Сущность технического обслуживания и ремонта. Высокая производительность подвижного Состава может быть достигнута только при условии обеспечения постоянной технической готовности. Однако при эксплуатации подвижного состава его детали подвергаются естественному износу, что приводит к нарушению посадок сопряженных деталей, увеличению зазоров, ослаблению соединений и т. п.
В результате этого наступает интенсивный дальнейший износ деталей и узлов, и подвижной состав приходит в негодность. Замедлить износ деталей и удлинить срок службы подвижного состава без ремонта можно правильной организацией его технического обслуживания.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс планово-предупредительных работ, направленных на содержание подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде. При выполнении работ устраняются выявленные неисправности. Восстановление нормальной работоспособности узлов и агрегатов достигается регулировкой, а также путем соответствующих ремонтных операций с заменой негодных деталей.
Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта установлено два вида ремонта: текущий и капитальный.
Текущий ремонт предназначен для устранения возникших неисправностей и способствует выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях. Текущий ремонт выполняется путем проведения разборочных, слесарных, сварочных и других необходимых работ с заменой отдельных деталей, достигших предельного допустимого износа, кроме базовых.
Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности автомобиля и агрегатов и обеспечения пробега до следующего капитального ремонта (или списания) не менее 80% от нормы для новых автомобилей и агрегатов.
Капитальный ремонт предусматривает полную разборку автомобиля, дефектацию, восстановление или замену деталей, капитальный ремонт или замену агрегатов и узлов, сборку, регулировку и испытание. Агрегат направляется в капитальный ремонт, если базовая и основные детали нуждаются в ремонте, требующем полной разборки агрегата.
Автомобиль, прошедший установленный межремонтный пробег до капитального ремонта, тщательно осматривают для определения
действительного технического состояния. Для этого в автотранспортном предприятии создается специальная комиссия, которая на основании учетных данных, непосредственного осмотра и испытания автомобиля пробегом определяет действительную потребность в ремонте и составляет акт технического состояния автомобиля.
Если в результате осмотра оказывается, что автомобиль по техническому состоянию не требует ремонта, то его допускают к дальнейшей эксплуатации на определенный срок, о чем делается отметка в акте. По истечении указанного срока автомобиль снова подвергают техническому осмотру для установления действительной потребности в ремонте, после чего назначают дополнительный пробег или автомобиль направляют в ремонт.
Порядок сдачи в ремонт и обкатка автомобиля. Сдача в ремонт. Автомобиль, поступающий в капитальный ремонт, должен полностью отвечать требованиям технических условий на сдачу в капитальный ремонт.
При приемке автомобиля в ремонт:
– осуществляют внешний осмотр автомобиля для установления наличия всех агрегатов и приборов;
– проводят внутренний осмотр. Если у приемщика возникает сомнение в комплектности агрегата, то частично его разбирают. Для облегчения установления дефектов (подтекания масла, трещин, вскрытия агрегатов) принимать автомобиль следует до наружной мойки;
– по результатам осмотра составляют акт приема автомобиля в ремонт. В акте отмечают комплектность и техническое состояние основных агрегатов и узлов автомобиля и дают общее заключение по техническому состоянию автомобиля в целом. Акт составляют в двух экземплярах, один из которых оставляют в ремонтном предприятии, а другой выдают заказчику.
При получении автомобиля из капитального ремонта авторемонтное предприятие выдает заказчику (автотранспортному предприятию) паспорт, в котором указывается комплектность и техническое состояние автомобиля, соответствие техническим условиям на капитальный ремонт с отметкой ОТК о приемке автомобиля после ремонта.
Технические условия устанавливают гарантию на исправную работу отремонтированного легкового автомобиля авторемонтным предприятием в течение 7 месяцев, или до 15 тыс. км пробега, грузового автомобиля — в течение 7 месяцев, или до 16 тыс. км пробега, автобусов — в течение 6 месяцев, или до 20 тыс. км пробега.
Эти сроки работы гарантируются при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания автомобиля в соответствии с положением и инструкциями заводов-изготовителей.
По комплектности автомобили, выдаваемые из ремонта, должны соответствовать комплектности автомобилей, установленной заводами-изготовителями, но только без инструментов водителя и запасного колеса.
Обкатка. За автомобилем, поступившим из капитального ремонта или новым, требуется особо тщательный уход, так как в это время прирабатываются трущиеся поверхности деталей, осаживаются прокладки и сальники, ослабляется затяжка креплений. Этот период эксплуатации называется обкаточным. Его продолжительность составляет 1000 км пробега. В период обкатки автомобилей устанавливают более легкие условия эксплуатации, чаще производят техническое обслуживание. Перед обкаткой автомобиль подвергают тщательному контрольному осмотру: проверяют наличие и качество смазки во всех агрегатах, смазывают все точки смазки, подтягивают крепления.
Обкатываемый автомобиль нельзя загружать более чем на 1/4 номинальной грузоподъемности, допускать перегрузку двигателя (следует своевременно переходить на низшие передачи). Скорость движения не должна превышать указанную в заводской инструкции, необходимо внимательно следить за работой двигателя по показаниям контрольно-измерительных приборов и на слух.
Через 100—150 км пробега осмотреть автомобиль, проверить под-тяжку креплений, надежность соединений во всех системах, регу-лировку тормозов и сцепления, подтянуть гайки и болты крепления головки блока цилиндров.
Через 500 км пробега, кроме работ, проводимых через 100— 150 км, дополнительно заменить масло в картере двигателя, про-мыть фильтрующие элементы системы смазки и воздушный фильтр, отрегулировать натяжение ремня вентилятора и привода генератора.
Через 1000 км пробега провести первое техническое обслуживание, сменив смазку во всех агрегатах.
Результаты обкатки заносят в раздел «Обкатка машины» паспорта автомобиля. После обкатки, пока автомобиль не пройдет 3000 км, не рекомендуется длительно двигаться на максимальной скорости и использовать его на труднопроходимой местности.
Хранение подвижного состава. Способами хранения является хранение в отапливаемых или неотапливаемых помещениях, под навесами и на открытых площадках. Во всех случаях должны быть обеспечены: возможность быстрой подготовки к выезду, удобный выезд, пожарная безопасность.
При хранении в неотапливаемых помещениях, под навесами и на открытых площадках в зимнее время необходимо сливать воду из системы охлаждения двигателей или принимать меры против замерзания воды, одновременно создавая этим необходимые условия для легкого пуска двигателей перед выездом.
Затрудненный пуск двигателя в зимнее время года связан с ухудшением испарения топлива и, следовательно, образования горючей смеси, а также большим сопротивлением провертыванию коленчатого вала из-за повышения вязкости масла при одновременном снижении емкости аккумуляторной батареи. Если при низких температурах продолжительность стоянки между рабочими сменами невелика, то для сохранения тепла двигателей применяют утеплительные чехлы, закрывающие радиатор и капот двигателя.
При длительном хранении применяют подогрев двигателей в течение всего времени хранения паром, горячей водой или при помощи электрической энергии.
Если система охлаждения заявлена низкозамерзающей жидкостью (антифризом), хранение Пл/ществляют без подогрева, а для облегчения пуска двигателя применяют индивидуальные подогреватели.
Контрольные вопросы и задания. Какова сущность технического обслуживания и ремонта автомобиля? Каков порядок сдачи автомобиля в ремонт и получения из ремонта? Расскажите об обкатке автомобиля. Расскажите о правилах хранения подвижного состава.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Правила технического содержания подвижного состава"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы