Привод переключения передач автомобилей-самосвалов (рис. 79) состоит из механизма переключения передач, расположенного на рулевой колонке, крышки привода переключения передач, расположенной на гидромеханической передаче, и системы рычагов и тяг.
Рис. 79. Привод переключения передач:
1 — вал привода переключения передач; 2 — верхний рычаг; 3 — нижний рычаг; 4 — кронштейн; 5 — наконечник сферического шарнира; 6 — шаровой палец; 7 и 8 — поперечные тяги; 9 п 10 — продольные тяги; 11 и 12 — рычаги; 13 — валик; 14 — втулка; 15 — кронштейн двуплечих рычагов; 16 — двуплечий рычаг
Механизм переключения передач включает рычаг переключения передач, который может перемещать вал вверх и вниз и поворачивать его на 30° из нейтрального положения. В нижней части механизма переключения на валу свободно установлены верхний рычаг переключения второй и третьей передач и рычаг переключения первой передачи и заднего хода. Рычаги при помощи двух поперечных тяг, двух двуплечих рычагов и двух продольных тяг соединяются с рычагами, установленными на крышке привода переключения передач. Наружные рычаги крышки установлены на валиках, на которых крепятся внутренние рычаги. Эти рычаги с помощью двух пластин и штифтов соединены с золотниками переключения передач золотциковой коробки. Для получения беззазорного соединения тяг с рычагами на концах тяг установлены наконечники с шаровыми пальцами.
Через каждые 100 ч работы автомобиля проверяют работу привода переключения передач. Для проверки поочередно включают первую, вторую и третью передачи и передачу заднего хода. Все передачи при этом должны включаться без заеданий и без приложения значительных усилий к рычагу.
Нарушение работы привода может быть вызвано: – износом сухарей и сферических пальцев шарниров; – износом посадочных мест рычагов на валу управления коробкой передач; – износом втулок в крышке привода переключения передач.
В случае если нарушена работа привода, необходимо осмотреть все шарниры тяг и рычаги и проверить в шарнирах и рычагах отсутствие люфта.
Люфт в шарнирах проверяют качанием тяг управления переключением передач.
При обнаружении люфта шарниры необходимо отрегулировать. Для регулировки надо вынуть шплинт, завернуть пробку шарнира до полного сжатия пружины, а затем отвернуть ее на 7б— ‘/ю оборота до совпадения отверстия в пробке с отверстием в наконечнике шарнира (что обеспечит свободный поворот шарового пальца на полный возможный угол с наименьшим люфтом в сочленении) и установить шплинт.
Такие операции необходимо проделать со всеми шарнирами, в которых обнаружены люфты.
Зазоры в соединениях рычагов привода переключения передач проверяют качанием их рукой сначала в горизонтальной плоскости, а затем в вертикальной. При обнаружении зазоров в соединении рычагов с валом рычаги следует заменить.
Зазоры в соединении валика с крышкой привода проверяют качанием за рычаги. При обнаружении ощутимого зазора снимают крышку привода и заменяют втулки 14. После проверки и устранения зазоров в шарнирах и в соединениях рычагов регулируют тяги.
Привод переключения передач следует регулировать в следующей последовательности: – поворотом рычагов установить золотники переключения передач в золотниковой коробке в нейтральное положение; – вращая ключом тяги, отрегулировать их длину таким образом, чтобы угол между плечом двуплечего рычага 16 и продольной тягой максимально приближался к 90°, а двуплечие рычаги находились строго друг над другом; – установить рычаг переключения передач в кабине водителя в нейтральное положение таким образом, чтобы он делил пополам расстояние между усиками кулисы; при этом проверяют, чтобы рычаги, расположенные на валу управления, находились друг над другом; – отрегулировать длину поперечных тяг, подсоединить их к рычагам так, чтобы не нарушилось взаимное расположение рычагов и нейтральное положение рычага переключения передач;
проверить легкость и четкость переключения передач. Привод переключения передач одноосных автомобилей-тягачей — электрический. Он состоит из пульта управления П-751 (рис. 80), установленного на рулевой колонке, и блока пилотов с электромагнитами, установленного на картере гидромеханической передачи.
Пульт управления состоит из корпуса, в котором смонтированы контакты, рычаг переключения передач и выключатель. Включение передачи происходит при замыкании рычагом переключения передач какого-либо из контактов. На корпусе пульта управления установлена кнопка-фиксатор, не позволяющая водителю случайно включить передачу заднего хода. Для включения передачи заднего хода требуется дополнительно нажать на кнопку-фиксатор.
Для экстренного выключения какой-либо передачи на корпусе пульта управления установлен выключатель.
Рис. 80. Пульт управления переключением передач:
1 — шкала передач; 2 — рычаг переключения передач; 3 — фиксатор передачи заднего хода; 4 — выключатель; 5 — контакты; 6 — лампа подсветки шкалы
Рис. 81. Блок пилотов:
1 — электромагнит; 2 — якорь; 3 — защитная крышка; 4 — золотник; 5— 1 гильза; 6 корпус
Блок пилотов (см. рис. 81) состоит из корпуса, в котором смонтированы золотники-пилоты и гильзы, и четырех электромагнитов.
При включении электромагнита якорь устанавливает золотник-пилот в положение, при котором масло из главной масляной магистрали через отверстия в гильзе пилота и каналы в картере гидротрансформатора поступает в одну из полостей золотниковой коробки (в полость VIII, IX, XV или XVII см. рис. 76) в зависимости от того, какая включена передача.
Под давлением масла золотник в золотниковой коробке перемещается и сообщает главную масляную магистраль с бустером фрикциона соответствующей передачи.
Техническое обслуживание гидромеханической передачи
Ежедневно перед выездом автомобиля на линию проверяют уровень масла в гидромеханической передаче, осматривают соединения маслопроводов и шлангов. При появлении утечек масла через соединения маслопроводов и шлангов их устраняют.
Уровень масла проверяют через 15 мин после остановки двигателя на прогретой гидромеханической передаче при помощи маслоизмерительного стержня, который вставляют в отверстие, не заворачивая пробку. Уровень масла должен быть между верхней и нижней метками.
Перед началом движения следует убедиться в том, что лампочка аварийного давления смазки не горит для автомобилей БелАЗ-540А и БелАЗ-548А и одноосных автомобилей-тягачей при скорости вращения коленчатого вала двигателя выше 1000 об/мин, а для автомобиля БелАЗ-540 — выше 750 об/мин. Если лампочка загорается, то движение автомобиля с места строго запрещается. В этом случае необходимо остановить двигатель, выяснить причину и устранить неисправность. При каждом техническом обслуживании № 1 надо проверить крепление масляного радиатора и фильтров, а также регулировку привода переключения передач.
При каждом техническом обслуживании № 2 промыть фильтр и заменить фильтрующие элементы. У автомобилей-самосвалов проверить эффективность действия тормоза-замедлителя. Для проверки эффективности тормоза-замедлителя включить третью передачу, .разогнать автомобиль до скорости 40 км/ч и включить тормоз-замедлитель у контрольной отметки. После снижения скорости до 5 км/ч резко остановить автомобиль колесными тормозами и замерить тормозной путь от контрольной отметки до остановки автомобиля. При этом тормоз-замедлитель должен обеспечить снижение скорости с 40 км/ч до 5 км/ч на пути не более 180 м для автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А и не более 200 м для автомобилей БелАЗ-548А. Отклонение от указанного требования свидетельствует о необходимости ремонта тормоза-замедлителя. Эффективность действия тормоза-замедлителя проверяют на автомобиле без груза на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.
Через 2000 ч работы заменить масло в гидромеханической передаче и промыть систему.
Последовательность выполнения операций: – слить масло из коробки передач. Лучше это делать сразу после возвращения автомобиля с линии, пока оно теплое. Если автомобиль не работал, пустить двигатель и прогреть коробку передач; – снять поддон и промыть его в дизельном топливе; – снять маслоприемник, разобрать его, промыть детали, продуть их сжатым воздухом; – разобрать масляные фильтры, промыть детали; заменить фильтрующие элементы. При замене фильтрующих элементов обратить внимание на их марку: на упаковке должен стоять индекс 240-1017038А; – установить маслоприемник, поддон и масляные фильтры; – заправить в гидромеханическую передачу свежее масло.
При заправке маслом гидромеханической передачи соблюдать следующие требования: – заливать масло при помощи чистой посуды и воронки с сеткой или специального приспособления, чтобы исключить попадание грязи и песка в коробку передач (малейшее попадание грязи может привести к заклиниванию золотников); – при смене в холодное время года масло подогреть до температуры не ниже плюс 20 °С.
Если в гидромеханической передаче вместо масла марки «А» по ТУ 38-1-110—67 используется смесь масел, состоящая из 30% авиационного и 70% веретенного масла «АУ», то замену масла, промывку фильтра и замену фильтрующих элементов следует производить через 500 ч.
Если при промывке гидромеханической передачи в поддоне и фильтрах будет обнаружена алюминиевая стружка, снять передачу с автомобиля, разобрать и внимательно осмотреть детали гидротрансформатора.
Перед буксировкой автомобиля снять карданный вал заднего моста во избежание повреждения фрикционов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Привод переключения передач автомобиля БелАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы