Распределительный механизм может быть клапанным и бесклапанным. Наиболее распространены механизмы с верхним (подвесным) расположением клапанов.
В каждом цилиндре двигателя обычно ставят два клапана: впускной — для впуска воздуха или горючей смеси и выпускной— для очистки цилиндра от отработавших газов.
Работает клапанный механизм следующим образом. Коленчатый вал передает через распределительные шестерни, вращение распределительному валу. При этом кулачок вала набегает на толкатель и перемещает его вверх. Штанга поднимается и поворачивает коромысло на оси, которое длинным плечом открывает клапан. Пружины клапана при этом сжимаются. Когда выступ кулачка сбегает с толкателя, клапан под действием пружин закрывается. За два. оборота коленчатого вала, на протяжении которых протекает рабочий цикл четырехтактного двигателя, распределительный вал должен делать один оборот — открыть каждый клапан только один раз. Поэтому шестерня распределительного вала вдвое больше шестерни коленчатого вала.
Рис. 1. Распределительный и декомпрессионный механизмы дизеля СМД-14:
1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3—штанга; 4 — коромысло; 5 — ось коромысел; 6 — валик декомпрессионного механизма; 7 — пружины клапана; 8 — впускной клапан; 9 — направляющая втулка клапана; 10 — выпускной клапан; 11 — рычаг декомпрессионного механизма; 12 — шестерня распределительного вала; 13 — промежуточная шестерня; 14 — упорный винт (с контргайкой) распределительного вала; 15 —шестерня коленчатого вала; 16 — сапун,
Клапаны открываются и закрываются с некоторым опережением и запаздыванием по отношению к положению поршня в мертвых точках. Если обозначить длительность закрытого и открытого положений клапанов в градусах поворота коленчатого вала, получим диаграмму фаз газораспределения.
Из этой диаграммы видно, что впускной клапан открывается до прихода поршня в ВМТ, а закрывается, когда поршень пройдет НМТ. Это позволяет использовать инерцию воздушного по-icqKa (инерционный наддув) для более полного наполнения цилиндра и, следовательно, повышения мощности двигателя.
Выпускной клапан открывается до прихода поршня в НМТ и закрывается после ВМТ, когда в цилиндре уже начинается впуск. Благодаря этому цилиндр лучше очищается от отработавших газов. Есть момент, когда оба клапана открыты (перекрытие клапанов). При перекрытии клапанов цилиндр продувается свежим воздухом и лучше очищается перед новым циклом.
Клапаны открывают и закрывают соответственно впускные и выпускные каналы. Клапаны работают при высоких температурах и должны сохранять механические качества. Поэтому впускные клапаны делают из хромоникелевой, а выпускные — из жаростойкой сильхромовой стали.
Клапаны перемещаются в направляющих втулках. Пружины соединяют с клапанами при помощи шайб и сухариков. У клапана различают стержень и головку (тарелку) с конусной фаской (уплотняющей поверхностью). Для сухариков на стержне предусмотрена кольцевая выточка. Тарелка клапана может быть плоской, выпуклой и тюльпанообразной.
Рис. 2. Диаграмма фаз газораспределения дизеля СМД-14:
1 — начало открытия впускного клапана; 2 — конец закрытия впускного клапана; 3—начало открытия выпускного клапана; 4 —конец закрытия выпускного клапана.
У дизелей Д-20, Д-21, Д-37, Д-50, СМД-14, В-54Т, Д-108 диаметр тарелки впускных клапанов больше диаметра выпускных. Этим достигают лучшее наполнение цилиндра воздухом. У дизелей Д-54А, КДМ-100 размеры клапанов одинаковые. Чтобы различить клапаны, имеющие одинаковые размеры, на их тарелках ставят метки: «ВП»—впускной, «ВХ» или «ВЫП»— выпускной. Фаски тарелки и гнезда клапанов (в головке цилиндра) у большинства двигателей выполнены под углом 45°; их плотное прилегание достигают притиркой.
Пружины клапанов закрывают клапаны. Две пружины, расположенные одна в другой, позволяют гасить резонансные колебания и предотвращают падение клапана в цилиндр в случае поломки одной из них.
На дизелях применяют или грибообразные толкатели (Д-54А, Д-75), или цилиндрические пустотелые (Д-40М, СМД-14 и др.). Для равномерного износа ось толкателя смещают относительно середины (по длине) кулачка распределительного вала на 1,5-3,0 мм, а сам кулачок выполняют с небольшим конусом. В этом случае равнодействующая сил трения, приложенная в точке контакта, создает вращающий момент и толкатель непрерывно поворачивается.
Штанга передает движение от толктеля коромыслу. Сферические поверхности термически обработанных наконечников штанг полируют.
Коромысла установлены шарнирно на осях, неподвиШю закрепленных в стойках. Коромысла изготовляют неравнопда «ими (соотношение плеч 1,5:1); длинное плечо располагают над клапаном, а короткое — над штангой толкателя. Это обеспечивает быстрое открытие клапана на большую величину малых перемещениях и ускорениях толкателя.
Распределительный вал имеет кулачки, опорные шейки и посадочное место для шестерни. Форма и расположение кулачков выполнены в соответствии с диаграммой фаз газораспределения. Чередование кулачков зависит от порядка работы двигателя и устройства головки цилиндров: у большинства тракторных двигателей крайние и средние кулачки вала — выпускные, а остальные — впускные. У дизеля Д-54 между кулачками расположена червячная шестерня для привода счетчика моточасов.
Распределительные шестерни передают вращательное движение от коленчатого вала также к вентилятору, водяному, масляному и топливному насосам. Устанавливают шестерни по меткам.
Декомпрессионный механизм облегчает прокручивание коленчатого вала при пуске холодного дизеля или проведении ухода за ним. Этим механизмом удерживают открытыми клапаны и тем выключают сжатие (компрессию) в цилиндре. Декомпрессионный механизм воздействует на все клапаны, например, у дизелей СМД-14, Д-48 или только на впускные у дизелей Д-21, Д-20, Д-37М, Д-54А, Д-75, КДМ-100. При пуске дизелей большого литража (Д-75, Д-54А, КДМ-100) включают компрессию постепенно, т. е. сначала освобождают два клапана, затем все четыре. Декомпрессионный механизм дизеля СМД-14 расположен над коромыслами 4 (см. рис. 12) и состоит из двух валиков б, соединенных между собой торцовыми выступами; валики поворачиваются в отверстиях приливов стоек осей коромысел. У валиков над каждым коромыслом (клапаном) сделаны плоские срезы (лыски).
Рис. 2. Дизель В-401 (вид слева со стороны передач):
1 — привод генератора; 2 —генератор; 3 —выпускной коллектор; 4 — крышка люка для доступа к форсунке; 5 — крышка головки блока цилиндров; 6 — блок цилиндров; 7 — впускной коллектор; 8 — воздухораспределитель; 9 —наклонный валик передачи; 10 — сапун; 11 — крышка люка в верхней половине картера для доступа к шестерням передач; 12 — крышка центрального подвода смазки; 13 — водяной насос; 14 — масляный насос; 15 — топливоподкачивающая помпа; 16 — привод тахометра.
В положении рычага «Работа» лыски валиков обращены к коромыслам и клапаны нормально открываются и закрываются, т. е. компрессия включена полностью (декомпрессионный механизм выключен). Когда рычаг установлен в положение «Пуск», валики несрезанными участками нажимают коромысла и открывают все клапаны.
У дизеля Д-48 валики декомпрессионного механизма имеют нажимные болты с контргайками; болтами регулируют величину открытия клапанов, равную 1-4-1,25 мм. Дизель Д-50 декомпрессионного механизма не имеет: облегчить прокручивание коленчатого вала можно, вывернув на 1—2 оборота винты крепления вставок камер сгорания. Через осевой и радиальный каналы винтов выходит часть воздуха из цилиндров.
—
В качестве примера рассмотрим распределитель типа Р4-В, устанавливаемый на двигателе автомобиля ЗИЛ-130 и приводимый во вращение от распределительного вала.
Распределитель включает прерыватель тока низкого напряжения и распределитель тока высокого напряжения, объединенные в одном корпусе. Распределитель имеет два регулятора, автоматически изменяющие угол опережения зажигания: инерционный и вакуумный; октан-коррек-тор позволяет изменять угол опережения зажигания вручную.
Распределитель состоит из корпуса, в котором расположен инерционный регулятор прерывателя тока низкого напряжения и разносная пластинка ротора и крышки распределителя тока высокого напряжения, закрывающей корпус сверху. К корпусу привернуты вакуумный регулятор опережения зажигания, конденсатор и пластины октан-корректора с регулировочными гайками.
К корпусу распределителя привернут винтами неподвижный диск, на котором на шарикоподшипнике смонтирован подвижный диск. На последнем установлена пластинка со стойкой неподвижного контакта прерывателя. Пластинка привернута одним винтом к диску, и ее положение относительно неподвижного диска может меняться при помощи эксцентрика.
Подвижньш контакт находится на той же пластинке на изолированном от массы рычажке и всегда прижимается к неподвижному контакту пружиной. Подвижный контакт гибким проводом соединен с клеммой тока низкого напряжения, изолированной от корпуса. К этой же клемме присоединен провод от конденсатора и катушки зажигания. При вращении валика выступы кулачка набегают на текстолитовую колодку подвижного контакта, и контакты размыкаются. Допустимый зазор между контактами прерывателя 0,35—0,45 мм.
Рис. 3. Распределитель Р4-В:
1 — валик; 2 — неподвижный диск; 3 — подвижный диск; 4 — разносная пластинка ротора; 5 — крышка корпуса; 6 и и — клеммы; 7 — пружина; S — контактный уголек; 9 — защелка; 10 — инерционный регулятор; 11 — вакуумный регулятор; 12 — конденсатор; 13 — регулировочные гайки октан-корректора; 14 — эксцентрик; 15 — рычажок; 16 — винт; 17 — стойка с неподвижным контактом
Сверху на кулачок надет ротор с разносной пластинкой, к которой через клемму и контактный уголек с пружиной подводится ток высокого напряжения. Вращающийся ротор передает ток через искровые промежутки (0,5—0.6 мм) к контактам крышки распределителя. Крышка удерживается на корпусе распределителя пружинными защелками.
Подвижный диск прерывателя через тягу соединен с диафрагмой вакуумного регулятора опережения зажигания.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Распределительный и декомпрессионный механизмы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы