Работоспособность автомобиля — состояние, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации, — зависит от его надежности.
Надежность является сложным свойством, которое в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации состоит из сочетаний свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Долговечностью автомобиля называется его свойство сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе ТО и ремонта. Долговечность автомобиля определяется прежде всего устанавливаемым заводом-изготовителем ресурсом — амортизационным сроком службы до предельно допустимых износов деталей основных механизмов и агрегатов, вызывающих необходимость прекращения эксплуатации и списания или проведения капитального ремонта (КР) автомобиля.
Для повышения надежности автомобилей промышленность систематически работает над совершенствованием их конструкции и технологии производства (заводы КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, ЛАЗ, ВАЗ и др.), Создаются новые модели автомобилей с высокими эксплуатационными и технологическими показателями. Однако независимо от этого необходимо строго соблюдать правила эксплуатации подвижного состава, повышать качество проведения ТО и ремонта автомобилей.
Основными причинами возникновения неисправностей автомобиля являются: – изнашивание трущихся поверхностей (абразивное, усталостное, коррозионное, молекулярное); – деформации и поломки деталей; – нарушение посадки или соосности деталей; – обгорание рабочих поверхностей деталей двигателя из-за превышения его допустимого теплового режима; – образование накипи в системе охлаждения, нагара в камере сгорания (стенки головки цилиндров, днище поршня, головки клапанов); – отложение смолистых веществ во всасывающем трубопроводе карбюраторного двигателя при применении некачественного топлива; применение топлив и смазочных материалов, не отвечающих требованиям нормативно-технических документов, с содержанием в них механических примесей.
К факторам, влияющим на возникновение неисправностей автомобиля, также относятся: – конструктивные или производственные дефекты (неправильный выбор материала деталей или посадок, неудовлетворительное качество механической и термической обработки и др.); – внешние воздействующие факторы (дорожные, климатические и прочие условия эксплуатации); – качество и чистота применяемых топлив и смазочных материалов; квалификация водителя; – своевременность и качество проведения ТО и TP; – рациональная организация технической эксплуатации автомобилей на АТП; – способы хранения автомобиля и условия пуска двигателя в зимнее время.
Детали, работающие в условиях высоких температур, кроме изнашивания истиранием, подвергаются также действию химической коррозии и короблению. Так, например, значительный износ верхней части цилиндров происходит не только в результате истирания металла в паре “гильза — верхние поршневые кольца из-за ухудшения смазки под влиянием высоких температур, но и в результате химической коррозии деталей в условиях контакта с горячими газами. Износ поверхностей зубьев шестерен и подшипников качения происходит под действием молекулярно-механического и усталостного изнашивания металла.
Большинство неисправностей в силовом и других агрегатах и механизмах автомобиля возникает вследствие износа деталей — цилиндров и поршней, шатунных и коренных шеек коленчатого вала, рабочих поверхностей клапанов двигателя и т. д. Возможны повреждения, нарушающие исправное состояние составных частей автомобиля, но они возникают относительно редко. Поэтому для предупреждения неисправностей не следует допускать появления предельных износов.
Это достигается созданием планово-предупредительной системы ТО и ремонта автомобильного подвижного состава, применением эксплуатационных материалов — масел, смазок, топлив, охлаждающих и специальных жидкостей — в соответствии с требованиями конструкторской документации, а также качественным проведением ТО и ремонта.
Эксплуатационные свойства смазочных материалов, топлив, специальных жидкостей (тормозные, амортизаторные, низкозамерзающие) и воды, применяемых в автомобилях, должны отвечать требованиям, предъявляемым соответствующими нормативно-техническими документами.
В процессе эксплуатации автомобиля водитель систематически проверяет уровень масла в поддоне картера двигателя и определяет его качество простейшими способами:
по цвету масляной пленки на маслоизмерительном стержне. Если сквозь масляную пленку хорошо видны метки на щупе, то качество масла считается хорошим; если же метки не видны или плохо заметны, то это свидетельствует о загрязненности масла и необходимости его замены;
по масляному пятну на белой бумаге (фильтровальной или писчей) от капли масла, нанесенной маслоизмерительным стержнем. Если пятно имеет сердцевину черного цвета, то масло нужно заменить; по запаху — масло не должно содержать топлива; на ощупь — капля масла, взятая между пальцами, должна иметь определенную липкость и тягучесть.
Вязкость масла можно проверить гаражным вискозиметром. Он состоит из металлического основания и четырех трубок, одна из которых — для испытуемого масла из картера двигателя, а остальные — для эталонных образцов масел. Уровень масла во всех трубках должен быть одинаковым.
Для выравнивания температуры масла в трубках- вискозиметр ставят на 5 мин на прогретый двигатель. Затем держат вискозиметр пробками кверху до тех пор, пока масло не стечет. После этого быстро переворачивают его на 180° и следят за движением воздушных пузырьков в трубках. Если воздушные пузырьки в трубке с испытуемым маслом перемещаются быстрее, чем в трубке с эталонным маслом, то его следует считать непригодным к дальнейшему использованию.
Рис. 1. Гаражный вискозиметр
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Причины изменения технического состояния автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы