Вилочные погрузчики применяются в портах преимущественно для перегрузки различных штучных грузов. Заводы-изготовители при необходимости снабжают вилочные погрузчики, кроме вил, и другими сменными универсальными грузозахватными приспособлениями и вспомогательными устройствами (ковшом, стрелой с крюком, сталкивателем груза и др.). Однако в портах, в соответствии со специфическими требованиями технологии перегрузочных работ, на погрузчиках часто применяются специализированные сменные грузозахватные приспособления, изготовляемые в местных мастерских (боковые захваты, захваты-кантователи, специальные вилы и др.).
На территории причалов и на открытых складских площадках используются погрузчики с приводом от автомобильных двигателей внутреннего сгорания и колесами на пневматических шинах (автопогрузчики). В закрытых помещениях (складах, вагонах, трюмах судов и т. п.), где есть опасность отравления людей выхлопными газами, применяются электропогрузчики с колесами на массивных резиновых шинах (грузошинах).
В портах преимущественное применение имеют автопогрузчики грузоподъемностью 3000 и 5000 кг. Грузоподъемность применяемых в портах электропогрузчиков обычно находится в пределах от 500 до 1500 кг.
Электропогрузчики приспособлены для работы только на исправных гладких покрытиях (бетонных, асфальтовых, металлических, деревянных). Автопогрузчики могут работать также на площадках и дорогах из обработанного камня (брусчатки) и уплотненных щебеночных или шлаковых покрытий.
Работа погрузчиков на рампах складов, эстакадах, грузовых столах и твиндеках судов во избежание падения погрузчиков ведется только при наличии защитных ограждений, установленных у кромок рабочих площадей и проездов. Такие ограждения часто выполняются в виде съемных деревянных брусьев, прикрепленных к основанию болтами или скобами.
Скорость движения погрузчиков в портах по исправным дорогам, открытым складским площадкам и территории причалов может достигать максимальных паспортных значений и ограничивается лишь условиями безопасности движения и сохранности груза. В стесненных условиях, например при движении по проездам складов, их скорость не должна превышать 6 км/ч, а в условиях, когда есть опасность падения погрузчиков (на рампах складов, у линии кордона причалов, на эстакадах и т. п.), и при движении по железнодорожным переездам — 3 км/ч.
Величина уклонов, преодолеваемых погрузчиками при движении на подъем, зависит от их тяговых возможностей, а при спуске — от максимального для данного погрузчика угла отклонения рамы грузоподъемника назад. Во избежание сползания груза с вил погрузчика при движении его под уклон максимально допускаемый угол пути должен быть хотя бы на 3° меньше угла отклонения рамы, т. е. практически не может превышать 6—8°.
Во избежание повреждений погрузчика и груза не допускается отрыв вилами или другими грузозахватными приспособлениями защемленных грузов и заводка вил под груз при отсутствии необходимого просвета, а также укладка груза краном непосредственно на вилы погрузчика.
Погрузчик берет груз при раме грузоподъемника, находящейся в вертикальном положении (рис. 1, а), и если он при этом достаточно устойчив, то при раме, отклоненной назад (рис. 119,6), его устойчивость увеличивается. Если почему-либо устойчивость погрузчика мала, то в связи с малой нагрузкой на задние (управляемые) колеса погрузчик на ходу теряет управляемость, что легко может быть замечено водителем.
При раме грузоподъемника, отклоненной назад, по мере подъема груза статическая устойчивость погрузчика возрастает, но динамическая (с учетом сил инерции при движении), в связи с повышением центра тяжести системы, снижается. При движении с высоко поднятым грузом увеличивается опасность опрокидывания погрузчика на сторону при поворотах, поэтому такое движение должно происходить на малых скоростях и только непосредственно в зоне перегрузочных операций.
В случае опрокидывания вперед (под действием инерционных сил при торможении) угол возможного наклона погрузчика ограничивается касанием вил о покрытие дороги (рис. 1, в). В связи с этим, а также в целях увеличения динамической устойчивости передвижение погрузчиков с грузом разрешается только при высоте вил от земли не свыше 500 мм для машин на пневматических шинах и 250 мм для машин на грузошинах, при раме грузоподъемника, отклоненной назад.
Большинство погрузчиков во время работы с грузами, вес которых близок к наибольшему, при поднятых вилах и наклоненной вперед раме имеют малую устойчивость, поэтому наклон рамы вперед с грузом на поднятых вилах при движении погрузчика недопустим.
При укладке грузов перед началом наклона рамы вперед погрузчик следует подводить близко к штабелю с тем, чтобы в случае потери устойчивости он мог опереться вилами о штабель. При захвате груза его нужно размещать возможно ближе к вертикальной части вил, чтобы опрокидывающий момент был наименьшим, и распределять нагрузку между рогами вил по возможности равномерно.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Работа вилочных погрузчиков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы