Вопросы конструирования машин в свете задач инженерной психологии методически могут решаться только на основе анализа конкретных возможностей машины и человека-оператора путем разумного распределения функций между ними. Для этого конструктор должен четко представлять сравнительные преимущества человека и машины. По мнению специалистов инженерной психологии человек превосходит машину по следующим показателям: обнаружение полезных сигналов, имеющих очень низкий энергетический уровень; чувствительность к чрезвычайно широкому диапазону раздражителей: опознавание образов и их обобщение; обнаружение сигналов при высоких уровнях шумов; способность хранить большую информацию в течение длительного времени и вспоминать полезные сведения в нужный момент; способность выносить суждения при неполной информации о событиях; нахождение и использование эвристических методов решения, т. е. методов, при которых обнаружение истины происходит под воздействием творческих возможностей; способность реагировать на непредвиденные маловероятные события; проявление оригинальности в решении проблем; учет прошлого опыта и смена способа действия; выполнение тонких операций, особенно в непредвиденных ситуациях; способность продолжать действия даже в крайне неблагоприятных условиях и при перегрузках.
В то же время машина имеет преимущества перед человеком пугим показателям, а именно: выполнение однообразных чрез-П01яйно точных операций; способность быстро реагировать на вь14авляющие сигналы; плавное и точное приложение больших У“РЙ; хранение и использование большой информации в течение УСпотких периодов; выполнение сложных вычислений быстро и с большой точностью; чувствительность к раздражителям, лежащим пределами чувствительности человека (инфракрасное излучение радиоволны и т. д.); одновременное выполнение разнообразных действий; дедуктивные процессы, т. е. процессы, основанные на положениях, принимаемых за несомненные; нечувствительность ко многим посторонним факторам; работа в условиях, вредных или вообще не выносимых человеком.
Человек-оператор имеет неоспоримые преимущества в отношении приема информации. Его преимущества обусловлены возможностями многоканального (сенсорного) восприятия: слухового, зрительного, осязательного, обонятельного и т. д. Оператор может получать информацию непосредственно от машины путем наблюдения за ее работой или с помощью приборов. При этом возможности его «сенсорного входа» поистине огромны: он может читать полустертый текст, правильно и точно оценивать сигналы, различая их оттенки. По косвенным признакам (посторонним шумам, запаху горелых проводов, вибрации и т. д.) оператор может оценивать рабочую обстановку вообще и техническое состояние машины в частности. Человек-оператор имеет также преимущества перед машиной в переработке и преобразовании информации потому, что он не ограничен заданной заранее программой. Одну и ту же информацию он может переработать по-разному в зависимости от многих факторов.
Коротко говоря, основные преимущества человека перед машиной заключаются в богатстве получаемой информации за счет особенностей его сенсорного (многоканального) восприятия, и творческом осмысливании и переосмысливании этой информации. Эти важные выводы конструкторы должны учитывать при распределении функций управления между машиной и человеком.
Очевидно, что особенности конструирования машин на основе требований инженерной психологии не ограничиваются только разумным распределением функций управления между машиной и человеком-оператором. В этом смысле главная задача состоит в успешной «стыковке» преимуществ машины и человека и создании таким образом высокой надежности всей системы человек — машина Несомненно, что надежность этой системы находится в полной зависимости от надежности ее звеньев: человека и машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Распределение функций управления в современных машинах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы