В приводе лебедки трубоукладчиков промежуточными соединениями осуществлена связь между механизмом отбора мощности, расположенным на задней привалочной плоскости силовой передачи ходового устройства трубоукладчика, и лебедкой, расположенной на верхней раме справа и спереди от сиденья машиниста.
К промежуточным соединениям привода лебедки трубоукладчиков относятся цепная передача и карданный вал, а у трубоукладчика ТО-1224Г— также реверсивная двухскоростная коробка передач (редуктор) и соединительная муфта.
Цепная передача привода лебедки трубоукладчиков состоит из втулочно-роликовой цепи (см. рис. 64), ведущей и ведомой звездочек, устройства натяжения цепи и кожуха. Ведомая звездочка смонтирована на шлицах ведомого вала цепной передачи и укреплена от осевого смещения торцовой шайбой. Вал опирается на кожух через два шарикоподшипника, установленных в посадочные гнезда эксцентрикового стакана устройства натяжения цепи. Сам стакан выполнен с наружным фланцем и крепится к аналогичному фланцу кожуха болтами. На наружном хвостовике вала смонтирован фланец, через который вращение от цепной передачи поступает к карданному валу привода лебедки.
Ведущая звездочка установлена консольно на шлицевом хвостовике ведущего вала механизма передач привода лебедки на трубоукладчике Т-3560М, на шлицевом хвостовике ведомого вала (см. рис. 65) того же механизма на трубоукладчике ТГ-201 и укреплена на ведомом фланце (см. рис. 67) фрикционной муфты привода лебедки на трубоукладчике ТО-1224Г.
Рис. 68. Ведомая часть цепной передачи привода лебедки трубоукладчика ТО-1224Г:
1 и 9 — карданный и ведомый валы, 2,5 — фланцы, 3 — эксцентриковый стакан, 4 — болт, 6 — кожух, 7 — крышка, 8 — ведомая звездочка, 10 — шарикоподшипник
Устройство натяжения цепи, включающее эксцентриковый стакан (рис. 68) с наружным фланцем и болты его крепления к фланцу кожуха цепной передачи, основано на принципе изменения межцентрового расстояния между осями ведущей и ведомой звездочек. Когда цепь от износа и вытягивания провисает, поворотом эксцентрикового стакана вокруг своей оси отодвигают укрепленный в нем вал от ведущего вала. Кожух цепной передачи сварной, приварен к корпусу (кожуху) механизмов навесного оборудования. Доступ к цепной передаче для осмотра и замены цепи обеспечивается через съемную стенку кожуха, которая крепится к кожуху болтами через съемную обечайку. Для проверки натяжения цепи в стенке сделан смотровой люк, закрываемый резьбовой пробкой.
Цепная передача работает в масляной ванне. Вытеканию смазки из кожуха препятствуют прокладки и сальниковое уплотнение, установленное на ступицу ведущей звездочки цепной передачи (на трубоукладчиках Т-3560М и ТГ-201).
На трубоукладчиках Т-3560М и ТГ-201 применены двухрядные цепи и соответственно двухвенцовые звездочки, а на трубоукладчике ТО-1224Г — однорядная цепь и одновенцовая звездочка.
Карданный вал/ привода лебедки предназначен для приема крутящего момента с ведомого вала цепной передачи и дальнейшей передаче его к лебедке. Карданный вал работает только на скручивание. Он не имеет промежуточных опор и своими фланцами прикреплен к фланцу ведомого вала цепной передачи и фланцу реверсивного механизма (на трубоукладчиках Т-3560М и ТГ-201) или коробки передач привода лебедки (на трубоукладчике ТО-1224Г).
Основным элементом карданного вала (рис. 69) является труба, к одному концу которой приварена предварительно запрессованная двуплечая вилка, а к другому — шлицевой хвостовик. На шлицы хвостовика надета глухая скользящая втулка, оснащенная второй вилкой карданного вала.
Рис. 69. Промежуточный карданный вал привода лебедки трубоукладчиков:
1 — дебаланс, 2 — труба, 3 — вилка, 4 — упорное кольцо, 5, 11 — уплотнения, 6 — обойма уплотнения, 7 — скользящая втулка, 8, 15 — пресс-масленки, 9 — предохранительный клапан, 10 и 14 — крестовина и крышка универсального шарнира, 12 и 16 — иглы и цапфа подшипника, 13 — болт, 17 — концевой фланец с вилкой, 18 — хвостовик
Полость втулки заполняется смазкой через пресс-масленку. Вытеканию смазки из втулки препятствуют уплотнение и упорное стальное кольцо, установленные в гнезде обоймы, которая навинчивается на резьбовой концевой поясок втулки. Сверху место уплотнения на валу закрыто гофрированным чехлом.
Наличие шлицевого соединения в карданном валу обеспечивает изменение его длины при деформации верхней рамы трубо-укладичка под нагрузкой.
Возникающая при этом некоторая несоосность ведомого вала цепной передачи и реверсивного вала лебедки компенсируется тем, что карданный вал снабжен двумя концевыми универсальными шарнирами. Каждый из шарниров выполнен в виде крестовины, установленной полыми пальцами в цапфах проушин вилки и в цапфах проушин вилки, выполненной заодно с фланцем.
Свободному повороту пальцев крестовины относительно цапф способствует наличие между ними игольчатых подшипников, выполненных в виде набора игл, которые уложены без сепараторов. Подшипники вместе с цапфами вставлены в проушины вилок по ходовой посадке. От осевого смещения при действии центробежных сил цапфы удерживаются крышками, которые крепятся двумя болтами, ввернутыми в тело вилок.
Смазочный материал во внутренние полости пальцев крестовины подается через пресс-масленку, ввернутую в отверстие центральной части крестовины, откуда он перетекает к подшипникам по радиальным сверлениям пальцев. Излишняя смазка вследствие повышения ее температуры при работе вала вытекает через предохранительный клапан. Вытеканию смазки по поверхности крестовины из-под игл подшипника препятствуют уплотнения, опирающиеся на заплечики пальцев крестовины. Для обеспечения равномерного вращения карданного вала отклонение осей его шарниров в продольной плоскости должно быть не более 3°, биение карданного вала с шарнирами — не более 1 мм. Вал должен быть уравновешен относительно своей оси дебалансами.
Рис. 70. Реверсивная двухскоростная коробка передач (редуктор) привода лебедки трубоукладчика ТО-1224Г (развертка на плоскости):
валы: I — ведущий, II — промежуточный, III — ведомый; 1— корпус; 2, 12 — направляющие оси; 3 — шарик-фиксатор; 4 — фиксаторная пружина; 5, 6, 16 — подвижные шестерни; 7, 8, 18 — закрепленные шестерни; 9 — уплотнение; 10 — подшипниковая втулка; 11, 20 — свободно вращающиеся шестерни; 13 — крышка корпуса; 14, 2S — вилки-ползуны; 15 — гильза вилки-ползуна; 1, 22 — стаканы-крышки; 19 — ведущий фланец; 21 — ось
В отличие от трубоукладчиков Т-3560М и ТГ-201 перемену передач привода лебедки на трубоукладчике ТО-1224Г производят в реверсивной двухскоростной коробке передач (редукторе) привода, получающей крутящий момент от промежуточного карданного вала и передающей его редуктору лебедки посредством соединительной муфты.
Основными элементами реверсивной двухскоростной коробки передач (рис. 70) являются корпус, ведущий, промежуточный, выходной ведомый III валы и ось, а также шестерни, смонтированные на этих валах.
Опорами валов в корпусе коробки передач служат шарикоподшипники, из которых правый подшипник вала III запрессован в стакан-крышку. Ось укреплена в корпусе болтами, притягивающими ее к торцу закрепленного стакана-крышки.
Валы и правая часть вала шлицевые. На валу установлен подвижный блок ведущих шестерен и прямого и обратного вращения. Вне корпуса на этом валу закреплен фланец, к которому крепится фланец промежуточного карданного вала.
На валу в распор установлены шестерни: ведомая прямого вращения, ведущая 8 первой передачи и ведущая второй передачи (она же ведомая обратного вращения). Трансмиссионная связь шестерен обеспечивается их непосредственным зацеплением, а шестерен — их зацеплением через промежуточную шестерню, свободно вращающуюся на подшипниках.
На гладкой части вала установлена ведомая шестерня первой передачи. Шестерня опирается на вал III через подшипниковую втулку и самостоятельной трансмиссионной связи с ним не имеет. На шлицевой части вала установлена подвижная шестерня, предназначенная для вращения вала на второй передаче при ее зацеплении с шестерней и на первой передаче при ее зацеплении с внутренним зубчатым венцом шестерни. Вал III вне корпуса заканчивается шлицами для установки соединительной зубчатой муфты, связывающей коробку передач с редуктором лебедки.
Положение блока шестерен и шестерни на валах и последовательность передачи вращения валу III при подъеме прямое вращение) и опускании (реверсирование) грузового крюка и грузовой стрелы показаны на рис. 71.
Перемещение подвижных шестерен из нейтрального положения в левое или правое рабочее положение осуществляется действием вилок-ползунов (см. рис. 70), охватывающих ступицы шестерен и скользящих своими ступицами по поверхности направляющих осей. Оси укреплены в отверстиях корпуса. Для стопорения вилок в нейтральном и рабочих положениях на каждой оси предусмотрены три насечки, а в ступицах вилок установлены фиксаторы, снабженные пружинами.
Управляют коробкой передач с помощью двух рычагов, один из которых через систему тяг соединен с отверстием гильзы, имеющейся на ступице вилки, а второй так же связан с вилкой. Рычаги смонтированы на крышке коробки передач и расположены один над другим.
Смазочный материал к трущимся поверхностям подшипников, валов, шестерен подается разбрызгиванием из масляной ванны коробки. Вытеканию смазки препятствуют уплотнительные прокладки, установленные под фланцы крышек и стаканов-крышек подшипников, а также уплотнения, имеющиеся в крышках ведущего и ведомого валов.
Рис. 71. Схема переключения передач в коробке передач привода лебедки трубоукладчика ТО-1224Г:
а — первая передача прямого вращения, б — первая передача обратного вращения, в — вторая передача прямого вращения, г —вторая передача обратного вращения (позиции те же, что на рис. 70)
Ряс. 72. Соединительная муфта привода лебедки трубоукладчика ТО-1224Г:
1 и 3 — ведущая и ведомая зубчатые полумуфты, 2, 4 — уплотнения, 5 —зубчатая обойма, 6 — болт
Соединительная муфта (рис. 72) привода лебедки трубоукладчика ТО-1224Г осуществляет связь между выходным ведомым валом коробки привода лебедки и ведущим валом редуктора лебедки. Муфта зубчатая. Она состоит из ведущей и ведомой полумуфт и обоймы. Полумуфты укреплены на шлицах соединяемых валов. Обойма состоит из двух частей, соединенными болтами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Промежуточные соединения в приводе лебедки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы