, которые могут быть следующими.
Регулировщик поднял руку вверх (рис. 118, б) -— движение транспортных средств и пешеходов во всех направлениях запрещено. Водители, которые не смогли остановить свои транспортные средства, могут продолжать дальнейшее движение через перекресток.
Регулировщик, стоящий на перекрестке, вытянул правую руку вперед (рис. 118, в). Движение со стороны спины и правого бока всех транспортных средств запрещено.
Со стороны груди разрешается поворот направо, со стороны левого бока разрешается движение во всех направлениях.
Регулировщик, стоящей на дороге, вытянул правую руку вперед (рис. 118, г) — трактористу и шоферу грузового автомобиля, находящимся со стороны вытянутой руки, движение запрещено. Водители трактора и легкового автомобиля, движущиеся им навстречу, могут продолжать движение без остановки.
Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке улицы, то водители обязаны руководствоваться сигналами регулировщика.
Порядок движения тракторов по автомобильным дорогам
Колесные сельскохозяйственные тракторы на многорядных дорогах должны двигаться в крайнем правом ряду. Движение гусеничных тракторов по дорогам с твердым покрытием запрещено.
Предупреждающие сигналы. Перед началом движения, остановкой, перестроением в рядах движения или перед разворотом трактора тракторист обязан заблаговременно до начала выполнения маневра подать сигнал для того, чтобы остальные участники движения, находящиеся в непосредственной близости, могли принять соответствующие меры.
Сигналы могут подаваться световыми указаниями, а если их нет или они неисправны, то рукой.
Перед торможением (рис. 119, а) — поднять руку или при начале торможения автоматически включить сигнал торможения.
Перед поворотом налево (рис. 119, б) — вытянуть в сторону правую руку, согнутую в локте вверх, или включить мигающий сигнал левого поворота.
Перед поворотом направо (рис. 119, в) — вытянуть правую руку вправо или включить мигающий сигнал правого поворота.
Дополнительным предупредительным сигналом при обгоне или предупреждении рассеянного пешехода могут служить звуковые сигналы. Нужно помнить, что подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена.
Повороты и развороты. Перед поворотом направо нужно заблаговременно занять крайний правый, а налево — крайний левый ряд на проезжей части дороги.
Поворачивая налево (или разворачиваясь), тракторист должен пропустить весь встречный транспорт и попутный трамвай и только после того, как дорога будет свободна, совершать поворот.
Следует иметь в виду, что развороты запрещены на обозначенных переходах, железнодорожных переездах, мостах, тоннелях и на участках дорог вне населенных пунктов с ограниченной обзорностью (меньше 100 м в каждом направлении), ближе 15 м от перекрестков и на нерегулируемых перекрестках, если на пересекаемой дороге организовано одностороннее движение.
Остановка и стоянка запрещены: на левой стороне дороги, кроме дорог в населенных пунктах с односторонним движением, при наличии с левой стороны тротуара и дорог с одной полосой движения в каждом направлении, не имеющих трамвайных путей посередине дороги; на железнодорожных переездах, в туннелях и под эстакадами, мостами или путепроводами; в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на перекрестках и ближе 5 м от края пересекаемых проезжих частей, за исключением стороны напротив бокового проезда на трехсторонних перекрестках, имеющих сплошную линию разметки в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора или дорожные знаки.
Стоянка запрещена там, где запрещена остановка, а также ближе 100 м от железнодорожных переездов, вне населенных пунктов в местах с обзорностью менее 100 м в каждом направлении, в местах, где остановленный трактор создает препятствие для движения других транспортных средств или пешеходов.
При вынужденной остановке в местах, где запрещены остановка и стоянка, или в тех условиях, когда остановившееся транспортное средство не может быть замечено другими водителями своевременно, тракторист обязан выставить на расстоянии 25…30 м позади трактора знак аварийной остановки (рис. 120).
Рис. 119. Сигналы водителя:
а — стоп-торможение; б — поворот налево; в — поворот направо.
Рис. 120. Вынужденная остановка трактора.
Рис. 121. Особые случаи движения: а — встречное движение на уклоне дороги; 6 встречное движение при объезде препятствия.
Особые условия движения. Рассмотрим некоторые случаи.
На горных дорогах, где встречный разъезд затруднен, водитель грузового автомобиля (рис. 121, а), движущегося под уклон, должен уступить дорогу трактору, движущемуся на подъем. Так должны поступать все участники дорожного движения в подобных случаях.
При объезде препятствия транспорт, движущийся по свободной стороне, имеет право двигаться первым. Так, тракторист (рис. 121, б) должен пропустить автобус, движущийся по свободной стороне, и только после этого проехать.
Движение тракторов с прицепами и соединенными с ними машинам и-о рудиями, а также самоходных комбайнов по автомобильной дороге. При движении этих машин по дорогам, на которых нельзя совершать обгон другим транспортным средствам, водители тракторов или комбайнов должны прижать свои машины как можно ближе к правой стороне дороги, а если и при этом обгон невозможен, то съехать на обочину, остановиться, пропустить задержанные ими машины и только после этого продолжать движение.
Движение тракторов и самоходных машин по автомобильным дорогам колонной. При движении по автомобильным дорогам вне населенных пунктов транспортных средств, которые не могут развивать скорость более 50 км/ч, а также транспортных средств полной массой более 12 т они должны поддерживать между собой такую дистанцию, чтобы обгоняющие их транспортные средства могли без помех перестроиться на правую сторону дороги.
Проезд нерегулируемых перекрестков
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные начала закруглений проезжей части.
Нерегулируемый перекресток — такой, на котором отсутствует регулировщик или светофор. Желтый мигающий сигнал любого типа на перекрестке не делает его регулируемым.
На таких перекрестках водители сами должны определить очередность проезда, пользуясь следующими правилами.
На перекрестке равнозначных дорог водители трактора и автомобиля должны уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
При проезде неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
Рис. 122. Схемы очередности проезда нерегулируемых перекрестков: а, б, в и г — варианты.
Главная дорога — дорога с покрытием по отношению к грунтовой дороге или дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1., 2.3.2, 2.3.3 и 5.1 по отношению к пересекаемой. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной с пересекаемой.
Так, например, в ситуации, показанной на рисунке 122, а, первым проезжает трактор, так как он находится справа от автобуса. В то же время водитель грузовика (рис. 122,- б), хотя и расположен справа от трактора, но так как находится на второстепенной дороге, уступает приоритет трактору, движущемуся по главной дороге.
При проезде четырехстороннего перекрестка (рис. 122, в) равнозначных дорог первым проезжает трактор, как не имеющий помехи справа, затем грузовой автомобиль и последней — конная повозка.
При проезде площадей и перекрестков с обозначенным центром (рис. 122, г) правило «помеха справа» остается в силе. Поэтому первым проходит трактор, не имеющий помехи справа, затем легковой автомобиль, выезжающий из левой улицы, и последним проезжает перекресток легковой автомобиль, первым въехавший на перекресток из правой улицы.
Проезд железнодорожных переездов
Железнодорожным переездом называется любое пересечение дороги с железнодорожными путями в одном уровне.
Железнодорожные переезды — особо опасные места на дорогах, и от водителей требуется строгое соблюдение правил и мер предосторожностей при следовании через железнодорожные пути.
Водители тракторов должны помнить, что при неправильном проезде через пути можно вызвать их повреждение или сдвиг рельсов, что в свою очередь может привести к аварии.
Запрещается пересекать пути железной дороги вне переездов, как бы эти пересечения не были оборудованы. На переездах со шлагбаумом водители обязаны точно и безоговорочно выполнять указания дежурного по переезду и сигналов переездного светофора.
Запрещается самовольно открывать шлагбаум или начинать движение через переезд при включенных сигналах светофора.
Если на переезде образовался затор транспортных средств (рис. 123, а), то въезжать запрещено, если и открыт шлагбаум.
Транспортные средства у железнодорожного переезда должны останавливаться в один ряд. Первая машина — на расстоянии 10 м от ближайшего рельса (рис. 123, б), или за 5 м до шлагбаума на охраняемом переезде.
Во избежание порчи железнодорожного пути, контактной сети или оборудования переезда нужно прицепные или навесные машины перевозить через переезды только в транспортном положении и не въезжать на переезд с опушенными рабочими органами (рис. 123, г), а также с громоздкими сельскохозяйственными машинами или грузами, имеющими высоту более 4,5 м или ширину более 5 м. Проезд таких машин возможен только с разрешения начальника дистанции пути железной дороги.
Рис. 123. Пересечение железнодорожных переездов:
а— на переезде затор транспортных средств; б—остановка около неохраняемого переезда; в — двигатель трактора заглох на переезде; г — движение трактора с сеялкой через переезд.
Для обеспечения полной безопасности на железнодорожном переезде ближе 100 м перед ним запрещен обгон, а также стоянка.
Особая опасность возникает в случае вынужденной остановки трактора на переезде.
Если такая остановка произойдет, то тракторист обязан немедленно принять все меры к удалению трактора с переезда, а сопровождающего человека послать в сторону от переезда на 1000 м для подачи сигналов остановки поезда (рис. 123, в). Сам тракторист должен оставаться возле трактора и пытаться удалить его с переезда. Если двигатель не заводится, то надо включить декомпрессор и на I передаче, включив стартер или пусковой двигатель, удалить трактор либо, действуя пусковой рукояткой вручную, буксиром подъехавшего другого трактора или автомобиля попытаться его сдвинуть. Одновременно с этим тракторист должен подавать сигнал общей тревоги — один длинный и три коротких гудка. При появлении поезда надо бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки: круговым движением руки с лоскутом яркой материи — днем и факелом или фонарем — ночью.
Ответственность за неправильное использование транспортных средств и за нарушение правил дорожного движения
Все работы на тракторе могут выполняться только по распоряжению должностных лиц и должны быть оформлены соответствующими документами. Запрещается самовольно использовать трактор, особенно в корыстных целях, за что тракториста наказывают.
Самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, машин либо механизмов, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа на граждан в размере до ста рублей и на должностных лиц — до двухсот рублей, а на водителей транспортных средств — в размере до ста рублей или лишение права управления транспортным средством на срок до одного года с возмещением имущественного ущерба.
Тракторист обязан неукоснительно выполнять все требования Правил дорожного движения, нарушение которых несет за собой ответственность.
Так, определены конкретные виды нарушений, за которые водитель может быть подвергнут соответствующему наказанию. К числу наиболее опасных нарушений относятся: превышение установленной скорости; неподчинение сигналам регулирования дорожного движения; несоблюдение требований дорожных знаков или разметки проезжей части дороги; нарушение правил перевозки людей, обгона, маневрирования, проезда перекрестков и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта; нарушение правил пользования осветительными приборами или непредоставления беспрепятственного проезда транспортным средствам, пользующимся преимущественным правом проезда (транспортные средства, подающие специальные звуковые или проблесковые световые сигналы либо сопровождаемые патрульными автомобилями или мотоциклами Госавтоинспекции); передача управления лицам, не имеющим прав на управление транспортным средством.
За нарушение хотя бы одного из перечисленных правил водитель может получить предупреждение или быть подвергнут штрафу в размере от трех до десяти рублей. За подобное же неоднократное нарушение в течение года размер штрафа повышается до 50 руб.
К тем водителям, которые умышленно и неоднократно нарушают Правила, предусмотрены более жесткие административные санкции. Повышена ответственность за управление транспортным, средством в состоянии опьянения. Размер штрафа, взимаемого с таких нарушителей, увеличен до 100 руб. Уклонение от прохождения освидетельствования влечет за собой штраф до ста рублей или
лишение водителя прав на управление транспортным средством сроком до одного года.
Усилена ответственность должностных лиц, выпускающих на линию транспортные средства при наличии технических неисправностей (штраф до 50 руб.).
Водители за управление автомобилями, тракторами и иными самоходными машинами, трамваями и троллейбусами, а также мотоциклами и другими механическими транспортными средствами в состоянии опьянения, а также за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, подвергаются административному взысканию в виде штрафа в размере ста рублей или лишению права управления транспортным средством на срок от одного года до трех лет. Водители, имеющие право управления несколькими видами транспортных средств, за совершение этих перечисленных нарушений лишаются права управления всеми видами транспортных средств.
Управление транспортными средствами лицом, находящимся в состоянии опьянения, совершенное повторно в течение года, влечет уголовную ответственность и наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в триста рублей с лишением водителя права управления транспортными средствами на срок от трех до пяти лет.
То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, влечет уголовную ответственность и наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением водителя права управления транспортными средствами на срок до пяти лет.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"О правилах дорожного движения на тракторе"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы