Управление современными грузоподъемными кранами не требует от крановщика приложения значительных физических усилий, но требует предельной собранности, абсолютного внимания, уравновешенного характера, высокой личной дисциплины и персональной ответственности, т. е. черт, зависящих от индивидуальных психоэмоциональных особенностей конкретного человека. Нетрудно предвидеть, что крановщик с неуравновешенным характером в сложной обстановке при внезапно возникшей опасности скорее всего придет в состояние замешательства (крайнего возбуждения), парализующее его волю и способность реально оценить возникшую ситуацию, что не позволит ему принять единственное правильное решение по предотвращению аварийной ситуации. Другими словами, крановщик должен быть внимательным, собранным, хладнокровным, волевым, находчивым и решительным человеком с хорошей физической подготовкой и быстрой реакцией, что позволит ему производительно и безопасно работать на грузоподъемном кране. Именно эти черты характера должны развивать в себе будущие крановщики.
Следует помнить, что работоспособность и основные психофизиологические характеристики человека (внимание, восприятие, реакция и мышечная сила), определяющие его способность к управлению грузоподъемным краном, не постоянны во времени. Они имеют периодические подъемы и спады, которые называют биоритмами. Поэтому крановщик не всегда способен одинаково хорошо выполнять операции по управлению краном. Наиболее продуктивным является рабочее время с 7 до 11 ч и с 18 ч. С 14 до 15 ч, а также около 3 ч утра наблюдается критическое снижение производительности. В это время наблюдается наибольшее число ошибок управления. Некоторые люди способны работать наиболее активно, наоборот, в вечернее и ночное время. Индивидуальные особенности организма следует учитывать при составлении графиков сменной работы. Большинство аварий и несчастных случаев, связанных с работой грузоподъемных кранов, происходит в результате неправильных действий крановщика, т. е. по его вине. Основные причины: невнимательное отношение к работе, небрежность, незнание или недостаточный учет собственных психофизиологических особенностей или возможностей грузоподъемного крана в исключительных (особенных) условиях.
В процессе управления краном решающее значение имеют органы чувств крановщика. Так, основную информацию (до 80%) крановщик получает зрительно, поэтому хорошее зрение для крановщика особенно важно, что обязательно учитывает медицинская комиссия.
Говоря о зрении, следует отметить способность глаз приспосабливаться к изменениям освещенности — адаптацию (от латинского слова — приспособление, прилаживание). Необходимо помнить, что адаптация происходит во времени, а не мгновенно. Так, при переходе от темноты к свету, глаза адаптируются примерно за 3 с, а при обратном переходе (от света к темноте) на адаптацию требуется уже 10 с. Особую опасность таит в себе перенапряжение зрения в сочетании с монотонными движениями по управлению краном и неподвижным положением тела крановщика. Именно эти три фактора в значительной мере определяют его работоспособность. Поэтому крановщик во время работы не должен перенапрягать зрение, должен периодически менять положение тела, вставать и делать производственную гимнастику во время технологических перерывов в работе.
Органы слуха помогают крановщику вовремя обнаружить посторонние звуки, связанные с возникновением неисправности в работе механизма (например, скрип, удары, гудение, повышенный шум). Органы обоняния регистрируют характерные запахи, связанные с повышением температуры (например, перегрев фрикционных накладок колодок тормозов, электроаппаратов, межвитковое замыкание в их обмотках и др.). С помощью органов осязания крановщик может обнаружить отдельные неисправности в аппаратах управления (заедание рукояток и кнопок при переключении), повышение температуры отдельных сборочных единиц (например, при касании ладонью руки к корпусам электродвигателей, редукторов, подшипников), толчки и вибрации (нарушение соосности вращающихся деталей, выкрашивание зуба зубчатой передачи, износ подшипников и др.), ощущаемые в кабине управления или при касании рукой к корпусам сборочных единиц. Таким образом, органы чувств позволяют крановщику постоянно контролировать работу механизмов в процессе эксплуатации, поэтому их необходимо постоянно тренировать и учиться правильно использовать.
Не последнюю роль в обеспечении безопасной работы грузоподъемного крана играет степень утомления крановщика, зависящая, в свою очередь, от его физического состояния, фактического времени работы в смену и характера выполняемой работы, конструктивных особенностей машины, продолжительности и качества предшествующего отдыха, характера работы, выполненной до начала смены,и прочих факторов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Психофизиологические особенности работы крановщика"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы