Основными компонентами сжиженных нефтяных газов (или пропан-бутановых газов) являются: пропан СзНв и бутан С4Ню- Кроме того, в них содержится небольшое количество этана и пропилена. При 20 °С бутан сжижается при давлении 0,103 МПа, а пропан — 0,716 МПа. Поэтому для обеспечения сохранения жидкого состояния при более высоких температурах (до 45…50 °С) пропан-бутановая смесь хранится в топливном баллоне под давлением 1,0… 1,8 МПа.
По отношению к бензину пропан и бутан имеют более высокую массовую теплоту сгорания и характеризуются высокой детонационной стойкостью, в связи с чем эти газы являются хорошим топливом для двигателей внутреннего сгорания с принудительным (искровым) воспламенением.
В соответствии с ГОСТ 20448—80 выпускаются две марки сжиженного газа: СПБТЗ — смесь пропана и бутана техническая зимняя, содержащая не менее 75% пропана и не более 20% бутана; СПБТЛ — смесь пропана и бутана техническая летняя, содержащая 34% пропана и 60% бутана.
С целью обеспечения необходимых эксплуатационных качеств газобаллонных автомобилей состав СНГ регламентирован ТУ-38-001302-78 «Газы углеводородные сжиженные топливные для газобаллонных автомо
В СНГ должно содержаться не более 0,003% масс, сероводорода и 0,015% общей серы. Содержание свободной воды и щелочи не допускается.
Пропан-бутановые смеси характеризуются высоким коэффициентом объемного расширения: при увеличении температуры на 10 °С давление в газовом баллоне повышается на 0,6…0,7 МПа. Поэтому во избежание разрушения топливного баллона при повышении температуры в нем необходимо иметь паровую подушку с минимальным объемом не менее 10% от всего объема. Особенностью компонентов СНГ является также отсутствие запаха. Поэтому для обнаружения утечек смеси в нее добавляют специальные продукты — одоранты, обладающие специфическим сильным запахом. В качестве одоранта используется обычно этилмеркаптан C2H5SH, добавляемый в количестве 0,2…0,3 г на 1000 м3 газа. Запах должен ощущаться при содержании газа в воздухе не менее 0,5% об.
В настоящее время отечественной промышленностью освоен выпуск различных моделей газобаллонных автомобилей, производятся комплекты газобаллонного оборудования для перевода на СНГ эксплуатируемых автомобилей. Газобаллонные автомобили выпускаются двух модификаций: со специальными газовыми двигателями с повышенной на 1…2 ед. степенью сжатия (ЗИЛ-138, ЗИЛ-138В, ЗИЛ-ЛиАЗ-45023, ГАЗ-53-07, ЛиАЗ-677Г, ЛАЗ-695П) и с универсальными двигателями (ГАЗ-52-07, ГАЗ-52-08, ГАЗ-24-07). В первом случае СНГ является основным топливом, а имеющаяся резервная система питания бензином предназначена для кратковременного использования в исключительных случаях. Благодаря повышению степени сжатия мощность двигателя при работе на СНГ сохраняется, а топливная экономичность улучшается.
Газобаллонные автомобили с универсальными двигателями допускают работу как на СНГ, так и на бензине. Однако в этом случае при использовании сжиженного газа теряется до 10% мощности двигателя и несколько ухудшается его топливная экономичность.
Практический опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей показал ряд их преимуществ. Отсутствие жидкой фазы (фракций углеводородов) в топливно-воздушной смеси обеспечивает большую равномерность ее распределения по цилиндрам двигателя, исключает смывание смазки с их зеркала, а загрязнение масла и нагарообразование значительно снижаются. Благодаря этому ресурс работы двигателя и его межремонтный пробег возрастают в 1,4…2, а сроки смены моторного масла — в 2…2,5 раза. Из-за большей сложности газобаллонной системы питания трудоемкость ее технического обслуживания и ремонта возрастает на 3…5%, что тем не менее полностью компенсируется за счет увеличения межремонтного пробега.
Из-за худших пусковых свойств СНГ надежный пуск холодного двигателя даже на зимней марке топлива возможен при температуре окружающего воздуха до —5…—7 °С. При более низких температурах в условиях безгаражного хранения для запуска двигателя требуется его тепловая подготовка. Для этой цели используются различные способы подогрева с помощью газовых инфракрасных излучателей, подачи горячего воздуха, прокачки системы охлаждения горячей водой и др. При отсутствии необходимых средств допускается запуск двигателя на резервном бензине с переходом после прогрева на газовое топливо. Однако следует иметь в виду, что это является исключительной мерой, так как ведет к дополнительному расходу бензина и снижает экономическую эффективность газобаллонного автомобиля.
Топливая система грузовых газобаллонных автомобилей и автобусов практически полностью унифицирована. Ее основными элементами (рис. 1) являются бак СНГ с вентилем для подачи жидкой и газовой (парообразной) фаз топлива, запорный вентиль, испаритель, фильтр, двухступенчатый редуктор и карбюратор-смеситель. Резервная система питания бензином включает бак с запорным краном, фильтр, бензонасос и простейший однокамерный карбюратор. Для контроля уровня СНГ в баке и давления газа служат дистанционные указатели. Подача газообразной фазы из бака СНГ осуществляется только при пуске и прогреве двигателя. При работе двигателя сжиженный газ под давлением около 1,6 МПа через вентили поступает в испаритель, откуда в парообразном состоянии после очистки в фильтре 6 подается в редуктор. В первой ступени редуктора давление газа понижается до 0,15 МПа, во второй — примерно до атмосферного. Далее под действием разрежения во впускной системе работающего двигателя газ поступает в карбюратор-смеситель, откуда в виде однородной топливной смеси подается в цилиндры двигателя. Для перевода двигателя на резервное питание бензином служит кран.
Газобаллонная установка автомобиля ГАЗ-24-07 отличается в основном конструктивным исполнением некоторых элементов. При этом бак для хранения СНГ размещается в багажнике автомобиля, занимая около трети его объема.
Заправка автомобилей СНГ осуществляется на стационарных специализированных автозаправочных станциях. Типовая стационарная станция содержит 4 емкости для хранения СНГ общим объемом 25 м3 и обеспечивает заправку 600 автомобилей в сутки. Заправка СНГ осуществляется с помощью центробежных насосов при одновременном создании в емкостях избыточного давления 0,1…0,2 МПа (рис. 2). Избыточное давление, создаваемое компрессором, может использоваться также для слива СНГ из заправочной автоцистерны. Заправочная колонка снабжена счетчиками СНГ и присоединительными шлангами.
Для заправки газобаллонных автомобилей также используются передвижные газонаполнительные станции ЦППЗ-12-885, состоящие из седельного тягача ЭИЛ-130В1 и цистерны, установленной на шасси полуприцепа ОдАЗ-885. Цистерна имеет полезную емкость 10,2 м3 и оборудована одним заправочным постом. Время заправки одного автомобиля 5…8 мин. Станция обеспечивает заправку примерно 200 автомобилей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Применение сжиженных нефтяных газов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы